Народный праздник Покров. Занятие для детей старшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: приобщение детей к истоками народной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

  • учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать осенние пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;
  • познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведениями искусства.

2. Развивающие:

  • развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;
  • развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);
  • развивать интерес к художественному слову (загадкам, эпитетам, стихам), умение выразительно исполнять поэтические произведения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
  • воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения;
  • воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Словарная работа:

  1. Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная...
  2. Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка...).
  3. Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.

Материал:

  • мультимедийная презентация «Покров»;
  • видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
  • репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
  • салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.
  2. Экскурсия в осенний парк.
  3. Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
  4. Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят...»).
  5. Работа с тканью (изготовление бахромы).
  6. Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»).

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

1. Беседа об осени.

- Дети, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

- Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение.)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь...)

- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили. (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь».)

- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)

- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе...)

2. Народный праздник Покров.

- Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

- Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие...)

- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (Ответы детей.)

- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

- Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям.)

- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.

Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия.

- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)

Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты.

4. Игра «Облупа».

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

5. Происхождение праздника «Покров».

- Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)

Детям предлагается посмотреть на слайд.

- Вам интересно узнать о происхождении праздника?

- По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в тот день, когда и было это видение.

- Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

6. Покровские ярмарки.

- Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

- Вы хотите побывать на ярмарке?

Дети хором повторяют скороговорку:

Еле -, Еле -, Елизар
Едет, едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара

- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали.

- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

- Отгадайте, какими цветами украшали шали?

Демонстрация иллюстраций с изображением цветов.

Вот чудесные цветы
Небывалой красоты
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)

Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка.)

Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

Нам запах свежести лесной
Приносит поздней весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент.

Дети по очереди описывают понравившийся им платок.

7. Русская народная игра «Арина».

- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия.

- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров.)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)

- С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками.)

9. Изготовление салфеток.

- Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.

Дети «змейкой» выходят из группы.