Цель урока: познакомить учащихся с новой техникой «набрызг», выполнить в технике «набрызг» творческую работу по теме «Осенняя фантазия».
Задачи урока:
- помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
- научить осознавать прекрасное, в увиденном;
- совершенствовать композиционные навыки;
- развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
- развивать образное представление и воображение;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование урока для учителя:
- Мультимедийный проектор;
- Мультимедийный экран;
- Компьютер;
- Мультимедийная презентация к уроку;
- Образцы работ учащихся;
- Сухие осенние листья;
- Гуашь;
- Цветные или тонированные листы бумаги формата А4;
- Тонкие кисти;
- Зубные щетки;
- Пластмассовые линейки;
- Магнитофон.
Оборудование урока для учащихся:
- Цветной или тонированный лист бумаги формата А4;
- Сухие осенние листья;
- Гуашь;
- Тонкие кисти;
- Зубная щетка;
- Пластмассовая линейка;
- Баночка с водой;
- Палитра.
Техника выполнения: набрызг (при помощи старой зубной щетки и пластмассовой линейки).
Задание на урок: Выполнить рисунок в технике «набрызг» по теме «Осенняя фантазия» задание на один час.
Методические рекомендации: Предварительно детей обучают приёмам работы зубной щеткой и линейкой, в ходе которой демонстрируют технику «набрызг».
План урока:
- Организационный момент урока.
- Вступительная беседа
- Чтение сказки «Осенняя фантазия».
- Сообщение темы и цели урока.
- Создание композиции из осенней листвы.
- Знакомство с техникой «набрызг».
- Ознакомление с последовательностью выполнения работы.
- Практическая часть урока. Самостоятельная работа учащихся.
- Анализ работ учащихся.
- Организационный конец урока.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Слайд 1
II. Вступительная беседа.
1. Чтение сказки «Осенняя фантазия».
Слайд 2
Осень. Под ногами шуршат листья, прохладный ветер гуляет в почти голых кронах деревьев. Ты идешь по осеннему парку. Идешь по только одному тебе известному маршруту, ведь только так можно попасть в сказку. В сказку леса. Где каждое дерево может поведать тебе полную приключений и таинственных превращений осеннюю историю. Вот, послушайте, что рассказал однажды старый дуб.
Слайд 3
Зазвенел яркий желто-красно-оранжевый будильник, и проснулась Осень-красавица.
– Я не опоздала? – встревожилась она и выглянула в окно. – Меня уже ждут, наверное.
Осень собралась быстро и, конечно, не забыла свою волшебную шаль. Золотая шаль была соткана из нитей грибного дождя и солнечных лучей, а если приглядеться, виделись в золоте разноцветные осенние листья, грибы и колосья, виноград и яблоки, и улетающие журавли, и еще столько всего, что даже сама Осень не могла запомнить.
Слайд 4
Явилась Осень к людям. А люди и не сразу заметили. Не до того им. Удивлены и расстроены люди. Крупные в садах яблоки выросли за лето, но кислые. На полях золотые колосья, а зерна легкие, будто ненастоящие – не получится из них хорошей муки. Вот люди и беспокоятся.
А Осень не беспокоится. «Лето хорошо поработало, все подготовило, – огляделась она, – дело за мной». И взлетела над садами, полями, волшебная шаль Осени.
Слайд 5
Теперь людям только успевай! Яблоки сладкие: в ту корзину – желтые, в эту – красные. Зерна тяжелые: из одних – мука для хлеба, из других, самых лучших, – для пирожков и пирожных.
Быстро собрали люди урожай и, похоже, были им очень довольны. И Осень рада. Но переглянулись люди:
– Осень? Уже?
«Конечно, это я, – подумала Осень, – давно я. Наверное, люди были так заняты урожаем, что меня просто не сразу заметили». И Осень улыбнулась – она была довольна собою. А люди не улыбнулись, они, кажется, уже не были довольны.
– Да... – вздохнули люди. – Лето кончилось. Вот и осень. А ничего не поделаешь.
«Странно, – удивилась Осень, – люди мне будто и не рады. Быть не может».
Слайд 6
И снова, теперь уже над лесами и перелесками, взлетела волшебная шаль Осени.
Слайд 7
И вот машина за машиной, автобус за автобусом повезли людей в осенний лес. Долго гуляли люди по лесу, собирали грибы и ягоды и, кажется, были довольны. «Урожай понравился, лес мой понравился, значит, и я людям в радость», – думала Осень.
