Урок русского языка в 7-м классе по коррекционно-развивающей программе VII вида. Закрепление темы "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторить и закрепить материал, изученный по теме «Деепричастие»;
  • учить выделять главное, существенное;
  • учить делать выводы;
  • воспитывать самостоятельность в принятии решений;
  • формировать навык самоконтроля;
  • приучать учащихся следить за своей речью;
  • воспитывать устойчивость внимания;
  • воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • расширять активный словарь;

Оборудование урока: доска, диск с презентацией, компьютер, мультимедиапроектор, учебники, тетради, письменные принадлежности, карточки со словами и вопросами на доске, шкатулка с карточками внутри, мяч.

Сценарий урока.

1. Организационный момент.

- Встаньте правильно. Посмотрите на свои парты. Всё ли готово у вас к уроку? Наведите порядок на партах. Садитесь.

2. Орфоэпическая работа.

балуясь

ржавея

черпая

- Посмотрите на слова, записанные на доске. Обратите внимание на ударение в этих словах.

- Давайте произнесём эти слова хором, соблюдая правильное ударение (произносим 2 раза).

- Составьте с этими словами словосочетания (выслушать варианты словосочетаний).

- Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Обозначьте ударение. Найдите в словосочетаниях главное слово. Обозначьте (1 ученик у доски)

3. Закрепление по теме «Деепричастие» (тема урока дана на 1 слайде)

- Определите, к какой части речи относятся главные слова в записанных словосочетаниях? (деепричастия)

2слайд.

- Расскажите, что вы знаете о деепричастии (отвечает 1 ученик)

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженным глаголом.

Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? (вопросы вывесить на доску)

Не изменяется. Бывает совершенного и несовершенного вида.

В предложении является обстоятельством.

Игра «Хлопки».

-Хлопайте, только когда я буду называть деепричастие.

скрипеть, скрипя, скрипящий

делая, делать, делающий

нарисовавший, нарисовать, нарисовав (эти же слова на 2 слайде)

- Выпишите в тетрадь только деепричастия в столбик (1 ученик у доски)

скрипя - скрипеть

делая - делать

нарисовав - нарисовать

- Определите, от каких глаголов образованы эти деепричастия. Запишите эти глаголы рядом с деепричастиями. Выделите основу глаголов, определите их вид. С помощью чего образованы данные деепричастия. Назовите суффиксы. Какой это способ образования? (суффиксальный) Суффиксы на 3 слайде.

- Расскажите об образовании деепричастий.

(Отвечает 1 ученик)

Игра с мячом «Образуй деепричастие»

По одному деепричастию каждому.

  • негодовать – негодуя
  • прочитать – прочитав
  • недосыпая – недосыпать
  • создавать – создавая
  • ненавидеть – ненавидя
  • стучаться - стучась
  • хранить - храня
  • думать - думая
  • подниматься - поднимаясь
  • плакать – плача

4. Динамическая пауза.

Релаксационные упражнения.

- Руки в стороны. Восьмёркообразные движения руками в разные стороны. Руки не напрягать. 4 – 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

- Руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться, расслабляя мышцы плечевого пояса «уронить» руки и приподнять их скрёстно перед грудью. 6 – 8 раз. Темп средний.

Правописание Не с деепричастиями.

Расскажите, что вы знаете о правописании НЕ с деепричастиями (выслушать ответы учеников).

Игра «Получи 5»

2 ученика у доски. Кто больше напишет правильно слов, тот и получит отметку 5.

Негодовать, негодуя, не написать, не написав, не делая, недомогая, не решая, не писать, не читать, нездоровиться, недоумевая, недоедая и т.п.

Деепричастный оборот.

Игра «Шпионы»

-Мне в руки попало зашифрованное предложение. Попробуйте его расшифровать.

АНДРЕЙБЫСТРОШАГАЛПОТРОПИНКЕВЕСЕЛООГЛЯДЫВАЯСЬ. (предложение на 4 слайде)

- Запишите предложение в тетради.

- Сделайте его синтаксический разбор (карточки- помощники с вопросами членов предложений и образцом их подчёркивания на партах)

- Расскажите всё, что вы знаете о деепричастном обороте.

5. Развитие речи

Игра «Сундучок»

- Деепричастия часто встречаются в поговорках и пословицах. Сейчас мы поиграем в игру «Сундучок». В сундучке спрятаны поговорки с деепричастиями. Вы должны будете объяснить ту поговорку или пословицу, которую вытащите.

  • спустя рукава
  • засучив рукава
  • не покладая рук
  • навострив уши
  • не отрывая глаз
  • не солоно хлебавши
  • Не давши слова, крепись, а давши, держись.
  • Не изучив ремесла, не считай себя мастером.
  • Не замочив рук, не умоешься.

6. Итог урока.

Наш урок мы завершим словами, написанными на слайде. Продолжите предложение: Я сегодня на уроке…(5 слайд) Дать высказаться желающим ученикам.

7. Домашнее задание

Решить кроссворд (заранее подготовлен учителем на карточках)

8. Выставление оценок.

Использованная литература:

  1. «Уроки русского языка в 6 классе» Лазарева Л.А. Москва Просвещение 1979 стр. 77 – 91
  2. «Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы» Волгоград Учитель 2002 стр. 25 – 30
  3. Рабочая программа по русскому языку 5 – 11 классы под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., Власенкова А.И. Москва Глобус 2008
  4. Учебник русского языку 7 класс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Москва Просвещение 2008 стр. 91 - 93