Разноуровневые задания при обучении немецкому языку

Разделы: Иностранные языки


В наши дни, когда целью обучения и одновременно условием, обеспечивающим успешность её достижения, является развитие способностей обучаемых использовать иностранный язык как “ инструмент общения в диалоге культур и цивилизацией современного мира”, большое внимание уделяется вопросам формирования коммуникативной компетенции обучаемых в контексте современных европейских требований. В связи с этим предусматривается рассмотрение вопросов, связанных с формированием языковых и речевых навыков и умений; изучение и сопоставление существующих подходов и методов к обучению аспектам языка и видам речевой деятельности. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания определённый интерес представляет разноуровневое обучение. Объясняется это рядом причин.

Классно-урочная система как практически единственная форма организации учебных занятий диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности, рассчитанные на некоего среднего ученика. Кроме того, смена предметных областей знания через каждые 45 минут не способствует ни осознанному усвоению содержания того или иного предмета, ни формированию сколько-нибудь самостоятельного опыта в этой области. Такой подход приводит к явным педагогическим просчётам: слабым ученикам не хватает практики, не хватает времени на осмысление материала; сильным учащимся недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

Если в 7–9-х классах у ребят начинают проявляться способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности, есть смысл в организации разноуровневого обучения и индивидуальной работы с такими учениками. Предварительное тестирование по базовому уровню в соответствии со стандартом образования (имеются в виду проверочные работы) позволяет создавать группы разного уровня: А, В, С. Уровень “А” означает базовый уровень (требования образовательного стандарта). Уровень “B”– несколько выше базового, уровень “C” - самый высокий.

Почему речь идёт в основном о 7-9-х классах основной школы при организации разноуровневого обучения? Дело в том, что на предыдущих ступенях обучения ещё трудно определить их способности и интересы. До 13-14 лет ребята, как правило, “ищут” свои интересы, пробуя себя, то в одном, то в другом. И это хорошо. Необходимо накопить некоторый жизненный и познавательный опыт. Именно с 7-го класса начинается преподавание ряда наиболее сложных предметов. Разноуровневое обучение в этом случае окажется как нельзя кстати. К этому времени ребята вполне смогут определить свои возможности и способности по разным предметам, обучаясь на разных уровнях. Если способности позволяют, учащиеся могут переходить на более высокий уровень или, наоборот, объективно оценив свои возможности, перейти на более низкий уровень обучения.

Что мы понимаем под разноуровневым обучением? Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового в зависимости от его способностей.

Приведу пример задания разноуровневого обучения для учащихся 9-х классов по теме “Современная молодёжь и её проблемы” (И.Л.Бим, Л.В.Садомова “Шаги 5”)

В группе А всё ясно: требования разработаны в соответствии с государственным стандартом. А как быть с группами В и С? За основу беру базовый уровень и разрабатываю дополнение к программе базового уровня., несколько увеличивая объём содержания для этих групп и требования к отдельным видам речевой деятельности, владению грамматическими и лексическими навыками. Углубление идёт за счёт способностей учащихся, овладевающим языковым и речевым материалом за то же время.

Обратимся сначала к требованиям к формированию лексических и грамматических навыков. Начнём с сильной группы “C”, постепенно сравнивая её с требованиями к другим группам: “В” и “А”.

Прежде всего, отбор лексического материала соответствует отобранным ситуациям, представленным в учебнике и предполагаемым для изучения в данной группе.

Итак, для сильной группы (“С”) отбирается пять ситуаций и соответственно лексика, необходимая для изучения

1) Какова сегодня ситуация молодёжи в Германии и в России?
2) Какие культуры и субкультуры есть в Германии и в России?
3) Молодёжь и общество. Стремление к индивидуальности.
4) Что важно для современной молодёжи? Чего они боятся?
5) Проблемы молодёжи. Какие они?