А люди будто снова недовольны чем-то, будто печальны даже. Несут люди полные корзинки грибов. И в рыжих, и в разных – красных, шоколадных, желтых шапочках. А корзины с осенней ягодой – ярко-ярко-красной клюквой! А еще охапки разноцветных рябиновых, дубовых, кленовых листьев. Бережно несут люди домой это осеннее волшебство и вздыхают:
– Осень... Да... Совсем осень. А что делать?.. А ничего не поделаешь...
«А что, что нужно делать?! – Осень почти испугалась. – Почему печальны люди? Неужели они хотят прогнать меня? Неужели я все-таки им не нравлюсь?»
Слайд 8
И она решила удивить людей, дать им полюбоваться тем, что не увидишь ни в какое другое время года. В самое небо на этот раз взлетела волшебная шаль Осени.
– Смотрите, смотрите, – звали друг друга люди, – быстрее, не успеете. Даже самые равнодушные долго не отрывали глаз от неба. И неудивительно. Летели птицы. Просто летели, и все. На юг.
Вот такое чудо подарила Осень людям. Долго смотрели люди в небо, вслед прекрасным разным птицам. А потом?
– Да... Осень. Да, настоящая осень. А что делать? А ничего не поделаешь...
Слайд 9
Опустила Осень руки. Заплакала Осень. «Ничем людям не угодишь. Уйду!»
Слайд 10
Закуталась она в свою волшебную шаль и отправилась, куда глаза глядят. Но вот беда – расстроенная, обиженная Осень нечаянно надела свою шаль наизнанку. А изнанка была... Совсем не золотой, совсем не красивой, совсем другой была изнанка. Так случается и не с волшебными вещами, а с волшебными тем более. Не красные яблоки, не золотые листья, не крики журавлей несла с собой изнанка чудесной шали. Холодный долгий дождь и злой ветер вырвались из ее складок.
Слайд 11
Дует ветер, льет дождь, медленно бредет – уходит Осень вдаль по размокшей уже дороге. А что же люди?
(Сказка Натальи Абрамцевой)
2. Сообщение темы и цели урока.
Неужели, вы ребята любите такую осень? Мокрую, слякотную, холодную.
Давайте же вернем нам прекрасное, задорное настроение золотой осени, а для этого нам с вами надо пофантазировать.
Попробуем создать рисунок для шали при помощи осенних листьев, используя их как трафареты.
А рисовать будем не кистью, а всем вам хорошо знакомым предметом – зубной щеткой. Такая техника рисования называется «набрызг». Знакомство с техникой «набрызг».
3. Создание композиции из осенней листвы.
Слайд 12 | Для работы нам понадобятся:
|
Выберите лист понравившегося вам цвета. Положите его перед собой по вертикали или по горизонтали. | |
Слайды 13–14 | Как вы думаете, каким рисунком можно украсить шаль осени? А можно ли его выложить из осенних листьев?Продумайте свой рисунок, сложите из осенних листочков задуманную композицию. |
Слайды 15–16 | Посмотрите, какие рисунки можно создать для украшения осенней шали при помощи опавшей листвы. |
Слайды 17–18 | А теперь давайте вспомним, а какие краски любит осень? В какой цвет можно окрасить её любимую волшебную шаль?Правильно, тёплые (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный (травяная зелень), коричневый, бордовый). |
Слайд 19 | Откройте краски и приготовьте к работе зубную щетку. |
4. Знакомство с техникой «набрызг».
Слайд 20 | Смочите щетку водой. Стряхните лишнюю воду, постучав щеткой по краю стаканчика, иначе могут получится большие кляксы. |
Слайд 21 | Наберите на зубную щетку понравившийся вам цвет.Возьмите линейку в другую руку. |
Слайд 22 | Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу вверх.Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. |
5. Ознакомление с последовательностью выполнения работы.
Слайд 23 | С чего мы обычно с вами начинаем рисовать? Правильно с предварительного рисунка карандашом. А что именно мы рисуем карандашом? Верно контур изображаемых предметов.Вот и сейчас мы начнем именно с контура.Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный). |
Слайд 24 | Уберите, аккуратно взяв за черенки, листья. Посмотрите, четкий ли контур у вас получился. |
Слайд 25 | Продолжайте накладывать на работу листья и забрызгивать их по контуру, создавая свой рисунок. |
Слайд 26 | В завершении работы, с помощью тоненькой кисточки можно дорисовать необходимые элементы. |
III. Практическая часть урока.
Самостоятельная работа учащихся.
IV. Анализ работ учащихся.
V. Организационный конец урока.
Слайд 27