Цели урока:
- повторить и закрепить материал, изученный по теме «Деепричастие»;
- учить выделять главное, существенное;
- учить делать выводы;
- воспитывать самостоятельность в принятии решений;
- формировать навык самоконтроля;
- приучать учащихся следить за своей речью;
- воспитывать устойчивость внимания;
- воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- расширять активный словарь;
Оборудование урока: доска, диск с презентацией, компьютер, мультимедиапроектор, учебники, тетради, письменные принадлежности, карточки со словами и вопросами на доске, шкатулка с карточками внутри, мяч.
Сценарий урока.
1. Организационный момент.
- Встаньте правильно. Посмотрите на свои парты. Всё ли готово у вас к уроку? Наведите порядок на партах. Садитесь.
2. Орфоэпическая работа.
балуясь
ржавея
черпая
- Посмотрите на слова, записанные на доске. Обратите внимание на ударение в этих словах.
- Давайте произнесём эти слова хором, соблюдая правильное ударение (произносим 2 раза).
- Составьте с этими словами словосочетания (выслушать варианты словосочетаний).
- Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Обозначьте ударение. Найдите в словосочетаниях главное слово. Обозначьте (1 ученик у доски)
3. Закрепление по теме «Деепричастие» (тема урока дана на 1 слайде)
- Определите, к какой части речи относятся главные слова в записанных словосочетаниях? (деепричастия)
2слайд.
- Расскажите, что вы знаете о деепричастии (отвечает 1 ученик)
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженным глаголом.
Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? (вопросы вывесить на доску)
Не изменяется. Бывает совершенного и несовершенного вида.
В предложении является обстоятельством.
Игра «Хлопки».
-Хлопайте, только когда я буду называть деепричастие.
скрипеть, скрипя, скрипящий
делая, делать, делающий
нарисовавший, нарисовать, нарисовав (эти же слова на 2 слайде)
- Выпишите в тетрадь только деепричастия в столбик (1 ученик у доски)
скрипя - скрипеть
делая - делать
нарисовав - нарисовать
- Определите, от каких глаголов образованы эти деепричастия. Запишите эти глаголы рядом с деепричастиями. Выделите основу глаголов, определите их вид. С помощью чего образованы данные деепричастия. Назовите суффиксы. Какой это способ образования? (суффиксальный) Суффиксы на 3 слайде.
- Расскажите об образовании деепричастий.
(Отвечает 1 ученик)
Игра с мячом «Образуй деепричастие»
По одному деепричастию каждому.
- негодовать – негодуя
- прочитать – прочитав
- недосыпая – недосыпать
- создавать – создавая
- ненавидеть – ненавидя
- стучаться - стучась
- хранить - храня
- думать - думая
- подниматься - поднимаясь
- плакать – плача
4. Динамическая пауза.
Релаксационные упражнения.
- Руки в стороны. Восьмёркообразные движения руками в разные стороны. Руки не напрягать. 4 – 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
- Руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться, расслабляя мышцы плечевого пояса «уронить» руки и приподнять их скрёстно перед грудью. 6 – 8 раз. Темп средний.
Правописание Не с деепричастиями.
Расскажите, что вы знаете о правописании НЕ с деепричастиями (выслушать ответы учеников).
Игра «Получи 5»
2 ученика у доски. Кто больше напишет правильно слов, тот и получит отметку 5.
Негодовать, негодуя, не написать, не написав, не делая, недомогая, не решая, не писать, не читать, нездоровиться, недоумевая, недоедая и т.п.
Деепричастный оборот.
Игра «Шпионы»
-Мне в руки попало зашифрованное предложение. Попробуйте его расшифровать.
АНДРЕЙБЫСТРОШАГАЛПОТРОПИНКЕВЕСЕЛООГЛЯДЫВАЯСЬ. (предложение на 4 слайде)
- Запишите предложение в тетради.
- Сделайте его синтаксический разбор (карточки- помощники с вопросами членов предложений и образцом их подчёркивания на партах)
- Расскажите всё, что вы знаете о деепричастном обороте.
5. Развитие речи
Игра «Сундучок»
- Деепричастия часто встречаются в поговорках и пословицах. Сейчас мы поиграем в игру «Сундучок». В сундучке спрятаны поговорки с деепричастиями. Вы должны будете объяснить ту поговорку или пословицу, которую вытащите.
- спустя рукава
- засучив рукава
- не покладая рук
- навострив уши
- не отрывая глаз
- не солоно хлебавши
- Не давши слова, крепись, а давши, держись.
- Не изучив ремесла, не считай себя мастером.
- Не замочив рук, не умоешься.
6. Итог урока.
Наш урок мы завершим словами, написанными на слайде. Продолжите предложение: Я сегодня на уроке…(5 слайд) Дать высказаться желающим ученикам.
7. Домашнее задание
Решить кроссворд (заранее подготовлен учителем на карточках)
8. Выставление оценок.
Использованная литература:
- «Уроки русского языка в 6 классе» Лазарева Л.А. Москва Просвещение 1979 стр. 77 – 91
- «Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы» Волгоград Учитель 2002 стр. 25 – 30
- Рабочая программа по русскому языку 5 – 11 классы под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., Власенкова А.И. Москва Глобус 2008
- Учебник русского языку 7 класс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Москва Просвещение 2008 стр. 91 - 93