Декоративное рисование "Осенняя фантазия" (техника "набрызг"). 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель урока: познакомить учащихся с новой техникой «набрызг», выполнить в технике «набрызг» творческую работу по теме «Осенняя фантазия».

Задачи урока:

  • помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
  • научить осознавать прекрасное, в увиденном;
  • совершенствовать композиционные навыки;
  • развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира;
  • развивать образное представление и воображение;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование урока для учителя:

  • Мультимедийный проектор;
  • Мультимедийный экран;
  • Компьютер;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Образцы работ учащихся;
  • Сухие осенние листья;
  • Гуашь;
  • Цветные или тонированные листы бумаги формата А4;
  • Тонкие кисти;
  • Зубные щетки;
  • Пластмассовые линейки;
  • Магнитофон.

Оборудование урока для учащихся:

  • Цветной или тонированный лист бумаги формата А4;
  • Сухие осенние листья;
  • Гуашь;
  • Тонкие кисти;
  • Зубная щетка;
  • Пластмассовая линейка;
  • Баночка с водой;
  • Палитра.

Техника выполнения: набрызг (при помощи старой зубной щетки и пластмассовой линейки).

Задание на урок: Выполнить рисунок в технике «набрызг» по теме «Осенняя фантазия» задание на один час.

Методические рекомендации: Предварительно детей обучают приёмам работы зубной щеткой и линейкой, в ходе которой демонстрируют технику «набрызг».

План урока:

  1. Организационный момент урока.
  2. Вступительная беседа
    1. Чтение сказки «Осенняя фантазия».
    2. Сообщение темы и цели урока.
    3. Создание композиции из осенней листвы.
    4. Знакомство с техникой «набрызг».
    5. Ознакомление с последовательностью выполнения работы.
  3. Практическая часть урока. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Анализ работ учащихся.
  5. Организационный конец урока.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слайд 1

II. Вступительная беседа.

1. Чтение сказки «Осенняя фантазия».

Слайд 2

Осень. Под ногами шуршат листья, прохладный ветер гуляет в почти голых кронах деревьев. Ты идешь по осеннему парку. Идешь по только одному тебе известному маршруту, ведь только так можно попасть в сказку. В сказку леса. Где каждое дерево может поведать тебе полную приключений и таинственных превращений осеннюю историю. Вот, послушайте, что рассказал однажды старый дуб.

Слайд 3

Зазвенел яркий желто-красно-оранжевый будильник, и проснулась Осень-красавица.
– Я не опоздала? – встревожилась она и выглянула в окно. – Меня уже ждут, наверное.
Осень собралась быстро и, конечно, не забыла свою волшебную шаль. Золотая шаль была соткана из нитей грибного дождя и солнечных лучей, а если приглядеться, виделись в золоте разноцветные осенние листья, грибы и колосья, виноград и яблоки, и улетающие журавли, и еще столько всего, что даже сама Осень не могла запомнить.

Слайд 4

Явилась Осень к людям. А люди и не сразу заметили. Не до того им. Удивлены и расстроены люди. Крупные в садах яблоки выросли за лето, но кислые. На полях золотые колосья, а зерна легкие, будто ненастоящие – не получится из них хорошей муки. Вот люди и беспокоятся.
А Осень не беспокоится. «Лето хорошо поработало, все подготовило, – огляделась она, – дело за мной». И взлетела над садами, полями, волшебная шаль Осени.

Слайд 5

Теперь людям только успевай! Яблоки сладкие: в ту корзину – желтые, в эту – красные. Зерна тяжелые: из одних – мука для хлеба, из других, самых лучших, – для пирожков и пирожных.
Быстро собрали люди урожай и, похоже, были им очень довольны. И Осень рада. Но переглянулись люди:
– Осень? Уже?
«Конечно, это я, – подумала Осень, – давно я. Наверное, люди были так заняты урожаем, что меня просто не сразу заметили». И Осень улыбнулась – она была довольна собою. А люди не улыбнулись, они, кажется, уже не были довольны.
– Да... – вздохнули люди. – Лето кончилось. Вот и осень. А ничего не поделаешь.
«Странно, – удивилась Осень, – люди мне будто и не рады. Быть не может».

Слайд 6

И снова, теперь уже над лесами и перелесками, взлетела волшебная шаль Осени.

