Интегрированный урок музыки "Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»"

Разделы: Музыка


Эпиграф: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом».

Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств –  истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность»;
    • оценить  значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;
    • провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. 
  • Развивающие:
    • формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
    • прививать бережное отношение к истории своего народа;
    • показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского.
  • Воспитательные:
    • пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;
    • воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Тип урока: интегрированный урок с элементами творчества.

Средства обучения:

  • Учебник «Музыка. 2, 3, 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, (Москва, Просвещение, 2009 г.)
  • Музыкальный центр
  • Телевизор, DVD, CD.
  • Репродукции картин и икон русских художников
  • Русские народные инструменты

Виды деятельности на уроке:

1. Пение
2. Прослушивание музыки
3. Игра на инструментах
4. Анализ фрагментов музыкального произведения
5. Анализ репродукций картин русских художников
6. Работа с  учебниками
7. Работа со стихотворным текстом
8. Домашнее задание в виде реферата
9. Просмотр видеофильма
10. Творческие задания по актерскому мастерству
11. Закрепление ключевых понятий
12. Работа с музыкальными терминами
13. Беседа о роли А. Невского в современном мире

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Цель урока: в единстве и взаимосвязи нескольких  видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.

Вступительное слово учителя

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением. 

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике.  Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен  не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Повторение пройденного материала (2-3 класс)

Учитель: Ребята, мы знакомились с образом Александра Невского во 2-м и 3-м классах. Давайте вспомним, кем был А. Невский?

Дети: Русским князем, а еще полководцем.
(Далее в тексте: У – учитель, Д – дети, учащиеся).
У: Когда он жил?
Д: Почти 800 лет назад.
У: Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?
Д: Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины.
У: Вспомните основные этапы его биографии.
Д: Александр Невский был праправнук А. Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У: Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
У: Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке,

Работа с учебником

Учебник «Музыка. 2 класс» (стр. 42-43). Картинная галерея

У: Во 2-м классе мы начали создавать образ А. Невского при помощи картин русских художников – Михаила Нестерова и Петра Корина. Художники языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А.Невского, причем  каждый художник  передал свой образ Невского. Сравните эти картины.
Д: Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.
У: Эти художники создала яркие и по-своему контрастные образы русского полководца, а кто из русских композиторов создал незабываемый образ Александра Невского?
Д: Сергей Сергеевич Прокофьев.
У: Хорошо. А сейчас давайте вспомним, как музыкальными средствами рисует нам образ А. Невского композитор С. Прокофьев. Вспомните  один из музыкальных  примеров, с которым мы познакомились во 2-м классе.

Учитель играет  тему  песни «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский».

Д: Это  «А и было дело на Неве-реке».
У: Подумайте, в каком жанре написана эта часть кантаты.
У: В жанре былины: в тексте ключевое слово «было», медленный темп, спокойное изложение, напевная мелодия.
У: А кто исполняет этот музыкальный фрагмент в кантате?
Д: Этот фрагмент исполняет мужской хор. По звучанию напоминает распев былинных  певцов-гусляров.

Распевание (несколько упражнений для развития голоса) и исполнение музыкального фрагмента  из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

У: Сейчас мы распоемся на интонациях песни «А и было дело…» (сопрано – альты поочередно исполняют свою музыкальную партию)
У: Какой вид колокольного звона можно использовать в этой части?
Д: Благовест.
У: Почему вы так решили:
У: Медленный темп, спокойный рассказ о былом, широкая мелодия.

Творческое задание

Исполнить песню «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский»  по партиям с использованием треугольников разных тембров.

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Как рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.

Определение на слух

У: А сейчас вы услышите еще одну знакомую мелодию.
У: Кто узнал эту мелодию?
Д: Это мелодия песни «Вставайте, люди русские».
У: А какой вид колокольного звона слышится в этой части?
Д: Набат. Этот звон всегда призывал народ на защиту Отечества.

Творческое задание:

Исполнить части «Вставайте, люди русские» с инструментами (свирели, треугольник)

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Врагам на Русь не хаживать,
Полки на Русь не важивать
Поля Руси не таптывать,
Вставайте, люди русские.

У: Давайте сравним эти фрагменты, опираясь на основные  средства музыкальной выразительности  – темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.  При сравнении будем употреблять выражения  «1 песня» («А и было дело…») и «2 песня» («Вставайте, люди русские»).

 Дети разделяются на 2 группы и подбирают средствам музыкальной выразительности, соответствующие  их песне.

Анализ музыкальной формы.

