Цель урока: познакомить учащихся с выполнением расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- приобрести навык решения подобных заданий;
- акцентировать внимание на правильном оформлении результатов работы.
2. Развивающая:
- развитие логического, абстрактного мышления;
- развитие навыков быстрого счета;
- развитие способности концентрироваться при выполнении ответственного задания.
3. Воспитательная:
- воспитание чувства ответственности учащегося за свою работу.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Мотивационная модель. Учащиеся решают задачи государственного экзамена В9 и В10. Уровень подготовленности учащихся выясняется в процессе решения.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя.
- Алгоритм решения задач.
- Подробный разбор задачи.
- Отработка навыка решения подобных задач.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
Пояснение к уроку. Длительность урока 45 минут. На всех этапах урока учитель контролирует выполнение задач. Во время урока приобретаются навыки решения задач определенного типа. Используется соревновательный элемент: кто решит задачу быстрее отвечающего у доски.
Ход урока
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжаем готовиться к единому государственному экзамену.
В части 2 единого госэкзамена есть задания В9 и В10. Ответом к заданиям В9 и В10 является число. Надо записать это число в соответствующую графу ответа без указания единиц измерения.
Т.е. надо не просто правильно решить задачу, но еще и правильно записать ответ. Иначе он засчитан не будет.
Например:
Задача 1. К 26,7 г карбоната калия добавили 315,0 г азотной кислоты. При этом образовался оксид углерода (IV) (н.у.) объемом _____ л. Запишите число с точностью до целых.
Сначала запишем алгоритм решения подобных задач.
Алгоритм расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:
- Записать условие и вопрос задачи (дано, найти).
- Записать уравнение реакции (исходные вещества, продукты, расставить коэффициенты).
- Найти количества исходных веществ.
- Определить избыточный и недостаточный реагенты.
- Рассчитать искомое вещество по реагенту, находящемуся в недостатке.
- Правильно записать ответ.
А теперь попробуем решить нашу задачу.
Примечание 1. Решение задачи (см. Приложение).
- Очень хорошо. У нас получилось 4,256 л.
Прочитайте еще раз условие задачи, и запишите ответ так, как требуется в условии. (4)
Продолжим:
Задача 2.
Задача 3.
Задача 4.
Прочитайте еще раз условия задач, и проверьте, правильно ли вы записали ответы.
Примечание 2. Тексты задач 2-4 (см. Приложение).
Примечание 3. Анализ задач и их решений проводится на уроке.
- А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы поняли правила решения и записи ответа заданий части 2 ЕГЭ.
Самостоятельная работа.
Примечание 4. Тексты задач для самостоятельной работы (см. Приложение).
Домашнее задание: переписать задачу соседнего варианта и решить ее.