Воспитание навыков безопасного поведения в лесу у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Расширить знания детей о разновидности грибоВоспитатель:
  2. Уметь различать и называть съедобные и несъедобные грибы.
  3. Развивать воображение, мышление, наблюдательность, словарный запас.
  4. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа:

  • отгадывание загадок;
  • чтение стихов о природе и грибах, энциклопедии «Царство грибов», «Энциклопедия дошкольника»;
  • игры «Съедобные и несъедобные грибы»;
  • опыты, рассматривание грибов;
  • изготовление муляжей грибоВоспитатель:

Материал:

  • макеты деревьев, пенёк, муляжи грибов, корзинки, нож игрушечный, палка;
  • картина «Съедобные, несъедобные грибы», «Разновидности грибов»;
  • иллюстрация «Растения, животные, грибы ».

Ход занятия

Приложение

Воспитатель: Загадки:

Спрятался за пень –
Шапка набекрень.
Кто подходит близко,
Кланяется низко. (Гриб.)

Стою я в чаще лесной
Целый день на ножке одной. (Гриб.)

Воспитатель: Конечно же вы догадались, что в этих загадках говорится о грибах. Сегодня наше занятие будет посвящено именно им.

Люди долго считали грибы удивительными и загадочными организмами. Они появляются неожиданно, непонятно откуда, часто растут большими дружными семейками, и это явление люди присваивали волшебной силе. В русских народных сказках около домика Бабы Яги всегда растут ядовитые мухоморы, поганки, а добрый старичок-лесовичок обычно изображен с корзинкой хороших грибов.

Учёные долго размышляли: куда их отнести – к животным или растениям?

Ребята, как же вы думаете, куда можно отнести грибы к растениям или животным?

Давайте подумаем, можем грибы отнести к растениям?

Дети: Нет. Ведь они не зелёные, у них нет ни цветов ни семян. Стеблей, листьев и корней у них тоже нет.

Воспитатель: А к животным? Почему?

Дети: Они не умеют передвигаться и заглатывать пищу.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот и учёные решили, что грибы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. И выделили в самостоятельное «Царство грибов». На земле около 100 тысяч видов грибов. Привычные для нас грибы имеют вид шляпки на ножке, но есть и необычные грибы. Посмотрите на эту картину. На что похожи эти грибы?

Дети: ...

Воспитатель: Люди так и назвали грибы – цветы, грибы – уши, грибы – чаши, потому что они похожи на какие-то предметы.

Воспитатель: А где растут многие грибы?

Дети: ...

Воспитатель: Правильно. Как говорится в русской народной пословице «Леса нет и гриб не родится».

Мы с вами отправимся в лес за грибами. Но прежде давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети перечисляют и поясняют свои ответы:

  1. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  2. Не кричать громко.
  3. Не подходить близко к гнёздам. (По нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно, окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.)
  4. Не трогать в лесу паутину и не убивать пауков.
  5. В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.

Воспитатель: А что необходимо взять с собой?

Дети: Нож, палку, плетёную корзину.

Воспитатель: Для чего они нужны?

Дети: Нож необходим для срезания грибов. Палка нам поможет расшвыривать листву. Собирать грибы нужно только в плетеную корзину. В пакете или сумке они мнутся и ломаются, без воздуха ухудшается их качество.

Идём в лес и поём песню «Добрый лес».

Воспитатель: Ребята, а кто же нам подскажет, где обычно растут грибы?

Дети: Под деревьями.

Воспитатель: Конечно каждый гриб предпочитает расти под своим деревом. Названия многих грибов подсказывают нам, под какими деревьями их надо искать.

Оформление леса. Ищем грибы. Дети находят и срезают гриб.

Воспитатель: Что за гриб нашли?

Дети: Подберёзовик.

Воспитатель: Что мы знаем о нём?

Дети: Подберёзовик получил своё имя потому, что растёт под берёзой. Шляпка у подберёзовика коричневого цвета. Ножка тонкая и стройная с чешуйками.

Идём дальше. Находим ещё один гриб.

Воспитатель: Кто узнал, что за гриб?

Дети: Подосиновик.

Воспитатель: Под каким деревом нашли?

Дети: Под осиной.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту-
Зовусь я подосиновик.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.

Находим боровик.

Воспитатель: Что за важный гриб?

Дети: Белый гриб или боровик.

Воспитатель: А знаете, почему его назвали белым? Люди заметили, что при сушке, солении, приготовлении из него супов мякоть гриба не темнеет, всегда остается белой.

А давайте расскажем о нём стихотворение.

Дети:

Гриб-гриб боровичок!
Сдвинул шляпку на бочок.
Сделал зонтик от жары
Из березовой коры.
Ты не прячься, гриб, в траву,
Все равно тебя сорву!

Идут дети дальше. На пеньке находят дети опята.

Воспитатель: Какая дружная семейка тут расположилась. Что это за грибочки?

Дети: Это опёнки. Появляются они в разное время года: летом, осенью и даже зимой.

Воспитатель: А где растут опёнки?

Дети: В основном на пеньках и на сломанных деревьях. Также можно встретить на стволах деревьев. Если грибы растут на деревьях. То, значит, дерево погибает, потому что грибы высасывают из деревьев все полезные вещества.

Появляется Лесовик.

Лесовик: Это кто тут расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Дети: Ой, кто это?

Лесовик:

Это я – седой старик,
Называюсь лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком слежу.

А вы что тут делаете?

Дети: Грибы собираем.

Лесовик: А какие грибы собираете?

Дети: Съедобные.

Лесовик: В моём лесу ещё растут ядовитые грибы. Такие грибы хорошо надо знать и научиться отличать их от съедобных.

Давайте я проверю, как вы их знаете. Отгадайте загадку.

А вот кто важный на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, на шляпке горошки.

Дети: Мухомор.

Лесовик: Что вы знаете о нём?

Дети рассказывают о мухоморе.

Лесовик: Еще, какие ядовитые грибы вы знаете?

Дети: ...

Лесовик: Молодцы! Запомните! Трогать ядовитые грибы нельзя: их ядом можно отравиться. Но и уничтожать тоже ненужно они могут пригодиться животным.

Хочу вам дать совет, чтобы вы не отравились ядовитыми грибами: во время варки, если вы сомневаетесь, бросьте в кастрюлю лук, если лук посинеет, значит, есть ядовитый гриб и следующий совет: если на разрез гриба насыпать соль, соль пожелтеет, то гриб ядовитый.

Дети: Спасибо.

Лесовик: Давайте поиграем в «Съедобный несъедобный».

Лесовик: Пора мне уходить Вот вам гостинце от меня, корзина с грибами.

Дети прощаются и тоже возвращаются на стульчики.

Воспитатель: Что нового и полезного вы узнали сегодня на занятии? Какие блюда вам готовят ваши мамы из грибов?

Литература:

  1. Царство грибов: книга для чтения детям / Л.В. Гарибова. – М. : Дрофа, 2007. – 31, (1) с.: ил.- (Дошкольник. Мир природы).
  2. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: « Баласс», 2001. – 304 с.
  3. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 200с.