Пояснительная записка
В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Виной всему – халатное отношение взрослых. Но нельзя не упомянуть, что виновниками пожаров бывают и дети. Зачастую они не имеют элементарных знаний и правил пожарной безопасности, не умеют вести себя в экстремальных ситуациях.
В своей практике мы столкнулись с нехваткой методической литературы, пособий и игр для работы с детьми дошкольного возраста по обучению противопожарной безопасности. Мы обобщили свой опыт и решили подготовить программу для педагогов ДОУ по данному направлению. Программа предусматривает формирование у дошкольников устойчивых знаний об основах безопасного поведения в быту, в окружающей среде; умений применять полученные знания в экстремальных ситуациях; воспитание ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. В программе соблюдены принципы систематичности, последовательности, доступности, взаимосвязи теоретических сведений с практическими методами и наглядным оформлением.
При планировании мы учитывали возрастные особенности детей и использовали интеграционный подход к содержанию и приемам организации занятий. Необходимые дидактические материалы представлены в приложении к программе.
Надеемся, что предлагаемый материал позволит решить задачи сформированности у дошкольников основ безопасного поведения. Мы ориентируем воспитателей на повседневную творческую работу, совершенствование и самообразование.
Желаем успеха!
Перспективный план работы по пожарной безопасности
Средняя группа
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | «Знакомство с профессией пожарного». |
Октябрь | «Для чего нам нужен огонь» |
Ноябрь | «Рассказ воспитателя о пожарной машине» |
Декабрь | «Новый год» |
Январь | «Знакомство с бытовой техникой» |
Февраль | «Беда из коробка» |
Март | «Если возник пожар» |
Апрель | «Чтение стихотворения С.Я Маршака «Пожар» |
Май | «Правила в стихах и картинках» |
Старшая группа
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | «Экскурсия в пожарную часть». |
Октябрь | «Пожарная машина на службе человека» |
Ноябрь | «Осторожно, огонь!» |
Декабрь | «Как не испортить праздник». |
Январь | «Бытовая техника на службе человека». |
Февраль | «Если в доме случилась беда». |
Март | «Рассматривание плакатов по противопожарной безопасности». |
Апрель | «Викторина «Твоя безопасность». |
Май | «Правила безопасного поведения в лесу». |
Подготовительная к школе группа
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | «Экскурсия в музей пожарной безопасности». |
Октябрь | «Огонь наш друг и враг» |
Ноябрь | «Электричество и газ» |
Декабрь | «Составление рассказов по опорным словам на тему: «Как не испортить праздник». |
Январь | «Если дома случился пожар». |
Февраль | «Пожароопасные предметы». |
Март | «Средства борьбы с огнем». |
Апрель | «Пожар в лесу. Способы его тушения». |
Май | «КВН по пожарной безопасности». |
Занятие в средней группе
Тема: «Новый год»
Цели: довести до понимания детей, что небрежное обращение с огнеопасными предметами, несоблюдение пожарной безопасности может довести до беды. Воспитывать чувство ответственности за свои действия.
Материал к занятию: карточки для игры, картинки – персонажи сказки, фланелеграф.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, сейчас в лесу идет полным ходом подготовка к встрече Нового года. Хотите увидеть, как звери наряжают елку к празднику? Сейчас я взмахну волшебной палочкой, произнесу таинственные слова и мы очутимся в гостях у белочки и зайца. «Снежинки – пушинки, закружите, в зимний лес нас проводите».
Воспитатель инсценирует сказку «Как звери елку наряжали».
Заяц – Скоро праздник, бельчонок, а у нас до сих пор елочка не украшена. Давай, пока мама-Зайчиха в лесу, сделаем ей сюрприз, нарядим елочку.
Бельчонок – Давай. Но ведь игрушки твоя мама еще не приготовила. Чем же мы будем елочку украшать?
Заяц – Я придумал. У меня есть бенгальские огни, смотри как их много. Мы привяжем их к веточкам и когда зажжем, так будет все сверкать.
Бельчонок – А я предлагаю еще и кусочки ваты раскидать – это будет снег.
Заяц – Слушай, бельчонок, а давай поставим под елочкой настоящие свечи, когда они горят – так красиво.
(Стук в дверь, возвращается мама-Зайчиха).
Воспитатель (тихо говорит детям): Давайте не будем мешать зверятам, они потом пригласят нас на елку. Ребята, я так рада, что вовремя вернулась Зайчиха! А ведь могла случиться беда, мог возникнуть пожар.
Вы догадались, по какой причине? (Ответы детей). Правильно, ни в коем случае нельзя зажигать на елке бенгальские огни, от искры может зажечься хвоя на елке. Ватой тоже нельзя украшать елку – вата быстро загорается. Никогда свечи не зажигают вблизи елки – языки пламени свечи могут перейти на елку, свеча может упасть и загорится все вокруг.
