Урок в контексте подготовки к ЕГЭ "Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке"

Разделы: Химия


Цель урока: познакомить учащихся с выполнением расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • приобрести навык решения подобных заданий;
  • акцентировать внимание на правильном оформлении результатов работы.

2. Развивающая:

  • развитие логического, абстрактного мышления;
  • развитие навыков быстрого счета;
  • развитие способности концентрироваться при выполнении ответственного задания.

3. Воспитательная:

  • воспитание чувства ответственности учащегося за свою работу.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Мотивационная модель. Учащиеся решают задачи государственного экзамена В9 и В10. Уровень подготовленности учащихся выясняется в процессе решения.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Алгоритм решения задач.
  4. Подробный разбор задачи.
  5. Отработка навыка решения подобных задач.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Домашнее задание.

Пояснение к уроку. Длительность урока 45 минут. На всех этапах урока учитель контролирует выполнение задач. Во время урока приобретаются навыки решения задач определенного типа. Используется соревновательный элемент: кто решит задачу быстрее отвечающего у доски.

Ход урока

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжаем готовиться к единому государственному экзамену.

В части 2 единого госэкзамена есть задания В9 и В10. Ответом к заданиям В9 и В10 является число. Надо записать это число в соответствующую графу ответа без указания единиц измерения.

Т.е. надо не просто правильно решить задачу, но еще и правильно записать ответ. Иначе он засчитан не будет.

Например:

Задача 1. К 26,7 г карбоната калия добавили 315,0 г азотной кислоты. При этом образовался оксид углерода (IV) (н.у.) объемом _____ л. Запишите число с точностью до целых.

Сначала запишем алгоритм решения подобных задач.

Алгоритм расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:

  1. Записать условие и вопрос задачи (дано, найти).
  2. Записать уравнение реакции (исходные вещества, продукты, расставить коэффициенты).
  3. Найти количества исходных веществ.
  4. Определить избыточный и недостаточный реагенты.
  5. Рассчитать искомое вещество по реагенту, находящемуся в недостатке.
  6. Правильно записать ответ.

А теперь попробуем решить нашу задачу.

Примечание 1. Решение задачи (см. Приложение).

- Очень хорошо. У нас получилось 4,256 л.

Прочитайте еще раз условие задачи, и запишите ответ так, как требуется в условии. (4)

Продолжим:

Задача 2.
Задача 3.
Задача 4.

Прочитайте еще раз условия задач, и проверьте, правильно ли вы записали ответы.

Примечание 2. Тексты задач 2-4 (см. Приложение).

Примечание 3. Анализ задач и их решений проводится на уроке.

- А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы поняли правила решения и записи ответа заданий части 2 ЕГЭ.

Самостоятельная работа.

Примечание 4. Тексты задач для самостоятельной работы (см. Приложение).

Домашнее задание: переписать задачу соседнего варианта и решить ее.