Обобщающий урок "Знатоки родного края". КВН с учащимися 4-го класса по курсу "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Обобщить знания учащихся по эколого-краеведческой работе «Река Казанка».
  • Прививать любовь к родному краю.
  • Развивать познавательный интерес к природе, мышление и сообразительность.
  • Учить доказывать свое мнение.

Оборудование:

  • ПК, презентация.
  • Силуэты животных и растений водоема.
  • Карточки с числами для каждой команды.
  • Листы с кроссвордами для каждой команды.
  • Красная книга РТ и РФ.
  • В.А. Попов. «Редкие и исчезающие виды животных Татарии». Казань, Татарское кн.изд-во, 1978.
  • Н.А. Магницкая. «Зеленые витамины». Казань, Татарское кн.изд-во, 1981.
  • В.И. Полуянова. «Ядовитые растения Татарской АССР» Казань, Татарское кн.изд-во, 1981.
  • Гербарий растений; рисунки животных, занесенных в Красную книгу.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и задач урока.

II. Обобщение. Проверка ЗУН. Тест «Мой край родной».

1. Выберите правильный ответ

  1. Место, где река берет свое начало – это
    а) устье;
    б) приток;
    в) исток.

  2. Памятник природы нашей местности
    а) «Река Казанка»;
    б) «Истоки Казанки»;
    в) «Деревня Казанка».

  3. Река Казанка впадает в реку
    а) Кама;
    б) Волга;
    г) Лена.

  4. Сколько притоков имеет река Казанка?
    а) 21;
    б) 42;
    в) 31.

2. Напишите:

  • названия животных нашего водоема.
  • названия растений нашего водоема.

3. Составьте и запишите 3-4 цепи питания нашего водоема.

4. Дополните предложения.

Особо охраняемая территория, созданная для восстановления плотности популяции одного или нескольких видов животных или растений называется ________.
В заказниках ________ использовать восстанавливаемые виды, хотя на территории заказника возможна хозяйственная деятельность с использованием всех прочих видов растений и животных. Здесь не применяют ________, не осушают ________, не разрешают посещение заказника ________ людей.
С целью создания для зверей спокойной обстановки для размножения и проживания постановлением Совета Министров ТАССР от 21 сентября ________ года в ________ был создан ________.

5. Вспомните и запишите названия растений и животных нашей местности, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.

6. Как вы помогаете природе? Напишите. 

III. Игра КВН.

Чтобы привлечь к игре всех детей класс делится на две команды, которые соревнуются между собой.

Игра начинается. Команды хором:

Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Игра, девиз которой:
«Хочу о речке все знать!».

Ведущий представляет жюри.

1-й тур. Разминка.

1. Разгадать кроссворд. (Презентация)

  1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
  2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
  3. Детеныш лягушки.
  4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.
  5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.
  6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

2. Выберите правильный ответ. Дети поднимают карточку, под номером которой находится правильный ответ. (Слайды 2 и 3)

  1. К искусственным водоемам относятся...
    а) реки, моря, океаны;
    б) водохранилища, пруды, каналы;
    в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.

  2. Растения водоема это...
    а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
    б) брусника, черника, мох;
    в) кувшинка, ряска, тростник.

  3. Санитарами пресных водоемов считают...
    а) рака, беззубку;
    б) прудовика, катушку;
    в) клопа-водомерку, жука-плавунца.

  4. Живым фильтром называют...
    а) головастиков;
    б) раков;
    в) двустворчатых моллюсков.

  5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...
    а) люди;
    б) цапли;
    в) ондатры;
    г) бобры.

  6. С водоемами связана жизнь...
    а) зябликов, трясогузок, соек;
    б) цапель, уток;
    в) лебедей, тетеревов, сов.

  7. Водоем называют природным сообществом, потому что...
    а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
    б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
    в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.

  8. Болота — это...
    а) ненужная и вредная часть природы;
    б) природное хранилище чистейшей воды;
    в) место жизни многих растений и животных.

  9. Хищниками пресных водоемов являются...
    а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
    б) караси, мотыли, раки;
    в) циклопы, прудовики, головастики.