Динамическая пауза.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают)
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Раз-два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал (дети садятся).
Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Чем украсим елку?»
Материал для закрепления:
- Рисование «Украсим елку» (нетрадиционным способом).
- Изготовление новогодних украшений.
- Разучивание стихов о Новом годе.
Занятие в старшей группе
Тема: «Если в доме случилась беда»
Цели: рассказать о причинах возникновения пожара в доме. Объяснить о необходимости соблюдения некоторых правил поведения при возникновении пожара. Развивать быстроту реакции, организованность и ответственность.
Материал к занятию: карточки с изображением утюга, спичек, свечи; карточки с правилами поведения при пожаре.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? (показывает утюг, спички, свечу). Для чего они необходимы в доме? (Ответы детей). Могут ли они быть опасными? Когда? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель подводит итог детских высказываний. Раздается стук в дверь, появляется зайчик, он очень встревожен.
Воспитатель: Что случилось?
Зайчик: У нас сегодня случилась беда. Мы с друзьями хотели попить чай. Я зажег спичкой конфорку плиты, а спичку бросил в мусорное ведро. Пока чайник стоял на плите, мы играли. От непотушенной спички загорелась бумага в ведре, столько было дыма, что мы перепугались. Но я вспомнил, что нам говорили в лесной школе.
Воспитатель: Что же вы сделали?
Зайчик: Сначала я всем велел успокоиться. Мы набрали номер «01» по телефону и сообщили о пожаре. Дым поднимался к потолку, мы присели и стали продвигаться к выходу. Вскоре подъехала пожарная машина, к счастью большого пожара не было. Если бы я сразу заметил тот небольшой огонек, мог бы сам залить его водой или накрыть одеялом. Но нас все равно пожарные похвалили за правильное поведение при возникновении пожара, попало только за небрежно брошенную спичку. А еще нас похвалили за то, что мы быстро среагировали. А сейчас я проверю, какие ловкие вы.
Динамическая пауза. Игра «Найди выход». (В разных местах группы стоят таблички с изображением «дверей». Дети расходятся по группе и по сигналу: «Внимание, дым!», приседают и спешат к «дверям».)
Зайчик: Молодцы, вы все сумели спастись. А сейчас я покажу вам карточки, а вы расскажите, что нужно делать при возникновении пожара. (Показ карточек и ответы детей).
Зайчик хвалит детей за правильные ответы и прощается.
Материал для закрепления:
- Дидактическая игра «Если случился пожар».
- Дидактическая игра «Разложи по порядку»(причины возникновения пожара).
- Сюжетно-ролевая игра «Вызов пожарного».
- Чтение «Сказки о добром и злом огне» Г.П. Русановой.
Занятие в подготовительной группе
Тема: «Электричество и газ»
Цели: закрепить правила пользования электроприборами и газовыми плитами во избежание несчастных случаев. Закрепить знания номеров телефонов экстренной службы: «01» - пожарная часть, «04» - газовая служба.
Материал к занятию: картинки с изображением электроприборов, плакаты.
Ход занятия
Воспитатель: Все вы, конечно, думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Чтобы наше жилище было удобным, люди снабдили его множеством различных приспособлений и механизмов. Назовите их. (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами об этих приборах и правилах пользования ими.
Загадки:
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (пылесос)
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море! (утюг)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
Четыре синих солнца
У бабушке на кухне.
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (газовая плита)
Динамическая пауза. «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Воспитатель: Правила пользования электроприборами.
Опасность – электричество!
- Нельзя трогать провода и электрические приборы мокрыми руками!
- Если от электроприборов запахло горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки!
- Если задымился провод или проскочила искра, немедленно скажи взрослым!
- Будь внимателен, не засовывай никакие посторонние предметы в электрическую розетку!
- Уходя из дома, не забывай выключить все электроприборы. Напомни об этом взрослым.
Если в доме дыма много,
Если кажется, горим,
Вызывай скорей подмогу,
Позвони по «01»!
Правила пользования газовыми плитами.
Опасность – газ!
- Если ты почувствовал запах газа, сразу же скажи об этом взрослым!
- Открой на кухне окно!
- Не включай свет и не зажигай спички!
- Если запах очень сильный, позвони в газовую службу от соседей, чтобы в твоем телефоне не проскочила искра.
У многих есть в квартире газ,
И не заметен он для глаз.
Запах газа есть в квартире –
Позвони по «04»!
Материал для закрепления:
- Дидактическая игра «Что для чего?».
- Беседы об электроприборах.
- Рисование на тему «Электроприборы».
- Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
- Рассматривание плакатов.