Экологический эрудицион "Землянам чистую планету!"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживёт и не выживет.

Перед учащимися «Землянам чистую планету», газета из четырёх страниц. Страницы в ней необычные, они разного цвета: первая страница – голубая, вторая – белая, третья– синяя, четвертая страница – зелёная. На страницах черные пятна, а в центре грустный человек. Задача ребят – попытаться разгадать, что же находиться вокруг грустного человечка? Как убрать «черные пятна» со страниц газеты? Что находится под этими «черными пятнами»? Каждая страница – это частичка нашей планеты Земля. Убрать «черные пятна» – очистить нашу планету, значит сделать её чистой, красивой и здоровой. Для этого ребятам предстоит выполнить соответствующие задания на каждой странице.

Первая страница голубая – воздушное пространство, окружающее нас. Загрязняют воздух: сажа, пыль, газовые отходы производства, микробы. Ребята перечисляют способы для очищения воздуха от этих загрязнений: установка очистительных сооружений, пылеулавливателей; влажная уборка помещений; посадка деревьев.

На второй белой странице появились пятна шума, громкой музыки, криков. Они тоже являются причинами многих неудобств, болезней человека. Как очистить эту страницу? Дети находят способы: не включать громко музыку, не кричать, разговаривать спокойно, чтобы дома и в школе был звуковой комфорт. И вторая страничка, благодаря ребятам, очищена от «черных пятен».

Третья синяя страница – водная. «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете». Задача ребят – очистить воду в реке от мусора, посторонних предметов. Ребята нарисовали красивые рисунки. Некоторые рисунки представлены на слайдах. Они доказали, что всем нужна чистая вода.

Четвертая страница газеты зеленая потому, что основу живой природы составляют зеленые растения. Они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам. Эта зеленая страничка посвящена живым организмам. Кого можно отнести к живой природе? (Растения, животные, грибы, бактерии, человек). Чтобы красивых растений было много кругом, а животным жилось спокойно нужно соблюдать правила поведения в природе. Ребята говорят, что нельзя рвать цветы, собирать букеты, плести венки; нельзя трогать птичьих гнезд, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, червячков. Животные и растения, нуждающиеся в охране, занесены в Красную книгу. Ребята предлагают убрать «черные пятна» и с зеленой страницы, чтобы всем растениям, животным и человеку хорошо жилось на Земле!

Показав прекрасные знания в области охраны природы, ребята нашли пути спасения окружающей природы. Все страницы газеты «Землянам чистую планету!» ребята очистили от «грязных пятен». Человечек улыбается – ему хорошо в чистом мире, на чистой, красивой здоровой планете Земля.

Только доброе отношение людей ко всему живому помогут сохранить нашу планету чистой, красивой здоровой.

На экране проецируются слайды презентации (Презентация)

Слайд 2.

Цель: Сохранение нашей планеты чистой, красивой и здоровой.

Слайд 3.

Задачи:

  • Формирование экологической грамотности подрастающего поколения;
  • Формирование экологической культуры;
  • Формирование бережного отношения ко всему живому.

Оборудование:

  • презентация «Землянам чистую планету!»;
  • Компьютер, экран, мультимедиа;
  • Для оформления класса: стенды «Сохраним Землю голубой и зеленой!», «Правила поведения в природе»; иллюстрации растений и животных из Красной книги Республики Коми; плакаты «Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту», «Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: дети – друзья, защитники и дозорные природы».

Проводится в рамках предметной недели по биологии и экологии.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель: Каждый день всегда, везде – на занятиях, в игре, смело четко говорим и тихонечко сидим.

Основная часть мероприятия.

Слайд 4. Девиз: «Любовь и доброта спасут мир!»

Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживёт и не выживет.

Учитель: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на экран (Слайд 5). То, что вы видите – это газета из четырёх страниц. Газета называется «Землянам чистую планету». Страницы в ней необычные, они разного цвета. Первая страница – голубая, вторая страница – белая, третья страница – синяя, четвёртая страница – зелёная. Каждая страница это частичка нашей планеты Земля. На страницах черные пятна, а в центре грустный человек.

Учитель: Давайте попробуем разгадать: что же находится вокруг нашего человечка? Уберём черные пятна, тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.

Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.

Учитель поёт на мотив песни из к/ф «Семь стариков и одна девушка»:

Землю обмотали, землю обмотали.
Тоненькие нити, тоненькие нити.
Из зеленых рек, из зеленых рек
Совершите чудо, совершите чудо,
Руку протяните, руку протяните -
Зеркало природы не должно никогда тускнеть!

