Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Мы сочиняем сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей через придумывание сказки с использованием моделей.
  2. Развивать речевую и коммуникативную культуру (словообразование, конструирование предложений, четкое произношение звуков, монолог, диалог).
  3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  4. Воспитывать доброту, любовь к природе.
  5. Развивать положительные эмоции через осмысление содержания сказки и интонационную речь.

Оборудование:

  • три рамочки (рисунок 1);
  • две стрелки (рисунок 2);
  • фигуры/силуэты: два стоящих человечка (рисунок 3);
  • два бегущих человечка (рисунок 4);
  • три дерева (рисунок 5);
  • домик (рисунок 6).
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5

Оборудование размещается на ковролине.

Для повторного проведения занятия могут быть использованы любые другие фигурки или заменители (палочки разной длины, разноцветные кружочки и т.п.).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Вводная беседа по вопросам:

  1. Дети, вы любите сказки?
  2. Какие сказки вам известны?
  3. Назовите ваши любимые сказки.
  4. Кто придумывает и рассказывает сказки?

II. Основная часть занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети, сегодня мы с вами будем учиться придумывать (сочинять) сказки, а нашими помощниками будут человечки, домик, елочки, которые размещены в рамочках на ковролине. (Показ этих объектов.)

2. Задание на придумывание сказки с использованием модели.

Придумайте (сочините) сказку с использованием трех рамочек, внутри которых размещены фигурки/силуэты. В первой рамочке – домик, во второй – два стоящих человечка, в третьей – два дерева и два бегущих человечка. Между рамочками две стрелки, которые показывают последовательность (рисунок 7). Надо суметь «прочитать сказку», каждый должен сделать это по-своему.

Рисунок 7

Если дети испытывают затруднения при сочинении сказок, воспитатель дает образец.

Далее свои сказки рассказывают два, три ребенка. Воспитатель отмечает, соответствует ли изложенная ситуация картинке на ковролине, как оформлен сюжет, отличаются ли сказки друг от друга.

3. Задание на придумывание сказки в новой ситуации.

Воспитатель меняет фигурки-силуэты в рамочках и предлагает «прочитать новую сказку».

Сказку можно сочинять несколько раз, усложняя ситуацию от конкретной к абстрактной (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины).

III. Итог.

Оценивается работа каждого ребенка. Задание: нарисовать рисунок к своей сказке.