Занятие по познавательному развитию детей в старшей группе "Пожарным можешь ты не быть…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить у детей знания о профессии пожарного.

Задачи:

1. Образовательная:

  • закрепить знания детей о профессии пожарного;
  • выявить знания детей о роли огня, как положительную, так и отрицательную стороны и о правилах пожарной безопасности.

2. Развивающая:

  • развивать память, сообразительность, находчивость.

3. Воспитательная:

  • воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность;
  • воспитывать интерес к играм соревновательного характера.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о профессии пожарного.
  2. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин о пожарных ситуациях.
  3. Чтение сказок Г.А.Шарыгина «Осторожные сказки», заучивание стихотворений С.Михалкова «Дядя Стёпа», С.Маршака «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».
  4. Экскурсия в пожарную часть.

Материал, оборудование:

  • эмблемы команд, карточки с загадками;
  • ёлки для соревновательной игры с набором ёлочных игрушек.

Ход занятия

Заранее дети разделены на команды: команда «Вода» и команда «Огонь», у каждой своя эмблема.

Рисунок 1

(Дети заходят в группу.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила вот это письмо. Давайте его прочтем.

Здравствуйте ребята!

Меня зовут Кузьма Иванович, я главный пожарный. Очень хочу знать, что знают ребята в группе «Солнышко» о пожарной безопасности и как себя вести в случае беды. К сожалению, я не могу присутствовать на вашей игре, у меня очень важная профессия-пожарный, и я должен быть там, где горит и надо спасать людей.

День необычный сегодня у вас
Я искренне рад приветствовать Вас,
Для умной игры собралась детвора
Её начинать Вам настала пора!

Воспитатель: Ребята, а вы готовы начать игру-соревнование? За правильные ответы вы будете получать вот такие фишки с логотипом ваших команд «Вода» и «Огонь».

А в конце игры, подсчитав очки, мы определим, какая команда лучше знает противопожарные правила. Но сначала я предлагаю поприветствовать друг друга. (Дети одной команды приветствуют хором другую.)

Команда «Вода»:

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня
Он надёжно дружит с нами
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое знамя
Поднимает будто флаг!

Команда «Огонь»:

Вот на спичке, как на ветке
Голубой горит листок
Вот ломая прутья ветки
Хищный вырвался зверёк.
Да, огонь бывает разный
Очень добрый, очень злой.
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

Воспитатель: Спасибо командам, присаживайтесь на свои места, и мы начинаем первый конкурс, который называется «Отгадай загадку». Каждой команде я загадываю загадку, вы внимательно слушаете и отгадываете.

1. С огнём бороться мы должны, с водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны, так кто же мы ... (Пожарники!)

2. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня
Я огня сестричка, маленькая ... (Спичка!)

3. Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг
Не смотри, не жди, не стой
А залей его ... (Водой!)

4. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? ... (Пожар!)

5. Если где хранится мусор
Или просто старый хлам
Надо будет потрудиться
Навести порядок там
Метлу, лопату взяли
Быстрее всё ... (Убрали!)

6. То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход,
Остановишь – горе
Продырявит море ... (Утюг!)

7. Не выметешь
Не выскребешь
А время придёт
Сам уйдёт ... (Дым.)

8. Стоит столбом
Горит огнём
Ни жару, ни пару
Ни угольков ... (Свеча.)

9. Из ровных кирпичиков
Сложено ладно
И рядышком с ней не бывает прохладно
Не курит, а в небо пускает колечки
И любит сухие дрова и дощечки ... (Печь.)

10. Шипит и злится
Воды не боится
С языком, а не лает
Без зубов, а кусает ... (Огонь.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. А теперь следующее задание. Оно называется «Опасная сказка». Из каких произведений взяты следующие строки и кто автор. Слушайте внимательно.

1. Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные бегите!
Помогите! Помогите!

(К.Чуковский «Путаница»)

2. И вдруг заголосили:
«Пожар» Горим! Горим!
С треском, щёлканьем и громом
Озирается кругом.
Машет красным рукавом!

(С.Маршак «Кошкин дом!»)

3. Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

(С.Михалков «Дядя Стёпа»)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с этим заданием. А сейчас я предлагаю игру, которая называется «Наряди ёлку». (Дети строятся командами в колонны. Напротив них стоят нарисованные на мольберте ёлки, а рядом в тарелочках лежат плоскостные ёлочные игрушки, но среди них лежат плоскостные зажжённые свечи.)

Рисунок 2

Воспитатель: Перед вами 2 ёлки, каждый из вас должен добежать к ёлке, взять необходимое ёлочное украшение и повесить на неё. Вернуться, и так должен выполнить каждый из команды. Победит та команда, которая без нарушений украсит ёлку. Подведение итогов.

Воспитатель: Для следующего задания откройте большой конверт. Внимательно посмотрите. Зачеркните те предметы, игры с которыми могут привести к пожару.

Рисунок 3

Воспитатель: Откройте второй конверт. По какому номеру нужно звонить в случае пожара? Соедините нужную картинку с нужным номером. Молодцы ребята.

Рисунок 4

Воспитатель: И заключительное задание называется: «Правила противопожарные».

«Ты помни правила всегда
Чтоб не случилась вдруг беда.
И надо их не только знать
А постоянно выполнять!»

Воспитатель: Внимательно посмотрите на плакат. И скажите, какое правило нарушено.А чтобы вы нашли ситуацию без труда, слушайте стихотворение. (Воспитатель читает стихотворение, дети находят нарушение и дают правильный ответ).

Рисунок 5

1. Жарко вспыхнула квартира
Плачет маленькая Ира,
Ваня старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать!»
А Иван не оробел
И сестру спасти сумел.
Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют.

2. Огонь и дым со всех сторон
Нам срочно нужен телефон,
Простые цифры набирай
И адрес точный называй.
Примчится на помощь пожарный расчёт
И Мишу с собачкой геройски спасёт.

3. Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька зашла
Под кастрюлей газ зажгла
Час прошёл – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля,
Мало сделалось воды
Так недолго до беды.
Сам к плите не прикасайся
Лучше взрослых дожидайся.

4. Свечи ёлку украшают-
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонёк
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут и нету ёлки.
А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей не зажигали.

5. Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет
Пока папы с мамой нет.
Рома взял ракеты в руки
И поджёг четыре штуки
Не пришлось повеселиться
Оба мы лежим в больнице.
Обожгли носы и щёки
С фейерверком шутки плохи.

6. В зажигалке или спичке
Огонёчек-невеличка.
Просит: «Поиграй со мной, я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжёт диван, подушку,
Книжки, стол, ковёр, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!!!

7. Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните дети: пожары бывают.
Когда про включённый утюг забывают.

8. Мы в лесу костёр зажгли
Посидели и пошли
Но огонь не затушили
«Сам погаснет» – так решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг как в печке стало,
До небес огонь поднялся
И за нами в след погнался.
Гибнет лес. Пропали звери
Всех несчастий не измерить!.

Итог занятия. Подсчёт Фишек. Я вручаю командам призы.

Литература:

  1. С.Михалков «Дядя Стёпа».
  2. С.Маршак «Кошкин дом!».
  3. К. Чуковский «Путаница».
  4. Г.А Шарыгин «Осторожные сказки».