Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания уч-ся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания ; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп.
  2. Развивать критическое мышление уч-ся, умение логически мыслить, умение определять уровень своих знаний, умение выражать новые идеи и информацию собственными словами, умение работать с текстом, умение работать в группах.
  3. Воспитывать любовь и уважение к природе; интерес к процессу познания, интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы будем работать в группах. Какие правила необходимо помнить?

  1. Правило поднятой руки.
  2. Уважение друг к другу.
  3. Умей слушать и слышать.
  4. Не подводи.
  5. Цени время.

III. Фаза вызова.

(При активной мыслительной деятельности вызываются ранее изученные знания.)

1) Индивидуальная работа.

- Запишите каждый на своем листочке все, что вы знаете о колибри. Время ограничено.

2) Групповая работа.

- Соберите информацию со всей группы и запишите ее на отдельном листе.

- Высказывания отдельных групп по очереди, не повторяя предложений.

IV. Фаза осмысления.

(Чтобы создать расширенное представление по изученному предмету, логически связываются старые и новые знания.)

1) Индивидуальная работа.

Задание:

"+" отметьте предложения, с которыми вы согласны;
"–" отметьте предложения, с которыми вы не согласны;
"?" поставьте там, где возник вопрос.

  1. Колибри – это птицы размером с муху.
  2. Вес самых мелких видов не более 2 гр.
  3. Летая хвостом вперед, колибри питаются нектаром цветов, но могут ловить насекомых и пауков.
  4. Колибри имеют относительно длинные крылья.
  5. Сердце у этих птиц занимает половину полости тела.
  6. Температура тела птицы не постоянная.
  7. Колибри имеют оперение разных цветов с металлическим блеском.
  8. Размножаются колибри, откладывая яйца.
  9. В природе – колибри считаются перелетными птицами.
  10. Могут жить в домашних условиях.

2) Групповая работа.

- Высказывания групп: с какой информацией согласны, с чем не согласны и что вызывает вопрос.

V. Фаза рефлексии (размышления).

(Происходит закрепление знаний. Учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами.)

1) Индивидуальная работа.

- Прочитайте текст.

"+" отметьте что совпало;
"–" отметьте что не совпало;
"?" что по прежнему вызывает вопрос;
"v" новая информация.

Птица-муха. Через 60 лет после того, как Колумб открыл Америку, Европа познакомилась с удивительными птицами. Первые европейцы, высадившиеся на побережье Бразилии, писали: "Это настоящее миниатюрное чудо с белым и блестящим оперением, размерами не более жука-оленя, с бесподобным голосом..."

Так вышло, что большинство видов колибри орнитологам пришлось описывать по коллекциям, составленным в коммерческих целях в 19 веке. Именно тогда из Южной и Центральной Америки в Европу стали привозить всевозможные украшения из перьев тропических птиц – они были в моде. За одну неделю в 1888 году на аукционе в Лондоне было продано 400 тысяч тушек колибри.

Оперение колибри несет оттенки многих цветов с металлическим отливом. Цвет оперения зависит от микроструктуры перьев, отражающих дневной свет. В зависимости от положения, расцветка одной и той же птицы выглядит по-разному.

Колибри населяют огромные территории от Лабрадора на севере до Огненной Земли на юге, за исключением Галапагосских островов. Центр обитания располагается на территории Эквадора, Перу и Колумбии.

На зимовку колибри улетают через Мексиканский залив в южные края. Перед полетом птицы накапливают много жира, необходимого для длительного беспосадочного перелета, ведь над океаном нет ни насекомых, ни цветов, ни площадок для отдыха. Совершать такие сложные перелеты птицам помогают особенности их строения. Крылья у колибри не длинные. Плотные первостепенные маховые перья составляют поверхность крыльев. Сердце у колибри занимает почти половину полости тела – это связано с интенсивным обменом веществ и подвижностью птиц. Частота сокращений сердца достигает тысячи ударов в минуту! Мышца поднимающая крыло, весит в два раза меньше, чем та, которая его опускает.

Температура тела у колибри колеблется. В сумерки, когда птица готовится к ночлегу, температура ее тела понижается, и она впадает в оцепенение.

Питаются колибри очень часто, чтобы поддерживать интенсивный обмен веществ. Обнаружив цветок, птица-муха, зависает перед ним, вводит клюв в цветок, приподнимает надклювье вверх и высовывает язычок. Затем накачивает нектар в полость рта. Могут колибри питаться и насекомыми, и пауками, которых ловят на лету.

Размеры птиц – от величины ласточки до спичечной коробки. Самый крупный вид – гигантская колибри. ее длина 70 мм. вес самых мелких видов не более 2г. Скорость полета птиц во время охоты – 150 км/ч, делая 23 взмаха крыльями в секунду.

Пар колибри не образуют. Гнездо сооружает самка. Она же заботится о птенцах. Коллекционеры зоологических садов делали попытки разводить колибри, но эти птенцы не могут жить и размножать в неволе.

2) Групповая работа.

- Высказывания групп: что совпало, что не совпало, какая информация новая.

3) Конкурс вопросов.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали? Что повторили? Что хотели бы узнать еще?

VII. Самооценка.

VIII. Домашнее задание.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе . - Ростов н/Д, 2006.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14
  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
  4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
  6. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13.
  7. Журнал "Юный натуралист" №12, 1991.