Средства
музыкальной                         1 песня                        2 песня
выразительности

Темп:                                      медленный                    быстрый
Регистр:                                 низкий                            высокий.
Тембр:                                    мягкий                           пронизывающий.
Мелодия:                               плавная                          отрывистая.
Лад:                                        мажор                             минор
Интонация:                           народная песня             тревожный марш.
Динамика:                             пиано                             форте

У:  Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А  композитор С. Прокофьев создал  средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст.

Работа с учебником.

У: А сейчас нам понадобится учебник «Музыка. 3 класс» (стр. 16-17)
В 3 классе мы обогатили свои знания об А. Невском, узнали, что через сто лет после смерти он возведен в лик святых.  И на стр. 16 учебника мы уже видим изображение А. Невского на иконе. Как называется икона?

Д: Святой Благоверный князь Александр Невский.

Домашнее задание (сообщения на тему  «Что такое икона», «Иконописцы»).

Прослушивание песнопения «Хвала князю Александру»

У: Какой хор исполнял это песнопение?
Д: Исполнял мужской хор.
У: В каком стиле пел хор?
Д: В стиле «а капелла», т. е. без сопровождения.
У: На стр. 16 учебника есть определение, что такое кантата. Прочтите, пожалуйста.
Д: Кантата – произведение для хора, оркестра и певцов-солистов.
У: Так кто же исполняет кантату?
Д: Хор, оркестр, и певцы-солисты.

Новый материал:

У: И вот, наконец, мы дошли до учебников 4 класса, откройте учебник «Музыка. 4 класс» (стр. 20-21)
У: Прочтите ключевое выражение.
Д: Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра.
У: До сих пор  в кантате мы слышали термины «хор» и «оркестр», а о певцах-солистах пока речь не шла. Но в  названии видим  певческий голос – «меццо-сопрано». Это низкий женский голос, который звучит в  6-й части кантаты.
Д: А как переводится это название?
У:  Мы знаем, что голос сопрано – это высокий женский голос, а слово «меццо» в переводе с итальянского языка значит «не очень, не слишком».
Д: Значит, меццо-сопрано это не очень высокий женский голос.
У: Правильно, молодцы. А вы не задумывались о том, что музыка  С. Прокофьева написана на слова какого-то поэта.
Д: Да, мы же поем песни из этой кантаты, а кто написал слова?
У: Интересно, что текст  написал сам Сергей Прокофьев. Он работал иначе, чем это делают поэты. Он вначале написал музыкальные инструментальные темы, а затем сочинил к ним слова. Прежде чем послушать незнакомые ещё музыкальные примеры, мы познакомимся с текстом новой песни. Но вначале давайте прочтем тему урока.
Д: Тема урока «Я пойду по полю белому…»
У: А начнем мы новую тему с творческого задания.

Творческое задание

Четыре девочки получают карточку с текстом песни «Я пойду по полю белому…» и ищут соответствующие интонации голоса для дальнейшего прочтения. Остальные слышат интонация колыбельной и по руке учителя начинают ее петь с закрытым ртом. На фоне колыбельной звучит текст.

1.
Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
2.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих – добрых молодцев.
3.
Кто лежит мечами порубленный.
Кто лежит стрелою пораненный,
4.
Напоили они кровью алою
Землю честную, землю русскую. 

У: Спасибо хору и чтецам. Как вы думаете, удалось ли девочкам передать настроение текста?
Д: Да, удалось. Они читали очень выразительно.
У: Хор узнал основную интонацию исполняемой мелодии?
Д: Да, это была колыбельная.
У: Почему С. Прокофьев взял в кантату интонацию колыбельной песни? Для кого она звучит?
Д:  Для мертвых воинов на поле битвы. В тексте мы слышали слова женщины, которая ищет среди погибших своего мужа.
У: Правильно. Давайте прочтем текст на стр. 21 учебника

Работа с учебником.

Д: Женщины идут по снежному полю в надежде найти своих родных живыми. Звучит простая мелодия в духе народных песен. Эта песня-плач, которая звучит в 6-й части кантаты «Мертвое поле». И исполняет её низкий женский голос – меццо-сопрано.
У: Какие интонации передают этот голос?
Д: Кажется, что певица не поёт, а плачет. Здесь интонации плача.
У: Правильно, это песня-плач. Итак, какие жанры народных песен использовал композитор С. Прокофьев?
Д: Это жанры колыбельной песни и песни плача.
У: Ледовое побоище закончилось победой войска А. Невского. Войско крестоносцев ушло под лед, но много погибло и русских воинов. Этот момент изображен в фильме режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский». Этот фильм режиссер снял в 1938 году.  Некоторые фрагменты  из этого фильма мы уже видели. А сейчас увидим фрагмент «Мертвое поле». 

