Программные задачи: Побуждать детей к проявлению социальной активности. Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Совершенствовать связную речь. Вызвать интерес к созданию образа кубанской хаты, посредством использования изобразительно-выразительных средств (гофротрубочек, соломки, бумаги, картона). Воспитывать чувство гордости и ответственности за малую Родину.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о городе, изготовление панно “Мой Город”.
Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам города, в природу.
Чтение художественных произведений.
Прослушивание песен: Т.В. Бокач “Что зовём мы Родиной?”, Листова “На Кубани”, Пономаренко “Посадила я сады”, Захарченко “Принимай страна наш кубанский хлеб”, С. Резникова “Камышовый рай”, Поляковой “Казачата”, И.Русских “Шли казаки на войну”.
Разучивание стихов о нашем городе Е.Сидельниковой, В. Нестеренко.
Изготовление гофротрубочек.
Материал, оборудование: Видео-сюжет “Графическое рисование пейзажа”, презентация “Наш город”, и “Профессии моих родителей”, иллюстрации с изображением достопримечательностей города аудиозапись песни “С чего начинается Родина?” музыка Баснера, слова М.Матусовского, “Камышовый рай” слова и музыка С.Резникова, гофротрубочки, солома, картон, клей, макет “Кубанское подворье”.
Ход занятия
Показ видео-сюжета “Графическое рисование пейзажа”, чтение стихотворения “Родина” З.Александровой (Приложение 1).
Воспитатель:
Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встаёт.
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?
Дети: О Родине, о нашей огромной стране, в которой мы живём.
Воспитатель: Правильно, это стихотворение так и называется “Родина”, а написала его З. Александрова.
Воспитатель: Подумайте, что такое для каждого из вас Родина?
Дети: Родина, для каждого человека – это мама, родной дом, родная улица, это тот город, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.
Слушание песни “С чего начинается Родина?” музыка В. Баснера, слова М.Матусовского.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседней дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать?
И с этой дороги просёлочной,
Которой невидно конца?
Воспитатель: Наша Родина, прежде всего, наш край, наш город. А как называется наш город?
Дети: Город Приморско-Ахтарск.
Воспитатель: На берегу, какого моря расположен наш город?
Дети: На берегу Азовского моря.
Воспитатель: Ребята, вспомним из истории, как строился и рос наш город.
Презентация “Наш город” (Презентация 1)
Екатерина II для укрепления границ России на Кубань переселила с Украины казаков. Поселились казаки и в посёлке Ахтари. Посёлок выглядел тоскливо. Деревья росли только в домах постоянно живущих, так как многие приезжали на период лова рыбы, а затем покидали это место. Жили здесь в основном в землянках. Позже стали появляться турлучные и саманные хаты с глиняными полами-заливками. В посёлке были только белые хаты. Почему?
Дети: Потому что, белились известью или глинкой.
Воспитатель: Какие были крыши?
Дети: Камышовые.
Воспитатель: Чем занимались казаки?
Дети: Ловили рыбу, охотились, выращивали хлеб, охраняли границу.
Воспитатель: Наш город славился на всю Россию хлебною торговлею. У нас были заводы: кирпичный, известковый, кожевенный, мыловаренный.
Строительство железной дороги Екатеринодар-Приморско-Ахтарск упрочило значение порта в Приморско-Ахтарске и послужило её развитию.
Воспитатель: Какие сейчас есть заводы и фабрики? На каких предприятиях работают ваши родители?
Презентация “Профессии моих родителей” (Презентация 2).
Дети: – Моя мама работает на хлебозаводе, где пекут вкусные булочки, ароматный, душистый хлеб.
– А моя мама работает на швейной фабрике, где шьют мужскую, женскую и детскую одежду из разных видов тканей.
– Мой папа работает в строительной фирме АЗАК, возводит многоэтажные дома, строит современные магазины.
– Моя старшая сестра работает на молокозаводе, где делают вкусную сметану, кефир, ряженку, варенец, сыр, масло и самое лучшее в мире мороженое. Продукты нашего завода славятся на всю страну.
– А так же в нашем городе есть рыбзавод, который выпускает рыбные консервы, производит вкусную вяленую и копчёную рыбу, а так же экспортирует икру осетровых рыб в другие страны.
– Есть ещё и турбюро, которое организует отдых и экскурсии; дорожно-строительная организация – производит ремонт и строительство дорог и тротуаров в нашем городе; автошкола – готовит водителей, шофёров; воинская часть, на базе которой происходит обучение летчиков.
Воспитатель: Мы не только знаем, где работают наши родители, но и можем показать, что они делают.
