Цель урока: закрепление полученных знаний, выполнение действий с положительными и отрицательными числами; расширение кругозора учащихся о космонавтике; воспитание познавательной культуры, чувства патриотизма и гордости за свою страну .
Девиз урока: «Полет – это математика». (В.Чкалов)
Оборудование: презентация о космосе, выставка книг и иллюстраций о космосе и о космонавтах; бортжурналы, фломастеры, магниты; сборники тестов; высказывание «Полет – это математика»; математический тренажер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс разбивается на 3 группы – 3 экипажа по 4 человека ( командир, штурман, врач, инженер – исследователь). Бортжурнал ведет командир.
II. Вступительное слово учителя
Слайды 1, 2
– 50 лет прошло с тех пор, как человек полетел в космос. Наука и техника продолжают стремительно развиваться. Когда-то сама мысль о полетах в небо была фантастична, а сегодня в космос отправляются первые туристы. Давайте вместе с вами отправимся в космическое путешествие.
III. Представление экипажей кораблей, сообщение цели урока, условия игр
IV. Подготовка к полету
Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. И сейчас каждый будет прыгать с парашюта, для этого каждый из вас должен быстро и правильно решить примеры.
Слайд 3
А) Работа на математическом тренажере ( по одному заданию с тренажера по очереди).
Слайд 4
Б) Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты должны выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.
V. Репортаж из космоса
Слайды 5, 6
Экипажи кораблей готовы к полету и руководители полета ( руководитель космических полетов – учитель, два ученика – диспетчера) начинают отсчет времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!
Слайд 7
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
VI. Проверка связи с каждым кораблем
1 экипаж. Правило сложения отрицательных чисел.
2 экипаж. Правило сложения чисел с разными
знаками.
3 экипаж. Правило вычитания отрицательных чисел.
VII. Репортажи экипажей кораблей из космоса
1 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над Китаем и Индией. Древнекитайские ученые еще во втором веке до нашей эры умели складывать и вычитать отрицательные числа. Индийские математики представляли себе положительные числа как « имущества», а отрицательные числа как « долги». В 7 веке индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: «Сумма двух имуществ есть имущество», « Сумма двух долгов есть долг», « Сумма имущества и долга равна их разности».
Слайды 8, 9, 10, 11, 12
2 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над городом Гжатском Смоленской области, где 9 марта 1934 года родился Юрий Алексеевич Гагарин. Простой деревенский паренек с детства мечтал летать. Во время учебы в г.Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил в летное училище в Оренбурге в 1960 г.Ю.А.Гагарин в числе первых начал готовится к полету в космос, и вот его мечта осуществилась. 12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле – спутнике « Восток». Облетел земной шар за 108 минут и благополучно вернулся на землю.
Слайд 13
3 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над ярославской деревней Масленниково, где 6 марта 1937 года родилась Валентина Терешкова. В июне 1963 года, когда в групповом полете с Валерием Быковским пилотируемый Терешковой корабль « Восток – 6» сделал 48 оборотов вокруг Земли, продолжительность полета составляла 71 час. В конце 1963 года она вышла замуж за космонавта Андриана Николаева ( из Чувашии). В 1964 году у них родилась дочь. В 1969 году первая женщина – космонавт окончила Военно-инженерную академию имени Жуковского, получив специальность летчик-космонавт-инженер. В 2000 году в Британии Терешковой присвоили титул « Величайшая женщина 20 века». Ее именем назван кратер на Луне. На днях она отметит свое 74-летие. Мы поздравляем ее с днем рождения!
Слайд 14
VIII. Работа в космосе
Сейчас проверим как идет работа космонавтов на корабле.I
IX. Тестовые задания. Тест № 11. Гусева И.Л. и др. Сборник тестовых заданий по математике. 6 класс
№ вар. | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 |
1 вар. | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 3 | 1 |
2 вар. | 3 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Отлично – 8-9 заданий. Хорошо – 6-7 заданий. Удовлетворительно – 4-5 заданий.
Слайд 15
X. Сигналы из космоса
Из космоса до нас доходят сигналы, попробуем их расшифровать.
Выполнение теста «Верно, неверно» с сигнальными карточками
- – 7 – отрицательное число.
- Дана точка А(– 4). Расстояние от нее до начала отсчета равно – 4.
- | – 5 | = – 5.
- – 6 и 6 – противоположные числа.
- а < 3.Верно ли, что число а только отрицательное?
- – 16,47 < 8,75.
- – 12,35 > – 1,235.
- Уравнение | х | = 7 имеет один корень х = 7.
Слайд 16
X. Авария на корабле
Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление. Какой знак нужно поставить вместо звездочки, чтобы равенство было верным?
*8 + (*4) = – 4. *8 + (*4) = 4.
*8 + (*4) = – 12. *8 + (*4) =12.
Слайд 17
XI. Свободное время космонавта
Находясь в космическом пространстве, космосе космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. Потренируемся и мы.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного … (космодрома).Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый
Мы будем слушать репортаж
С космической … (орбиты).Уже оставил луноход
Следы на лунной пыли
На ближнем спутнике Земли
Тропинку… (проложили).С друзьями в небо ты глядишь
Конечно твердо веря,
Что подрастешь и полетишь
К загадочной … (Венере).У нас сбываются мечты
Покажут в телекадре
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом … (скафандре).
Слайды 18, 19
XII. Выход в открытый космос
Каждый член экипажа выполняет одно действие из примера, записанного на доске и передает эстафету другому.
1 экипаж. №1070 (а).
2 экипаж. №1070(б).
3 экипаж .№1070(в).
Слайд 20
XIII этап. Возвращение на Землю
Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на землю. Но мы сбились с пути. Решите уравнение и корабли восстановят свой маршрут.
1 экипаж. Х + 3,8 = 2,7.
2 экипаж. 7,1 + у = – 1,8.
3 экипаж. – 1,2 – а = 3
IXХ. Подведение итогов путешествия
Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
Чему учились?
Выставление оценок на основе записей в
бортжурнале каждого экипажа.
Награждение лучшего экипажа и лучшего
космонавта.
Слайд 21
XХ. Адаптация на Земле.
Домашняя контрольная работа. Дидактический материал. К-10 , стр.145
Слайды 22, 23
– Урок хочется закончить словами Ю.А.Гагарина: « Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».