Цель: приобщение детей к истоками народной культуры.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить выделять характерные признаки ранней и поздней осени, сравнивать осенние пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
- познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;
- познакомить с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведениями искусства.
2. Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;
- развивать эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения;
- развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);
- развивать интерес к художественному слову (загадкам, эпитетам, стихам), умение выразительно исполнять поэтические произведения.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;
- воспитывать сообразительность, артистичность, дружеские качества, культуру общения;
- воспитывать аккуратность в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).
Словарная работа:
- Развитие словаря за счет слов-прилагательных: ранняя, прекрасная, золотистая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая, солнечная, поздняя, скучная, унылая, пасмурная...
- Развитие интереса к речи, как особому объекту познания (покров, покрывать, накрывать, покрывало, покрытие, покрышка...).
- Обогащение словаря за счет слов: Павлопосадские шали, бахрома, город Павлопосад.
Материал:
- мультимедийная презентация «Покров»;
- видеоаппаратура, Павлопосадские шали;
- репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);
- салфетки из ткани, краски, трафареты для украшения «шалей».
Предварительная работа:
- Наблюдение за осенними признаками природы на прогулке.
- Экскурсия в осенний парк.
- Рассматривание иллюстраций об осени, цветах.
- Заучивание стихотворений («Ходит осень по дорожке», «Мокрые деревья голые стоят...»).
- Работа с тканью (изготовление бахромы).
- Слушание и исполнение песен («Лист календаря», «Разноцветная игра», «Осень наступила»).
Ход занятия
Дети сидят на стульях полукругом.
1. Беседа об осени.
- Дети, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение.)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь...)
- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.
- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили. (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь».)
- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем.)
- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе...)
2. Народный праздник Покров.
- Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?
- Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие...)
- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (Ответы детей.)
- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль.) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.
- Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям.)
- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали.
Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия.
- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой.)
Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты.
4. Игра «Облупа».
- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».
Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети садятся на стулья.
5. Происхождение праздника «Покров».
- Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)
Детям предлагается посмотреть на слайд.
- Вам интересно узнать о происхождении праздника?
- По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в тот день, когда и было это видение.
- Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.
6. Покровские ярмарки.
- Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.
- Вы хотите побывать на ярмарке?
Дети хором повторяют скороговорку:
Еле -, Еле -, Елизар
Едет, едет на базар.
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара
- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!
Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали.
- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.
- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.
Дети садятся на стулья.
- Отгадайте, какими цветами украшали шали?
Демонстрация иллюстраций с изображением цветов.
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка.)Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)Нам запах свежести лесной
Приносит поздней весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)
- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент.
Дети по очереди описывают понравившийся им платок.
7. Русская народная игра «Арина».
- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».
Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:
Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.
Дети садятся на стулья.
8. Итог занятия.
- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров.)
- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)
- С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками.)
9. Изготовление салфеток.
- Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).
Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.
После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.
Дети «змейкой» выходят из группы.