Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная система дошкольного образования создает условия для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Соответствовать Федеральным государственным требованиям, вносить инновацию в образовательный процесс педагогам помогает объединение образовательных областей через проявления разных форм как совместной деятельности взрослых и детей, так самостоятельной деятельности последних. Интеграция всех направлений обучения – это чудо педагогического воздействия и мастерства. Кто бы ни проводил занятие: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, кто бы ни был рядом с ребенком, главная задача вовлечь его в игру, на том едином содержательном материале, каким владеет взрослый. Это и есть путь к успешности ребенка, к его физическому и психическому благополучию!

В основу организации образовательного процесса, представленного в данном плане, определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Единые для всех педагогов «лексические темы» выстроены с целью формирования у детей основных понятий, повторения и уточнения образовательного материала в течение года. Изучаемый материал каждой темы распределен по разделам: познавательной, художественной, изобразительной, музыкальной, игровой, двигательной и трудовой деятельности детей. Отдельно выделен раздел под названием «интегрированная деятельность». Кроме того, в планирование деятельности педагогов дошкольных групп, включена работа, связанная с взаимодействием родителей и детей других возрастных групп.

В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют как традиционные, так и инновационные формы работы с детьми (обязательные занятия, предусмотренные учебным планом, а также интегрированные, включающие в себя экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т.д.).

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы имеет два блока, отличающиеся по возрастному принципу: в первый блок входит вторая младшая – средняя группа; второй блок представляет старшую – подготовительную группу.

Составление плана основано на следующих материалах:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. испр. и доп.-М.: Мозайка-Синтез, 2010.-208с.» В добавление к программе используются парциальные программы с учетом основных образовательных областей.

  2. Программы логопедической направленности включают в себя работы следующих авторов:
    а) Гербова В.В. Развитие речи. 2-4, 4-6 лет. Учебно-наглядное пособие – М.: Владос, 2003;
    б) Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР-СПб, Детство-пресс, 2003;
    в) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада М., 1991;
    г) Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР М., Школьная пресса, 2005 (старшая и подготовительная группы) – I, II кн.

  3. Занятия по формированию элементарных математических представлений рассчитаны на каждую возрастную группу и определяются следующими методическими материалами:
    а) Новикова В.Н. «Математика в детском саду». Младший дошкольный возраст. М. «Мозайка – Синтез». 2000;
    б) Новикова В.Н. «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст. М. «Мозайка – Синтез», 2000;
    в) Новикова В.Н. «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст. М. «Мозайка – Синтез», 2000;
    г) Новикова В.Н. «Математика в детском саду». Подготовительная группа. М. «Мозайка – Синтез». 2001;

  4. Подготовка детей к обучению грамоте представлены в работах следующих авторов: Старинина В.Р., Гутенева А.В. Грамотный дошкольник: Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2009. – 80 с. (Развитие и коррекция.).

Помимо выше указанного, темы подгрупповых интегрированных занятий педагога-психолога со специалистами ДОУ для детей старшего и подготовительного к школе возраста выбраны из авторской программы «Мир психологии», представленные по разделам:

1 раздел – Развивающие занятия «Мир чудес» (ознакомление с окружающим миром, познавательное и эмоциональное развитие) и осуществляются один раз в неделю совместно с учителем-логопедом или учителем-дефектологом;

2 раздел – Развивающие занятия «Наша природа» (экологическое воспитание, приобщение к живой природе, воспитание бережного отношения к ней) проводятся один раз в две недели совместно с воспитателем или педагогом дополнительного образования по экологии;

3 раздел – Развивающие занятия «Веселый карандашик» (развитие крупной и мелкой моторики, подготовка к письму) идут один раз в две недели совместно с воспитателем или педагогом дополнительного образования по ИЗО-деятельности.

Выбор программ и технологий, методов и приемов педагогической деятельности осуществляется на основе качественного и количественного анализа уровня развития детей с учетом срока посещения дошкольного образовательного учреждения каждым ребенком группы. В подобной работе с детьми используется инструментарий в виде: диагностических бланков, созданных педагогами (воспитателями) в свободной форме по соответствующей программе; речевых карт учителей-логопедов; диагностических бланков педагогов-психологов, которые подобраны индивидуальным образом в каждом ДОУ.

Важно отметить, что образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна) преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное его развитие. Самостоятельная игровая деятельность детей в группе детского сада обеспечивается соответствующей их возрасту предметно-развивающей средой. Организация прогулок для детей предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. При необходимости проводятся дополнительные занятия по освоению образовательных областей и консультации для родителей по содержанию психолого-педагогической работы с детьми в условиях семьи.

Итоговая оценка ребенка проводится при выпуске из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ (Приложение 1).

С Комплексно-тематическим планом психолого-педагогической работы во второй младшей – средней группе можно ознакомится в Приложении 2.

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в старшей – подготовительной группе представлен в Приложении 3.