Страница первая – ГОЛУБАЯ.

Учитель: О чем пойдет речь на этой странице? Отгадайте загадку:

– Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Учитель: На этой голубой странице побеседуем о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой.

– Кто из вас знает стихи или загадки о воздухе? (Дети читают стихи). Отгадайте мою загадку:

– Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (Небо) (Слайд 6)

Учитель: Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Отчего может загрязниться воздух? Попытайтесь понять детские высказывания.

Конкурс «Устами младенца».

  1. Всегда чёрного цвета.
    • Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
    • Это очень вредно.
    • У человека вызывает болезни, а одежда становится грязной.
    • Этого много при горении. (Сажа) (Слайд 7).
  2. Она легкая, серого цвета.
    • Этого бывает много.
    • На улице, в комнате, в помещении.
    • От этого у людей бывает аллергия.
    • Если полить тротуары, сделать в помещении влажную уборку её станет меньше. (Пыль) (Слайд 7).
  3. Серого цвета.
    • Этого почти не видно.
    • Этого много в промышленном городе, где работает много фабрик и заводов.
    • От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
    • Это могут собрать на свои листья зелёные растения.
    • В городе, где этого много, не растут лишайники. (Газовые отходы) (Слайд 7).
  4. В воздухе их содержатся много.
    • Когда в комнате много людей, а окна закрыты, их может накопиться очень много.
    • Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп.
    • Маленькие живые существа. (Микробы). (Слайд 7).

Учитель: Что надо сделать для охраны воздуха от этих загрязнений? (Ответы детей: очистительные сооружения; влажную уборку, пропылесосить; на заводах используют пылеулавливатели; проветривать комнату, чтобы не было микробов (Слайд 7).

Учитель: Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени. Какое самое распространённое дерево вы видели на улицах города Сыктывкара? Оно является настоящим пылеулавливателем (Ответы детей: тополь).

Учитель: Мы убрали микробы, сажу, пыль, газовые отходы с голубой страницы. И вторая страничка, благодаря ребятам, их правильным ответам, очищена от черных пятен. Если вы сумеете очистить от черных пятен все страницы нашей газеты – наш человечек будет улыбаться!

Страница вторая – БЕЛАЯ.

Учитель: Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения (Слайд 8). Попытайтесь понять, о чем идет речь в детских высказываниях.

Конкурс «Устами младенца»:

  • Особенно много там, где много заводов и фабрик.
  • От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.
  • Если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик:
  • (Учитель поёт)
    Эй, гражданка у окна.
    Вы же в доме не одна.
    Почему же целый дом
    Должен слушать этот гром? (Шум). (Слайд 8).

(Ответы детей: им не нравится, потому что шумно и неприятно).

Учитель: Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать громко магнитофон. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть под ухо своего приятеля. Это очень опасно. Резкий, громкий звук может нарушить слух. Ребята, как уберечься от шума?

(Ответы детей: не включать громкую музыку, не кричать, разговаривать спокойным голосом).

Учитель: И вторая страничка, благодаря ребятам, их знаниям, очищена от черных пятен. С белого поля мы уберем зигзаги громкого звука, шума и оставим красивые волны, пение птиц, шелест листвы (Слайд 9).

Учитель: Ну, вот, две страницы нашей газеты чистые.

Страница третья – СИНЯЯ.

(Учитель напевает песню "Ручей" (сл. E. Рывиной, муз. С. Кочергиной))

– Ах, ручей, чей ты, чей?
Я – от снега и лучей.
Я бегу, я смеюсь,
Я сейчас с другим сольюсь.

Учитель: О чем пойдет речь на третьей странице газеты? (Ответы ребят: о воде)

Учитель: Где больше всего воды на Земле? (В океане). А еще где находится вода? (В морях, в реках, в ручьях, ледниках, айсбергах, живых организмах). Отгадайте загадки:

«Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут». (Облака)

«С неба пришёл, в землю ушёл». (Дождь)

«Зимнее стекло
Весною потекло». (Лёд)

«Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке». (Град)

Учитель: В каких состояниях встречается вода в природе? (Ответы детей: газообразная – пар, жидкая и твердая вода). (Слайд 10).

Учитель: А какая нужна вода, чтобы нам напиться и умыться? (Чистая, пресная). Конечно, это чистая вода. Грязной водой умываться нельзя. Чистая вода нужна и растениям и животным. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. Французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете». (Слайд 11).