Физминутка “Такие разные дела” Н. Метельская.
Раз, два, три, четыре! Дети,
Много дел на белом свете.
Вот военные идут –
Они границу берегут.
А швея иглу берёт
И одежду людям шьёт.
Дворник улицу метёт,
Звонко песенку поёт.
Птичница во двор пришла,
Курам зёрна принесла.дети сжимают пальчики по одному в кулачки
разжимают пальчики по одному из кулачка
ходят друг за другом маршевым шагом
имитируют движения руки с иглой при шитье
подражают движениям дворника
выполняют упражнение “кормление птиц”
Воспитатель: Пройдёт время вы станете взрослыми и придёте работать: на швейную фабрику, станете строителями, врачами.
Ребята, предлагаю построить автобус из модулей (дети строят автобус) и отправиться на нём в путешествие по Приморско-Ахтарску. Чтобы наше путешествие было интересным, представим, что мы проводим экскурсию для гостей города. Водитель, экскурсоводы и гости займите места в автобусе (воспитатель показывает иллюстрации с изображением достопримечательностей города. Приложение 2).
Итак, первая остановка городской краеведческий музей.
1 экскурсовод: – Это музей. Посетите его! Вы узнаете об истории нашего города, о знатных земляках, о природе: животных, птицах, удивительном растительном мире, увидите предметы быта и труда, костюмы, оружие которым пользовались жители в разное время.
2 экскурсовод: – Это наш городской парк. Любимое место отдыха гостей и жителей города. В жаркую погоду здесь можно укрыться в тени деревьев, полюбоваться красотой цветов на клумбах, послушать пение птиц.
3 экскурсовод: – Дом детского творчества. Ребятам можно выбрать кружки по интересам: вязание, кройки и шитья, театральный, кружок народной песни и танцев. На первом этаже расположена детская библиотека и читальный зал.
4 экскурсовод: – Музыкальная школа находится на улице Пролетарской. Опытные педагоги обучают учащихся игре на музыкальных инструментах и профессиональному пению. Воспитанники музыкальной школы участвуют в конкурсах и концертах, получают призовые места не только в нашем крае, но и в других странах.
5 экскурсовод: – Я расскажу вам о райском уголке нашего города, который привлекает внимание всех туристов. Это уникальная плантация лотосов. Цветы лотоса распускаются на рассвете и за день, словно по волшебству, несколько раз меняют свою окраску от пурпурных до бледно-розовых тонов. К вечеру они складываются. За сходство с королевой цветов лотос называют водяной розой. Коротка его жизнь, всего несколько дней, да и цветёт он один раз в году – в середине лета.
6 экскурсовод: – Визитная карточка нашего города – Азовское море. Море неглубокое. Вода тёплая. Полезная для купания взрослых, а особенно детей. Море даёт нам продукты питания – вкусную и полезную рыбу, блюда из которой в ассортименте предлагают кафе на Набережной города. Для детей работают разные аттракционы: “Американские горки”, “Автогонки”, “Ветерок”, батуты и другие. Рекомендую побывать!
Физкультурная пауза.
Рыбки плавали, играли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
Разыгралась и водица,
Ей на месте не сидится.
Поднялся на море шторм…
Раз, два, три – закончен он.
Что это, что это, ай-ай-ай.
Что это, ну-ка поди угадай.
Это ни краб, ни селёдка,
Это рыбацкая лодка.
Лодочка, лодочка, как повезло!
В руки возьму я штурвал и весло.
И прокачусь на просторе.
Ах, как волнуется море.бег врассыпную, выполнение движений “рыбки плавают”
“рыбки прячутся” за камушки
перестроение в шеренгу
покачивают руками вверху влево-вправо, изображая волны
перестроение “лодочка”
Воспитатель:
Закончилось наше путешествие по городу.
Мы любим наш город,
Наш город родной.
Красив он и летом, красив и зимой,
Всегда в нашем городе много гостей,
Пускай приезжают – мы любим друзей.
Согреет их солнце, песок золотой,
Мы любим наш город,
Наш город родной.
Звучит запись песни “Камышовый рай” слова и музыка С. Резникова.
Воспитатель: Ребята, какой подарок вы хотите подарить нашему городу?
Дети: Картину, поделку, рисунок.
Акция “Кубанское подворье глазами детей”
Гофротрубочки дети наклеивают на каркас дома, окна на фасад хаты, крышу формируют из соломки. Готовую хату устанавливают на макет подворья. Макет передаём в дар музею.
За видеоматериалом обращайтесь, пожалуйста, к автору