Праздник "Золотая осень"

Разделы: Внеклассная работа


Презентации «Золотая осень»

* * *

…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

(А.С. Пушкин)

- Кто написал это стихотворение?

- О каком времени года идёт речь в стихотворении Пушкина? (Об осени.)

- Итак, сегодня мы будем говорить о золотой осени. Наша задача: вспомнить об осени все, что мы узнали на уроках чтения, природоведения, сами наблюдали, и применить это в своей работе. Какая погода бывает осенью? Какие изменения произошли в природе с наступлением осени? Опишите состояние неживой природы (небо, солнце, земли) растений.

(Выслушиваются ответы учащихся.)

- А сейчас мы просмотрим осенние картины и фотографии, послушаем стихи об осени.

- Давайте попробуем разгадать осенний кроссворд (задание слайд 31).

- Какие цвета осеннего леса мы видим? (Ответы детей.)

- Назовите осенние месяцы. (Ответы детей.)

Сентябрь.

Сентябрь. Школьная пора.
Дождь еле моросит с утра.
За тучей солнце задремало
И без него прохладно стало
На юг собрались стаи птичьи
У леса новое обличье -
Пурпурно-золотой наряд,
А он грустит, совсем не рад

Жаль, что пролетело лето,
Не вернуть его, увы.
И сентябрьские приметы
Уж в копилке у меня.

- Назовите какие приметы сентября вы знаете. (Ответы детей.)

Задание учащимся (загадки про огород):

  1. Голова велика, только шея тонка. (Тыква.)
  2. Я вырос на грядке, характер мой гадкий.
    Куда не приду всех до слез доведу. (Лук.)
  3. Среди бахчи зеленые мячи.
    Налетела детвора – от мячей одна кора. (Арбуз.)
  4. С виду красная, раскусишь – белая. (Редис.)
  5. Белый, тощий корнеплод под землей растет.
    И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.
    Все – от взрослых до ребят – с холодцом его едят. (Хрен.)
  6. Раскололся тесный домик на две половинки.
    И посыпались в ладони бусинки – дробинки. (Горох.)

- А какой второй месяц осени?

Ученики рассказывают о месяце октябре.

Октябрь.

Октябрь. Природа загрустила.
Пора разлуки наступила.
Деревья с листьями прощаются,
И птицы к югу направляются.
Дожди шумят с утра до вечера,
Гулять нельзя, и делать нечего.
Лес обнажился. Грустно это
Переживать и наблюдать.
У октября свои приметы.

- Что происходит в природе в октябре? (Ответы детей.)

Загадки «Грибы» (слайд 33).

- Какой еще осенний месяц вы знаете? (Ответы детей.)

- Расскажите, что вы знаете об этом месяце?

Ученики рассказывают о ноябре.

Ноябрь.

Ноябрь. Еще совсем немного
Ждать в гости зиму. У порога
Присыпал землю первый снег.
Но тонок слой, полно прорех.
То подморозит, то теплеет,
То ветром северным повеет.
Как быстро осень пролетела,
Спешит зима в наряде белом.

Трещит морозец озорной,
Да дует ветер ледяной,
Лес приуныл и опустел,
Но у меня немало дел.
Ночами трудится не зря:
Вот и приметы ноября.

- Назовите, какие приметы вы услышали у ноября? (Дети называют приметы ноября.)

Попробуйте прочитать название перелетных птиц по первой букве изображенных предметов (ласточка, скворец.) слайд 34)).

- А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Ответы детей.)

- А почему все эти птицы улетают? (Ответы детей.)

***

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

(С. Есенин)

***

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев)

- Какое настроение у вас создают картины природы, описанные поэтами?

- Как вы прочитаете эти стихотворения: в быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?

Работа с текстом «Осень»:

  1. Чтение цепочкой.
  2. Нарисуйте словесную картину.

«Осень».

Осень. Глубокая осень. Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно на сквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои увядшие листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Услана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.

(С. Аксаков)

Осень.

Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из листьев.
В нем разноцветные шляпки грибов.

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.

Беседа о прочитанном.

- Ребята, почему осень можно связать с цветным карнавалом? (Ответы детей.)

- Осень позвала нас к себе на карнавал. Неужели мы пойдем в гости с пустыми руками?

- Посмотрите, что у нас есть на столе. (На столах лежат разноцветные листья, картон, клей, ножницы.)

- Что мы можем из этого сделать? Правильно, подарок для осени. Я предлагаю вам сделать коврик из осенних листьев (аппликация, рисунок).

Объяснение этапов работы.

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, красками и кистью, клеем.

Самостоятельная работа учащихся.

Выставка работ учащихся.

Итог урока (рефлексия в группах).

  1. Понравился ли вам сегодняшний урок? Почему?
  2. В чем у вас были вызваны затруднения?
  3. Что понравилось больше всего на уроке?

Домашнее задание: написать сочинение об осени.