Для группы (“В”) отбираю четыре ситуации по подтеме

1) Какова сегодня ситуация молодёжи в Германии и в России?
2) Какие культуры и субкультуры есть в Германии и в России?
3) Что важно для современной молодёжи? Чего они боятся?
4) Проблемы молодёжи. Какие они?

Соответственно отбираю и лексику к этим ситуациям.

Как видим, объём учебного материала значительно меньше.

Для обеих групп предусматривается активное владение отобранной лексикой, знание орфографии. Однако если от учащегося первой (сильной) группы требуется свободное пользование глаголами-синонимами, производными от изучаемых лексических единиц, знание антонимов, синонимов, то в группе “В” требование несколько скромнее: помимо знания орфографии изучаемой лексики, учащимся необходимо уметь различать употребление глаголов

Что касается группы А, здесь предусматривается работа только над двумя ситуациями

1) Какова сегодня ситуация молодёжи в Германии и в России?
2) Что важно для сегодняшней молодёжи? Чего они боятся?

Соответственно отбирается лексика и ведётся работа над ней.

Эта лексика согласно требованиям образовательного стандарта должна использоваться активно. Кроме того, необходимо знать орфографию изучаемой лексики, значения слов, возможности синонимической и антонимической замены. Для проверки уровня усвоения новой лексики во всех группах используется лексические тесты, а в процессе её усвоения – работа в малых группах или парах.

При отборе грамматического материала также учитываются возможности учащихся разных уровней. В данном случае повторяются времена активного залога, инфинитивный оборот um…zu +Infinitiv и изучается новый грамматический материал – инфинитивные обороты statt…+zu Infinitiv, ohne…zu +Infinitiv. При этом если в сильной группе новый материал также предназначен для активного использования, то для групп “В” и “А” требуется, лишь рецептивное его применение (узнавание на слух и при чтении). Во всех группах для контроля усвоения используются грамматические тесты, а для усвоения грамматического материала проводится работа в малых группах сотрудничества (в парах /в группах по три человека). Широко используется во всех группах средства наглядности: картины, фотографии, звукозапись, презентации учащихся, задания и упражнения для работы в парах и для групповой работы.

В сильной группе “C” использую дополнительные материалы, взятые из журнала “Vitamin de”, “500 упражнений по грамматике”, “200 тем по немецкому языку”.

Таким образом, на приведённом примере можно увидеть разницу в объеме материала и требования к уровню их усвоения для разных групп.

Все задания проверочных работ полностью соответствует требованиям базового уровня. Время от времени можно предлагать работу, в которой даются разные по сложности задания, оцениваемые соответствующим баллом. Они могут пробовать свои силы и более объективно определять собственный уровень подготовки.

Разноуровневое обучение в 7-9-х классах позволяет ребятам более основательно подготовиться к обучению на старшей ступени.

Одним из важнейших условий повышения мотивации учения в условиях разноуровневого подхода к организации учебного процесса является возможность применять на практике полученные в классе знания. Из всего многообразия новых педагогических технологий метод проектов показался мне наиболее подходящим для решения этой проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение какой-либо проблемы с использованием различных приёмов, средств, знаний, умение интегрировать знания из различных областей науки и техники.

Выполненные проекты всегда оформлены в виде альбома, журнала “путешествий”, компьютерной газеты, альманаха, и т.д.

В системе продумываются и разноуровневые домашние задания. Например, при изучении темы “ Современная молодёжь и её проблемы” предлагаются для слабой группы при работе над текстом такое задание : прочитать и найти ответы на вопросы, для средней группы : прочитать, ответить на вопросы, разделить текст на абзацы и озаглавить их, для сильной группы, помимо предложенных выше заданий, предлагается составить вопросы к тексту и пересказ.

Используя данную технологию в течение ряда лет, вижу эффективность работы: повысилось качество обучения немецкому языку, повысилась мотивация учащихся, у большинства учащихся формируется целостная система, позволяющая им быть конкурентоспособными среди учащихся других учебных заведений.

Литература:

Г.К. Селевко “Современные образовательные технологии” Москва “Народное образование” 1998.