Цель:
- Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
- Рассмотреть сходство и различие между именем прилагательным и именем существительным.
- Развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные.
- Воспитывать чувство красоты, любви к природе.
Материалы и оборудование:
- сигнальные круги, рисунки цветов с заданиями;
- картинки с изображением первоцветов, игра «Дождик» (тучки и капли, таблицы на каждую парту) для сравнения имени прилагательного и имени существительного;
- блокноты с родовыми окончаниями прилагательных;
- карточки для редактирования текста, слова для справок;
- стихи А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева;
- пословицы и поговорки о весне;
- учебник «Русский язык. 4 класс», Рамзаевой.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прежде чем начать наш урок, я хочу у вас узнать, с каким настроением вы пришли сейчас на занятие? (Дети работают с сигнальными кругами «Моё настроение».)
- Кто хочет поделиться с нами?
Ну что ж, я рада, что у вас хорошее бодрое настроение, и вы готовы приступить к занятиям. Буду рада вашей активной и плодотворной работе.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном как части речи, сравнить его с именем существительным, обобщить все знания и занести их в таблицу. А так же мы поговорим о прекрасном времени года – весне.
Весна подарила нам чудесный букет цветов. На каждом цветке – задание, которое мы должны будем выполнить.
3. Основная часть.
1) Первое задание – минутка чистописания.
На минутке чистописания мы вспомним правильное соединение букв. Прочтите записанное на доске.
ой | ый | ий | ая | яя | |
ое | ее | ые | ие |
- Что напоминает вам такое сочетание букв?
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите их на группы. Объясните свои действия.
- Прочтите пословицы и поговорки о весне.
- Весен... лёд толст, да прост.
- Мокр... апрель – хорош... пашня.
- Май зелён... леса наряжает, лето в гости ожидает.
- Как вы понимаете первую пословицу?
- Какая часть пропущена в словах? С помощью блокнота покажите окончания прилагательных, докажите свой выбор.
- От чего же зависит число и род имени прилагательного?
- Спишите понравившееся вам предложение, выделите орфограммы.
2) Следующий этап нашего урока – работа по учебнику. Страница 158, №359.
- Прочтите задание упражнения. Давайте устно подберём несколько прилагательных к каждому существительному.
- Запишите получившиеся словосочетания, укажите род имён прилагательных.
(Два человека работают у доски. Проверка – с помощью сигнальных кругов.)
- У какого прилагательного вы не определили род? Почему?
- Составьте предложения о весенней природе, используя подходящие словосочетания. (Одно предложение записать с комментированием, разобрать по членам предложения.)
- Лучи весеннего солнышка согревают землю.
- Найдите словосочетание существительное + прилагательное. Определите число и род имени прилагательного.
- Что ещё мы можем определить у имени прилагательного? Как это сделать?
3) Следующее задание весны – «Первые цветы», работа по вариантам.
- Едва солнечные лучи растопят снег, на прогретых участках земли появляются раннецветущие растения. Их называют первоцветы или подснежники.
- Какие же цветы радуют нас после зимней стужи?
- Прочтите словосочетания, записанные на доске:
1 вариант | 2 вариант | |
Первые цветы – | Р.п. | Д.п. |
Душистый ландыш – | П.п. | Т.п. |
Пушистая верба – | Д.п. | Р.п. |
- Поставьте данные словосочетания в указанном падеже. Используйте предлоги.
Физкультурная минутка.
Покачайся, покружись,
Потянись и распрямись.
Ты налево повернись,
Ты направо повернись,
Другу рядом улыбнись.
Топни левою ногой,
Топни правою ногой,
Покачай ты головой.
Руки кверху подними
И похлопай: «Раз, два, три!»
Глубоко теперь вздохни,
Выдох, сядь и отдохни,
Всё в порядок приведи.
4) Следующее задание «Весенний дождик» – сравнение имен существительных и прилагательных, составление таблицы. Работа в парах (см. Приложение 1).
- Весна – пора первых гроз и дождей, так необходимых для роста растений.
- Наши тучки – это части речи: имя существительное и имя прилагательное. Мы должны разобраться, из какой тучки упала каждая капелька: что относится к имени существительному, а что относится к имени прилагательному. На каждой парте лежит лист, с такими же записями, как и на капельках. Эти записи вы должны занести в соответствующие графы таблицы.
(Два человека распределяют капельки у доски, остальные работают в парах. Проверка с помощью сигнальных кругов.)
- Чем сходны имена существительные и имена прилагательные?
- Чем различаются эти части речи?
5) И последнее задание на сегодня. Самостоятельная работа, редактирование текста.
- Прочтите текст. Назовите его тему.
- Всё ли вам нравится в этом тексте?
- Что же сделать, чтобы текст стал более выразительным?
Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с использованием заданий трёх уровней сложности. Прочтите эти задания. Выберите задание по своим силам.
(Дети выполняют задание.)
4. Оценки за урок.
5. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Как вы считаете, удалось ли нам выполнить поставленную задачу?
- Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? (Дети работают с сигнальными кругами «Моё настроение».)
Я рада, что ваше настроение по-прежнему весёлое и бодрое. И закончить наш урок я хочу замечательными стихами Ф.И.Тютчева и А.К.Толстого о весне. Ведь поэты, выражая свои чувства, описывая красоту окружающей природы, не могут обойтись без имён прилагательных
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
Спасибо всем за работу!