Обобщение знаний об имени прилагательном. Сравнение прилагательного с существительным. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  1. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
  2. Рассмотреть сходство и различие между именем прилагательным и именем существительным.
  3. Развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные.
  4. Воспитывать чувство красоты, любви к природе.

Материалы и оборудование:

  • сигнальные круги, рисунки цветов с заданиями;
  • картинки с изображением первоцветов, игра «Дождик» (тучки и капли, таблицы на каждую парту) для сравнения имени прилагательного и имени существительного;
  • блокноты с родовыми окончаниями прилагательных;
  • карточки для редактирования текста, слова для справок;
  • стихи А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева;
  • пословицы и поговорки о весне;
  • учебник «Русский язык. 4 класс», Рамзаевой.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прежде чем начать наш урок, я хочу у вас узнать, с каким настроением вы пришли сейчас на занятие? (Дети работают с сигнальными кругами «Моё настроение».)

- Кто хочет поделиться с нами?

Ну что ж, я рада, что у вас хорошее бодрое настроение, и вы готовы приступить к занятиям. Буду рада вашей активной и плодотворной работе.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном как части речи, сравнить его с именем существительным, обобщить все знания и занести их в таблицу. А так же мы поговорим о прекрасном времени года – весне.

Весна подарила нам чудесный букет цветов. На каждом цветке – задание, которое мы должны будем выполнить.

3. Основная часть.

1) Первое задание – минутка чистописания.

На минутке чистописания мы вспомним правильное соединение букв. Прочтите записанное на доске.

ой ый ий   ая яя
ое ее     ые ие

- Что напоминает вам такое сочетание букв?

- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите их на группы. Объясните свои действия.

- Прочтите пословицы и поговорки о весне.

  • Весен... лёд толст, да прост.
  • Мокр... апрель – хорош... пашня.
  • Май зелён... леса наряжает, лето в гости ожидает.

- Как вы понимаете первую пословицу?

- Какая часть пропущена в словах? С помощью блокнота покажите окончания прилагательных, докажите свой выбор.

- От чего же зависит число и род имени прилагательного?

- Спишите понравившееся вам предложение, выделите орфограммы.

2) Следующий этап нашего урока – работа по учебнику. Страница 158, №359.

- Прочтите задание упражнения. Давайте устно подберём несколько прилагательных к каждому существительному.

- Запишите получившиеся словосочетания, укажите род имён прилагательных.

(Два человека работают у доски. Проверка – с помощью сигнальных кругов.)

- У какого прилагательного вы не определили род? Почему?

- Составьте предложения о весенней природе, используя подходящие словосочетания. (Одно предложение записать с комментированием, разобрать по членам предложения.)

  • Лучи весеннего солнышка согревают землю.

- Найдите словосочетание существительное + прилагательное. Определите число и род имени прилагательного.

- Что ещё мы можем определить у имени прилагательного? Как это сделать?

3) Следующее задание весны – «Первые цветы», работа по вариантам.

- Едва солнечные лучи растопят снег, на прогретых участках земли появляются раннецветущие растения. Их называют первоцветы или подснежники.

- Какие же цветы радуют нас после зимней стужи?

- Прочтите словосочетания, записанные на доске:

  1 вариант 2 вариант
Первые цветы – Р.п. Д.п.
Душистый ландыш – П.п. Т.п.
Пушистая верба – Д.п. Р.п.

- Поставьте данные словосочетания в указанном падеже. Используйте предлоги.

Физкультурная минутка.

Покачайся, покружись,
Потянись и распрямись.
Ты налево повернись,
Ты направо повернись,
Другу рядом улыбнись.
Топни левою ногой,
Топни правою ногой,
Покачай ты головой.
Руки кверху подними
И похлопай: «Раз, два, три!»
Глубоко теперь вздохни,
Выдох, сядь и отдохни,
Всё в порядок приведи.

4) Следующее задание «Весенний дождик» – сравнение имен существительных и прилагательных, составление таблицы. Работа в парах (см. Приложение 1).

- Весна – пора первых гроз и дождей, так необходимых для роста растений.

- Наши тучки – это части речи: имя существительное и имя прилагательное. Мы должны разобраться, из какой тучки упала каждая капелька: что относится к имени существительному, а что относится к имени прилагательному. На каждой парте лежит лист, с такими же записями, как и на капельках. Эти записи вы должны занести в соответствующие графы таблицы.

(Два человека распределяют капельки у доски, остальные работают в парах. Проверка с помощью сигнальных кругов.)

- Чем сходны имена существительные и имена прилагательные?

- Чем различаются эти части речи?

5) И последнее задание на сегодня. Самостоятельная работа, редактирование текста.

- Прочтите текст. Назовите его тему.

- Всё ли вам нравится в этом тексте?

- Что же сделать, чтобы текст стал более выразительным?

Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с использованием заданий трёх уровней сложности. Прочтите эти задания. Выберите задание по своим силам.

(Дети выполняют задание.)

4. Оценки за урок.

5. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

- Как вы считаете, удалось ли нам выполнить поставленную задачу?

- Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? (Дети работают с сигнальными кругами «Моё настроение».)

Я рада, что ваше настроение по-прежнему весёлое и бодрое. И закончить наш урок я хочу замечательными стихами Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого о весне. Ведь поэты, выражая свои чувства, описывая красоту окружающей природы, не могут обойтись без имён прилагательных

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.

Спасибо всем за работу!