  10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...
    а) это плавает ряска;
    б) много микроскопических водорослей;
    в) на дне много ила.

Подведение итогов первого тура.

2-й тур. Задание 1. Подпиши обитателей речки. (слайд 4)

 

1) стрекоза, 2) комар, 3) лягушка, 4) жучки-вертячки 5) водомерка, 6) жук-водолюб, 7) пиявки, 8) тритон, 9) ручейники, 10) лужанка, 11) катушка, 12)прудовик, 13) личинки стрекозы, 14) жук-плавунец.

Задание 2. «Что это? Кто это?» отгадать растения и животных водоема.

Командам раздаются силуэты растений и животных водоема. На доску прикрепляется панно с изображением водоема для каждой команды. Участники называют растение, животное и «заселяют» водоем.

Какая команда быстрее «заселит» водоем.

Задание 3. «Пищевые цепочки водоема»

Составить пищевые цепочки водоема. Какая команда составит больше.

Подведение итогов второго тура.

3-й тур. Блиц-турнир

1-й команде.

  1. На поверхности стремительно вращаются жучки – (вертячки)
  2. Прудовики питаются (водными растениями)
  3. Из нее выводятся головастики (икринки)
  4. «Инженер-строитель» на реке (бобер)
  5. Лягушки питаются (комарами, мошками)
  6. Два братца в воду глядятся, ввек не сойдутся. (берега)

2-й команде.

  1. Кого из обитателей речки назвали «глазастым охотником»? (стрекоза)
  2. Какую добычу ловит лягушка? (двигающуюся)
  3. Жилище бобра (хатка)
  4. В воде купался, да сух остался (утка, гусь)
  5. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (река)
  6. Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (рыба)

4-й тур. "Как я спасу речку, когда вырасту большой..."

Рассказывается сказка и предлагается придумать конец: "Как я спасу речку, когда вырасту большой..."

"Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка. Так было долго.
Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Потянулась и зацепилась волной за корягу, по­царапалась. Расстроилась, помутнела ее вода. Заметило это солнце, решило развеселить речку, пощекотало ее своим длинным лучиком, да сломался лучик и уколол без того поцарапанную волну. "Что за глупые шутки?" – обиделась речка. А тут еще маленький лосенок пришел попить, запутался в брошенной сети, упал в воду и больно толкнул копытцем речку. Совсем это вывело ее из себя, расстроенная, испуганная она вышла из берегов своих. Сначала на прибрежную траву, дальше до первых кустов, затем закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше и дальше растекается речка. И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный лучик нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду.
Все понимает бывшая речка... Да только помочь ей некому..."

Дети придумывают конец сказки.

Подведение итогов 3 и 4 туров.

5-й тур. Разгадать кроссворд. Тема. "Растения и животные водоема".

Какая команда быстрее заполнит кроссворд.

По горизонтали:

4. Цветок желтого цвета, плавающий на поверхности воды с большим листом.
5. Хищное насекомое с длинным тонким телом и двумя парами прозрачных крыльев.
7. Высокое травянистое растение с тугим коричневым початком.
9. Насекомое с длинными ногами, бегающее по водной глади.
10. Полезное животное, уничтожающее вредителей и живущее в прибрежной зоне.
11. Маленькое плавающее растение, разрастающееся прямо в воде.
12. Водоплавающая птица.

По вертикали:

1. Крупная птица с длинной тонкой шеей, прямым заостренным клювом и длинными ногами.
2. Водоплавающая птица с мягким густым оперением (часто белого цвета).
3. Кровососущее насекомое.
4. Пресноводная рыба с красноватыми плавниками.
6. Животное-грызун с ценным мехом коричневого цвета.
8. Хищная рыба с вытянутой головой и удлиненным телом.

Ответы:

По горизонтали: 4. Кубышка. 5. Стрекоза. 7. Рогоз. 9. Водомерка. 10. Лягушка. 11. Ряска. 12. Утка.
По вертикали: 1. Цапля. 2. Чайка. 3. Комар. 4. Карась. 6. Бобр. 8. Щука.

Подведение итогов игры. Вручение призов.