Программное содержание:
- Совершенствовать знания по обобщающим понятиям растительного и животного мира;
- Развивать речь и обогащать словарный запас;
- Развивать координацию;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение;
- Развивать тактильное ощущения;
- Воспитывать умение работать сообща, коллективно;
- Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение русской народной сказки «Гуси – Лебеди». Разучивание пальчиковых стихов.
Материалы к занятию:
- Игры:
- Игра «Ромашка» (Фауна)
- Игра «Математическая яблоня»
- Набор игрушек, изображающих зверей
- Тактильная тропа
- Декорации: Печка, яблонька, молочная речка, лавка «Гуси».
- Атрибутика: Кукла Бабка, кукла Дед, кукла Иванушка, кукла Аленушка, кукла Баба-Яга.
Организация занятия:
Занятие проводится в игровой комнате. Не за столом, а на коврах (босиком). Дети сидят не на стульчиках, а на сидушках с гречишной лузгой, лежащих на коврах. С тол сдвинут к окну, на нем разложены используемые в занятии игры. Перпендикулярно к столу стоят: Печка (нарисованная на листе ватмана), Яблонька (выпилиная из фанеры) и Молочная речка (прикрепленная к подоконнику белая или голубая ткань, плавно спускающаяся на стол и со стола). Тактильная тропа (указывает) путь от сидушек к столу, и каждый раз, проходя этот путь, дети вынуждены идти по тактильной тропе. В (избе), за столом на лавках сидят Дед и Бабка. В укромном месте сидит Баба-Яга и Иванушка. До поры лавка прикрыта тканью.
Ход занятия
– Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам в гости пришел! (Девочка). А зовут ее Аленушка. Пришла она к нам из русской народной сказки «Гуси – Лебеди». Посмотрите на нее внимательно и скажите: Она веселая или грустная?
– Правильно, грустная. Видите, даже слезки текут (слезы нарисованы на лице куклы). А хотите узнать, почему Аленушка грустная? Дело было так…
– Жили№ были Дед да Баба. И были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Поехали Дед и Баба на рынок в город, а Аленушке наказывали за братцем смотреть. Да заигралась Аленушка с подружками и не углядела, как Иванушку Гуси – Лебеди утащили к Бабе-Яге. Вот и плачет она – не знает, что же ей теперь делать? Может мы поможем Аленушке?
– Пойдемте все вместе выручать братца Иванушку от Бабы-Яги! (Дети идут к столу, проходят по тактильной тропе и подходят к нарисованной печке, перед которой лежит игра «Ромашка» рассыпанная).
– Смотрите, ребята, Печка! Как-то она пыхтит странно. Может, ей тоже нужно помочь? Смотрите, здесь лежит записка, а в ней написано, что Гуси-Лебеди, пролетая мимо напугали птиц и зверей и они разбежались и теперь не могут найти свои домики. Дальше мы сможем пойти только тогда, когда поможем им и соберем по своим домикам….
I. проводится игра «Ромашка» (Фауна).
Правила такие: в каждом «лепесточке» живет одна «семья»:
– Насекомые, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, лесные птицы, животные жарких стран и экзотические птицы. А чтобы показать, что они все очень дружно живут, надо потом из «лепесточков» сложить одну большую «Ромашку»?
– Молодцы! Закончили игру.
Но пойдемте же дальше.(Проходят по тактильной тропе и останавливаются у Яблоньки, перед которой лежит разбросанная игра «Математическая яблоня». Смотрите, ребята, яблонька тоже недовольная!? Что же здесь произошло? Давайте успокоим яблоньку, повеселим ее, а для этого расскажем ей про непослушного веселого ветерка.
Проводится физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо –
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше…
– Повеселела яблонька и прошелестела листочками (Отстучать небольшой несложный ритм). Давайте повторим…
– А обозначает это, что здесь тоже пролетали Гуси –Лебеди и тоже устроили беспорядок: поломали деревце, посшибали яблочки… Надо деревце собрать и яблочки повесить.
II. Проводится игра «Математическая Яблоня».
Правила такие: Из трех панно, с нарисованными частями дерева, сложить одно, чтобы части рисунка совпали. На веточки красного цвета (повесить) яблочки красного цвета, на веточки синего цвета – яблочки синие, на ветки оранжевого цвета – оранжевые яблочки. А большие яблоки с (главной) яблоньки повесить на саму Яблоньку.
– Молодцы, ребятки! Яблонька нам говорит «Спасибо». Видите, как радостно она листочками шелестит!? А мы поторопимся дальше. (Проходят по тактильной тропе и останавливаются у Молочной речки).
– Смотрите, ребята, это Молочная речка. Какая она неспокойная? Наверное, тоже Гуси- Лебеди набедокурили. Так и есть. Она спрятала животных от Гусей- Лебедей и предлагает нам поиграть. Будем играть?
III. Проводится игра с животными.
Правила такие: Животные гуляют, я говорю вам: «Ночь!» – вы закрываете глаза, а когда открываете их смотрите, не изменилось ли что-нибудь. (проводится 2-3 раза).
– Молодцы! Со своим заданием мы справились. Осталось только найти и забрать Иванушку. Пошли скорее дальше (Проходят по тактильной тропе и останавливаются у уже открытой лавки «Гуси», на которой сидят Баба-Яга и Иванушка). Ребята, смотрите, Баба-Яга, Гуси-Лебеди и Иванушка. Что нужно сказать?
Конечно же «Здравствуйте!». Давайте попросим их отпустить Иванушку домой. (Дети просят). Мы же выполнили все задания! Ребята, Баба-Яга просит рассказать ей какое ни будь стихотворение. Расскажем? А давайте про гусей.
Проводится физкультминутка «Утром встал гусак на лапки».
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорее в воду – плюх!
– Видите, Баба-Яга не злая, ей просто скучно было: она с нами поиграла, да и отпустила братца Иванушку. Смотрите, она ему дала какую-то корзиночку. Что же там?
– Конфеты! Что надо сказать Бабе-Яге?
– Спасибо! И…?
– До свидания.
Наше волшебное путешествие закончено.