Программное содержание:
- Расширить знания детей о разновидности грибоВоспитатель:
- Уметь различать и называть съедобные и несъедобные грибы.
- Развивать воображение, мышление, наблюдательность, словарный запас.
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок;
- чтение стихов о природе и грибах, энциклопедии «Царство грибов», «Энциклопедия дошкольника»;
- игры «Съедобные и несъедобные грибы»;
- опыты, рассматривание грибов;
- изготовление муляжей грибоВоспитатель:
Материал:
- макеты деревьев, пенёк, муляжи грибов, корзинки, нож игрушечный, палка;
- картина «Съедобные, несъедобные грибы», «Разновидности грибов»;
- иллюстрация «Растения, животные, грибы ».
Ход занятия
Воспитатель: Загадки:
Спрятался за пень –
Шапка набекрень.
Кто подходит близко,
Кланяется низко. (Гриб.)Стою я в чаще лесной
Целый день на ножке одной. (Гриб.)
Воспитатель: Конечно же вы догадались, что в этих загадках говорится о грибах. Сегодня наше занятие будет посвящено именно им.
Люди долго считали грибы удивительными и загадочными организмами. Они появляются неожиданно, непонятно откуда, часто растут большими дружными семейками, и это явление люди присваивали волшебной силе. В русских народных сказках около домика Бабы Яги всегда растут ядовитые мухоморы, поганки, а добрый старичок-лесовичок обычно изображен с корзинкой хороших грибов.
Учёные долго размышляли: куда их отнести – к животным или растениям?
Ребята, как же вы думаете, куда можно отнести грибы к растениям или животным?
Давайте подумаем, можем грибы отнести к растениям?
Дети: Нет. Ведь они не зелёные, у них нет ни цветов ни семян. Стеблей, листьев и корней у них тоже нет.
Воспитатель: А к животным? Почему?
Дети: Они не умеют передвигаться и заглатывать пищу.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот и учёные решили, что грибы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. И выделили в самостоятельное «Царство грибов». На земле около 100 тысяч видов грибов. Привычные для нас грибы имеют вид шляпки на ножке, но есть и необычные грибы. Посмотрите на эту картину. На что похожи эти грибы?
Дети: ...
Воспитатель: Люди так и назвали грибы – цветы, грибы – уши, грибы – чаши, потому что они похожи на какие-то предметы.
Воспитатель: А где растут многие грибы?
Дети: ...
Воспитатель: Правильно. Как говорится в русской народной пословице «Леса нет и гриб не родится».
Мы с вами отправимся в лес за грибами. Но прежде давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети перечисляют и поясняют свои ответы:
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
- Не кричать громко.
- Не подходить близко к гнёздам. (По нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно, окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.)
- Не трогать в лесу паутину и не убивать пауков.
- В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
Воспитатель: А что необходимо взять с собой?
Дети: Нож, палку, плетёную корзину.
Воспитатель: Для чего они нужны?
Дети: Нож необходим для срезания грибов. Палка нам поможет расшвыривать листву. Собирать грибы нужно только в плетеную корзину. В пакете или сумке они мнутся и ломаются, без воздуха ухудшается их качество.
Идём в лес и поём песню «Добрый лес».
Воспитатель: Ребята, а кто же нам подскажет, где обычно растут грибы?
Дети: Под деревьями.
Воспитатель: Конечно каждый гриб предпочитает расти под своим деревом. Названия многих грибов подсказывают нам, под какими деревьями их надо искать.
Оформление леса. Ищем грибы. Дети находят и срезают гриб.
Воспитатель: Что за гриб нашли?
Дети: Подберёзовик.
Воспитатель: Что мы знаем о нём?
Дети: Подберёзовик получил своё имя потому, что растёт под берёзой. Шляпка у подберёзовика коричневого цвета. Ножка тонкая и стройная с чешуйками.
Идём дальше. Находим ещё один гриб.
Воспитатель: Кто узнал, что за гриб?
Дети: Подосиновик.
Воспитатель: Под каким деревом нашли?
Дети: Под осиной.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту-
Зовусь я подосиновик.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
Находим боровик.
Воспитатель: Что за важный гриб?
Дети: Белый гриб или боровик.
Воспитатель: А знаете, почему его назвали белым? Люди заметили, что при сушке, солении, приготовлении из него супов мякоть гриба не темнеет, всегда остается белой.
А давайте расскажем о нём стихотворение.
Дети:
Гриб-гриб боровичок!
Сдвинул шляпку на бочок.
Сделал зонтик от жары
Из березовой коры.
Ты не прячься, гриб, в траву,
Все равно тебя сорву!
Идут дети дальше. На пеньке находят дети опята.
Воспитатель: Какая дружная семейка тут расположилась. Что это за грибочки?
Дети: Это опёнки. Появляются они в разное время года: летом, осенью и даже зимой.
Воспитатель: А где растут опёнки?
Дети: В основном на пеньках и на сломанных деревьях. Также можно встретить на стволах деревьев. Если грибы растут на деревьях. То, значит, дерево погибает, потому что грибы высасывают из деревьев все полезные вещества.
Появляется Лесовик.
Лесовик: Это кто тут расшумелся? Кто нарушает тишину леса?
Дети: Ой, кто это?
Лесовик:
Это я – седой старик,
Называюсь лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком слежу.
А вы что тут делаете?
Дети: Грибы собираем.
Лесовик: А какие грибы собираете?
Дети: Съедобные.
Лесовик: В моём лесу ещё растут ядовитые грибы. Такие грибы хорошо надо знать и научиться отличать их от съедобных.
Давайте я проверю, как вы их знаете. Отгадайте загадку.
А вот кто важный на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, на шляпке горошки.
Дети: Мухомор.
Лесовик: Что вы знаете о нём?
Дети рассказывают о мухоморе.
Лесовик: Еще, какие ядовитые грибы вы знаете?
Дети: ...
Лесовик: Молодцы! Запомните! Трогать ядовитые грибы нельзя: их ядом можно отравиться. Но и уничтожать тоже ненужно они могут пригодиться животным.
Хочу вам дать совет, чтобы вы не отравились ядовитыми грибами: во время варки, если вы сомневаетесь, бросьте в кастрюлю лук, если лук посинеет, значит, есть ядовитый гриб и следующий совет: если на разрез гриба насыпать соль, соль пожелтеет, то гриб ядовитый.
Дети: Спасибо.
Лесовик: Давайте поиграем в «Съедобный несъедобный».
Лесовик: Пора мне уходить Вот вам гостинце от меня, корзина с грибами.
Дети прощаются и тоже возвращаются на стульчики.
Воспитатель: Что нового и полезного вы узнали сегодня на занятии? Какие блюда вам готовят ваши мамы из грибов?
Литература:
- Царство грибов: книга для чтения детям / Л.В. Гарибова. – М. : Дрофа, 2007. – 31, (1) с.: ил.- (Дошкольник. Мир природы).
- Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: « Баласс», 2001. – 304 с.
- Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 200с.