Вопросы воспитания и просвещения подрастающего поколения россиян находятся в центре внимания общества и государства. В условиях обостряющихся межнациональных и межконфессиональных конфликтов, борьбы с правовым нигилизмом, противостояния экстремизму, главной задачей школьного воспитания является профилактика детской преступности, недопущение вовлечения подростков в криминальную среду и формирование понимания необходимости общественно-полезной деятельности.
Роль школьного учителя в этом процессе невозможно переоценить. Его деятельность должна выходить за рамки урока и вовлекать учащихся в совместную внеурочную деятельность.
Свою работу с учащимися я выстраиваю в рамках общелицейского самоуправления на основе сектора «Спорт и здоровье».
Целью своей деятельности я ставлю формирование и развитие способности учащихся к самоуправлению, саморазвитию, самовоспитанию и социализации.
Задачи:
- повышение учебной мотивации к занятиям физкультурой и спортом;
- развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за порученное дело;
- выявлять индивидуальные возможности и способности каждого члена коллектива, использовать их на благо личности и коллектива;
- включить как можно большее количество учащихся в занятия физкультурой и спортом;
- популяризация здорового образа жизни.
Важным элементов воспитательного процесса является совместная деятельность учащегося и педагога. Искусство педагога заключается в том, чтобы избежав диктата, прямого руководства учащимися, обеспечить активную, самостоятельную, общественно и личнозначимую деятельность.
В сектор «Спорт и здоровье» приглашаются все желающие от классов. На совместном собрании учащимся предлагается попробовать себя в различных направлениях: организация спортивных соревнований и праздников, агитация и пропаганда, обеспечение материально-хозяйственной базы.
Деятельность сектора строится на основе Положения, принятого на заседании сектора и утвержденного на заседании Совета лицея.
Считаю важным в воспитании организаторских способностей учащихся строить свою работу последовательно и планомерно. Поэтому учебный год мы начинаем с планирования деятельности
Направления деятельности | Основные мероприятия | Деятельность учащихся (членов сектора «Спорт и здоровье») |
Участие команд лицея в районных соревнованиях по различным видам спорта | Соревнования в соответствии с планом спортивных мероприятий района и округа | Совместно с учителем формируют лицейские команды, являются их активными участникам, организовывают группы поддержки. |
Организация внутрилицейских спортивных соревнований | Осенний кросс (сентябрь) | 1.Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора. 2. Выбирают судейскую бригады. 3. Совместно с классным руководителем организуют и проводят классный час о правилах проведения соревнований. 4. Совместно с классным руководителем контролируют участие каждого учащегося в кроссе. 5. Подводят итоги соревнований. |
Соревнования по многоборью (ноябрь) | 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора. 2. Выбирают судейскую бригады. 3. Совместно с классным руководителем организуют и проводят классный час о правилах проведения соревнований. 4. Совместно с классным руководителем контролируют участие каждого учащегося в соревнованиях. 5. Подводят итоги соревнований. |
|
Турнир по волейболу (декабрь) | 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора. 2. Выбирают судейскоую бригаду. 3. Совместно с классным руководителем формируют команды класса. 4. Подводят итоги соревнований. |
|
Лыжный кросс (февраль) | 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора. 2. Выбирают судейскую бригады. 3. Совместно с классным руководителем организуют и проводят классный час о правилах проведения соревнований. 4. Совместно с классным рукводителем контролирует участие каждого учащегося в кроссе. 5. Подведение итогов соревнований. |
|
Турнир по мини-футболу (март) | 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора. 2. Выбирают судейскую бригады. 3. Совместно с классным руководителем формирование команды класса. 4. Подведение итогов соревнований. |
|
Легкоатлетическая эстафета (апрель) | 1. Утверждают положение о соревнованиях на заседании сектора. 2. Выбирают судейскую бригады. 3. Совместно с классным руководителем формирование команды класса. 4. Подведение итогов соревнований. |
|
Агитация и пропаганда здорового образа жизни | Освещение спортивных событий на стенде и на сайте лицея. | Подготовка статей на сайт лицея и в газету «Мы», оформление стенда. |
Конкурс фотографий «О, спорт, ты мир». | 1. Утверждение положения о конкурсе на заседании сектора. 2. Выбор жюри конкурса. 3.Подведение итогов конкурса. |
|
Конкурс сочинений «Я за здоровый образ жизни!». | 1. Утверждение положения о конкурсе на заседании сектора. 2. Выбор жюри конкурса. 3. Подведение итогов конкурса. |
|
Обеспечение материально-хозяйственной базы. | Подбор инвентаря к соревнованиям. | Подготовка и мелкий ремонт инвентаря. |
При обсуждении положений соревнований, при выборе судейских бригад, учащиеся учатся коллективному принятию решений, имеют возможность самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовать их в интересах ученического коллектива. При таком подходе у ребят появляется чувство общего дела, понимание необходимости принятых решений, ответственности за все, что происходит в Лицее. Особого внимания заслуживает разновозрастное взаимодействие учащихся, в совместной деятельности в конструктивном общении, старшие и младшие взаимнообогащаются идеями, опытом. Подобное взаимодействие это лучший способ предотвращения конфликтов в детском коллективе.
Безусловно, процесс воспитания будет более успешным, если работает коллектив единомышленников и система самоуправления охватывает всех педагогов и завершается общешкольным советом. Однако представленный опыт является универсальным, который может использовать индивидуально учитель любого предмета.