Слайд 7

И вот машина за машиной, автобус за автобусом повезли людей в осенний лес. Долго гуляли люди по лесу, собирали грибы и ягоды и, кажется, были довольны. «Урожай понравился, лес мой понравился, значит, и я людям в радость», – думала Осень.
А люди будто снова недовольны чем-то, будто печальны даже. Несут люди полные корзинки грибов. И в рыжих, и в разных – красных, шоколадных, желтых шапочках. А корзины с осенней ягодой – ярко-ярко-красной клюквой! А еще охапки разноцветных рябиновых, дубовых, кленовых листьев. Бережно несут люди домой это осеннее волшебство и вздыхают:
– Осень... Да... Совсем осень. А что делать?.. А ничего не поделаешь...
«А что, что нужно делать?! – Осень почти испугалась. – Почему печальны люди? Неужели они хотят прогнать меня? Неужели я все-таки им не нравлюсь?»

Слайд 8

И она решила удивить людей, дать им полюбоваться тем, что не увидишь ни в какое другое время года. В самое небо на этот раз взлетела волшебная шаль Осени.
– Смотрите, смотрите, – звали друг друга люди, – быстрее, не успеете. Даже самые равнодушные долго не отрывали глаз от неба. И неудивительно. Летели птицы. Просто летели, и все. На юг.
Вот такое чудо подарила Осень людям. Долго смотрели люди в небо, вслед прекрасным разным птицам. А потом?
– Да... Осень. Да, настоящая осень. А что делать? А ничего не поделаешь...

Слайд 9

Опустила Осень руки. Заплакала Осень. «Ничем людям не угодишь. Уйду!»

Слайд 10

Закуталась она в свою волшебную шаль и отправилась, куда глаза глядят. Но вот беда – расстроенная, обиженная Осень нечаянно надела свою шаль наизнанку. А изнанка была... Совсем не золотой, совсем не красивой, совсем другой была изнанка. Так случается и не с волшебными вещами, а с волшебными тем более. Не красные яблоки, не золотые листья, не крики журавлей несла с собой изнанка чудесной шали. Холодный долгий дождь и злой ветер вырвались из ее складок.

Слайд 11

Дует ветер, льет дождь, медленно бредет – уходит Осень вдаль по размокшей уже дороге. А что же люди?

(Сказка Натальи Абрамцевой)

2. Сообщение темы и цели урока.

Неужели, вы ребята любите такую осень? Мокрую, слякотную, холодную.

Давайте же вернем нам прекрасное, задорное настроение золотой осени, а для этого нам с вами надо пофантазировать.

Попробуем создать рисунок для шали при помощи осенних листьев, используя их как трафареты.

А рисовать будем не кистью, а всем вам хорошо знакомым предметом – зубной щеткой. Такая техника рисования называется «набрызг». Знакомство с техникой «набрызг».

3. Создание композиции из осенней листвы.

Слайд 12 Для работы нам понадобятся:
  1. Цветной или тонированный лист бумаги;
  2. Сухие осенние листья;
  3. Гуашь;
  4. Тонкие кисти;
  5. Зубная щетка;
  6. Пластмассовая линейка;
  7. Баночка с водой;
  8. Палитра.
Выберите лист понравившегося вам цвета. Положите его перед собой по вертикали или по горизонтали.
Слайды 13–14  Как вы думаете, каким рисунком можно украсить шаль осени? А можно ли его выложить из осенних листьев?Продумайте свой рисунок, сложите из осенних листочков задуманную композицию.
Слайды 15–16 Посмотрите, какие рисунки можно создать для украшения осенней шали при помощи опавшей листвы.
Слайды 17–18 А теперь давайте вспомним, а какие краски любит осень? В какой цвет можно окрасить её любимую волшебную шаль?Правильно, тёплые (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный (травяная зелень), коричневый, бордовый).
Слайд 19 Откройте краски и приготовьте к работе зубную щетку.

4. Знакомство с техникой «набрызг».

Слайд 20 Смочите щетку водой. Стряхните лишнюю воду, постучав щеткой по краю стаканчика, иначе могут получится большие кляксы.
Слайд 21 Наберите на зубную щетку понравившийся вам цвет.Возьмите линейку в другую руку.
Слайд 22 Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу вверх.Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу.

5. Ознакомление с последовательностью выполнения работы.

Слайд 23 С чего мы обычно с вами начинаем рисовать? Правильно с предварительного рисунка карандашом. А что именно мы рисуем карандашом? Верно контур изображаемых предметов.Вот и сейчас мы начнем именно с контура.Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный).
Слайд 24 Уберите, аккуратно взяв за черенки, листья. Посмотрите, четкий ли контур у вас получился.
Слайд 25 Продолжайте накладывать на работу листья и забрызгивать их по контуру, создавая свой рисунок.
Слайд 26 В завершении работы, с помощью тоненькой кисточки можно дорисовать необходимые элементы.

III. Практическая часть урока.

Самостоятельная работа учащихся.

IV. Анализ работ учащихся.

V. Организационный конец урока.

Слайд 27