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна.

У: Что вы скажете об увиденном фрагменте?
Д: Фильм очень захватывающий, особенно эпизоды битвы на льду.
Даже не замечаешь, что фильм не цветной, а черно-белый.
Кажется, что ты тоже сражаешься вместе с войском А. Невского.
У: Снят и новый художественный фильм. Он называется «Александр. Невская битва». Он шел недавно на телевидении. Кто видел это фильм?
Д: Я видел этот фильм, но больше мне нравится фильм Эйзенштейна, в нем очень хорошая музыка, она помогает переживать те события.
Д: Мне не понравилось, что в новом фильме Александр Невский показан как главарь банды, а не как полководец.
Д: Новый фильм цветной, там много яркий костюмов, но без музыки С. Прокофьева его смотреть не так интересно, как старый фильм.
Д: А мне понравился новый фильм, мы смотрели его на каникулах всей семьей.

Творческое задание:

У:  Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском.  А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль?

Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.

У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.

Д: Недавно на канале РТР шел цикл передач «Имя Россия».
Д: И имя Александра Невского заняло первое место по количеству голосов телезрителей.
У: Молодцы, ребята. Это еще раз говорит о значимости Александра Невского в истории России.

Опережающий компонент в обучении.

Работа с учебником. «Музыка. 5 класс (стр. 96-97)

У: Мы так плодотворно и творчески работали сегодня на уроке, что сможем заглянуть в будущее, то есть поработать по учебникам 5 класса.  Посмотрите,  как изобразил эти события после Ледового побоища художник В. Серов. Картина называется «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».
Д: Здесь Александр на коне, а рядом с ним идут пленные крестоносцы.
У: А кто еще изображен на картине?
Д: Это русские люди, здесь и  дети, и женщины, и старики, все стоят с поднятыми руками, на лицах радость и ликование, они славят Александра Невского.
У: На следующей странице вы видите фотографию. Сейчас это обычное поле,  но это то самое поле боя, где бился насмерть Александр Невский со своей дружиной. Подвиг А. Невского навсегда запечатлен скульптором Олегом Комовым.
Д: Да, это фигуры Александра Невского и двух воинов.
У: Эти фигуры  высечены из камня и называются скульптура. Как вы думаете, почему скульптор Комов изобразил А. Невского не одного?
Д: Чтобы показать, что один Александр не победил бы, а эти два воина как бы олицетворяют все войско русское.
У: Вы хотите проверить свои музыкальные знания на примере ключевых слов и выражений из учебника 5 класса?
Д: Да, хотим.

Дети по очереди читают ключевые слова и выражения, которые смогут объяснить и дают им свое определение (язык искусства, выразительность, изобразительность, музыкальная живопись, живописная музыка, контраст, инструментальная тема).

Итог урока.

У: А. Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?
Д: Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию.
У: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художников Нестерова, Корина, Серова, кинорежиссера Эйзенштейна, скульптора Комова?
Д: Нет, нельзя. Потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.
У: Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?
Д: Наверное, можно их назвать патриотами...  Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.
У: Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом?

Дети поднимают руки

У: А что является вашим оружием?
Д: Знания, хорошая учеба, патриотические песни.
У: Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России.

Небольшая пауза для осмысления детьми сказанного.

У: Чтобы закончить наш урок на возвышенной патриотической ноте, давайте исполним песню «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Как мы будем исполнять эту мелодию?
Д: Гордо, распевно, торжественно, широко.
У: А какой вид колокольного звона можно использовать?
Д: Конечно, трезвон.

Творческое задание:

Исполнение песни «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» с использованием инструментов. Дети берут треугольники и колокольчики разных размеров и используют их звучание при исполнении.

Подведение итогов урока:

У: Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской  святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, скульптура, кинофильм. Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.

На уроке использованы:

1. Отрывки из кантаты С. Прокофьева («А и было дело», «Вставайте, люди русские», «На Руси родной», «Мертвое поле», «Я пойду по полю белому»).
2. Отрывки из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».
3. Репродукции картин: М Нестеров «Александр Невский», П. Корин  «Северная легенда» (триптих), В Серов  «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».
4. Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский».
5. Духовное песнопение «Величание Александру».
6. Скульптура О. Комова «Александр Невский».
7. «Ледовое побоище». Палех.