* * *
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
(А.С. Пушкин)
- Кто написал это стихотворение?
- О каком времени года идёт речь в стихотворении Пушкина? (Об осени.)
- Итак, сегодня мы будем говорить о золотой осени. Наша задача: вспомнить об осени все, что мы узнали на уроках чтения, природоведения, сами наблюдали, и применить это в своей работе. Какая погода бывает осенью? Какие изменения произошли в природе с наступлением осени? Опишите состояние неживой природы (небо, солнце, земли) растений.
(Выслушиваются ответы учащихся.)
- А сейчас мы просмотрим осенние картины и фотографии, послушаем стихи об осени.
- Давайте попробуем разгадать осенний кроссворд (задание слайд 31).
- Какие цвета осеннего леса мы видим? (Ответы детей.)
- Назовите осенние месяцы. (Ответы детей.)
Сентябрь.
Сентябрь. Школьная пора.
Дождь еле моросит с утра.
За тучей солнце задремало
И без него прохладно стало
На юг собрались стаи птичьи
У леса новое обличье -
Пурпурно-золотой наряд,
А он грустит, совсем не радЖаль, что пролетело лето,
Не вернуть его, увы.
И сентябрьские приметы
Уж в копилке у меня.
- Назовите какие приметы сентября вы знаете. (Ответы детей.)
Задание учащимся (загадки про огород):
- Голова велика, только шея тонка. (Тыква.)
- Я вырос на грядке, характер мой гадкий.
Куда не приду всех до слез доведу. (Лук.) - Среди бахчи зеленые мячи.
Налетела детвора – от мячей одна кора. (Арбуз.) - С виду красная, раскусишь – белая. (Редис.)
- Белый, тощий корнеплод под землей растет.
И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.
Все – от взрослых до ребят – с холодцом его едят. (Хрен.) - Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались в ладони бусинки – дробинки. (Горох.)
- А какой второй месяц осени?
Ученики рассказывают о месяце октябре.
Октябрь.
Октябрь. Природа загрустила.
Пора разлуки наступила.
Деревья с листьями прощаются,
И птицы к югу направляются.
Дожди шумят с утра до вечера,
Гулять нельзя, и делать нечего.
Лес обнажился. Грустно это
Переживать и наблюдать.
У октября свои приметы.
- Что происходит в природе в октябре? (Ответы детей.)
Загадки «Грибы» (слайд 33).
- Какой еще осенний месяц вы знаете? (Ответы детей.)
- Расскажите, что вы знаете об этом месяце?
Ученики рассказывают о ноябре.
Ноябрь.
Ноябрь. Еще совсем немного
Ждать в гости зиму. У порога
Присыпал землю первый снег.
Но тонок слой, полно прорех.
То подморозит, то теплеет,
То ветром северным повеет.
Как быстро осень пролетела,
Спешит зима в наряде белом.Трещит морозец озорной,
Да дует ветер ледяной,
Лес приуныл и опустел,
Но у меня немало дел.
Ночами трудится не зря:
Вот и приметы ноября.
- Назовите, какие приметы вы услышали у ноября? (Дети называют приметы ноября.)
Попробуйте прочитать название перелетных птиц по первой букве изображенных предметов (ласточка, скворец.) слайд 34)).
- А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Ответы детей.)
- А почему все эти птицы улетают? (Ответы детей.)
***
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
(С. Есенин)
***
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.
(А. Плещеев)
- Какое настроение у вас создают картины природы, описанные поэтами?
- Как вы прочитаете эти стихотворения: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Работа с текстом «Осень»:
- Чтение цепочкой.
- Нарисуйте словесную картину.
«Осень».
Осень. Глубокая осень. Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно на сквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои увядшие листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Услана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
(С. Аксаков)
Осень.
Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из листьев.
В нем разноцветные шляпки грибов.Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.
Беседа о прочитанном.
- Ребята, почему осень можно связать с цветным карнавалом? (Ответы детей.)
- Осень позвала нас к себе на карнавал. Неужели мы пойдем в гости с пустыми руками?
- Посмотрите, что у нас есть на столе. (На столах лежат разноцветные листья, картон, клей, ножницы.)
- Что мы можем из этого сделать? Правильно, подарок для осени. Я предлагаю вам сделать коврик из осенних листьев (аппликация, рисунок).
Объяснение этапов работы.
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, красками и кистью, клеем.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ учащихся.
Итог урока (рефлексия в группах).
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Почему?
- В чем у вас были вызваны затруднения?
- Что понравилось больше всего на уроке?
Домашнее задание: написать сочинение об осени.