Учитель. Ребята взгляните на слайд (Слайд 12). Вода в реке загрязнена мусором, отходами. Люди иногда моют в ней машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Как нам очистить синее поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать для охраны воды?

(Ответы детей: не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми).

Учитель: Уберем мусор с нашей речки! (Слайд 13). Наша речка стала чистая и весёлая – в ней поселились обитатели. Ребята, какие вы молодцы – очистили синюю водную страницу нашей газеты. Эти рисунки выполнили ребята

Страница четвёртая – ЗЕЛЁНАЯ.

Учитель: Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей: зеленый цвет – это цвет зелени, травы, листьев. Они зеленые, потому что в них содержится хлорофилл).

Учитель: Страница газеты зеленая потому, что основу живой природы составляют зеленые растения. Они дают всем жизнь: пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам. Эта зеленая страничка посвящена живым организмам.

Учитель. Кого можно отнести к живой природе?

(Ответы детей: растения, животные, грибы, бактерии, человек относятся к живой природе).

(Слайд 14)

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!

Учитель: Всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

– Посмотрите на это зеленое поле (Слайд 15). На этой поляне есть и печальные рисунки ребят «Как не должно быть».

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.

Учитель: Мы можем этого не допустить, если научимся правильно вести себя в природе. Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы красивых растений было много кругом?

(Ответы детей: не рвать цветы, не собирать букеты, не плести венки, не топтать красивые цветы).

– А чтобы животным жилось спокойно, что надо сделать для этого?

(Ответы детей: не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. не обижать никого, даже самых маленьких жучков, червячков).

Слайд 16. Правила в лесу

Чтобы не было пожара
Нельзя сжигать костры,
Погибнут от пожара
Деревья и кусты.

Нельзя в лесу у речки
Разбрасывать весь хлам.
Разжечь их лучше в печке
Удобней будет вам.

Нельзя шуметь, кричать,
Грибницы разрушать
И убивать всех птиц.
(особенно синиц).

Нельзя там правил нарушать
И насекомых там ловить,
Домой детёнышей не брать
И к птичьим гнёздам подходить.

Нельзя растений много рвать
И муравейник разорять.
Чтоб расцвело в лесу опять,
Нужно всё тут охранять.

Учитель: (Слайд 17). Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красный цвет – сигнал о помощи. 1966 год – это год создания Международной Красной книги, хранится в швейцарском г. Морже, 1974 – год создания Красной книги нашей страны, 1992 – год создания Красной книги Республики Коми.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы .

И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
Так, скорее, над звёздною синью,
Чтоб жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!

Учитель: В нашей Республике Коми есть растения и животные, нуждающиеся в охране. Назовите некоторые из них. (Ответы детей: купальница европейская, прострел, пион уклонистый, ятрышник пятнистый, сосна кедровая; среди животных – это лебедь кликун, хариус сибирский. (Слайд 18).

(Ребята исполняют песню «Просьба» на слова Р. Рождественского, музыка. А. Пахмутовой).

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Припев.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Дети: Уберем черные пятна и с зеленой страницы. Лучше без них на зеленом поле живется всем растениям, животным, человеку!

Учитель: Показав прекрасные знания в области охраны природы, ребята нашли пути спасения окружающей природы. Все страницы газеты «Землянам чистую планету!» ребята очистили от «грязных пятен». Человечек улыбается – ему хорошо в чистом мире, на чистой, красивой здоровой планете Земля. Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». (Слайд 19).

Только доброе отношение людей ко всему живому помогут сохранить нашу планету чистой, красивой здоровой.

Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы говорили о природе.

  • Что такое природа?
  • Что природа дает человеку?
  • Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

Ученица: Своими рисунками, выполненные в Paint, и фотографиями я, Можаева Наталья, ученица 7 класса, призываю всех беречь природу, Землю – наш общий дом. (Слайды 20–24)

Учитель: Наша необычная газета «Землянам – чистую планету!» закрывает свои страницы. Ваше доброе отношение ко всему живому, ваша грамотность, помогут сохранить нашу планету красивой, чистой и здоровой. В повести «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету» (Слайд 25).

Вывод: Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая на уроках, внеклассных мероприятиях, способствуют значительному повышению экологической культуры школьников. Дети станут намного добрее, проявляя заботу, внимание, сострадание ко всему живому.