Космическое путешествие в 6-м классе "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Цель урока: закрепление полученных знаний, выполнение действий с положительными и отрицательными числами; расширение кругозора учащихся о космонавтике; воспитание познавательной культуры, чувства патриотизма и гордости за свою страну .

Девиз урока:  «Полет – это математика». (В.Чкалов)

Оборудование: презентация о космосе, выставка книг и иллюстраций о космосе  и о космонавтах; бортжурналы, фломастеры, магниты; сборники тестов; высказывание «Полет – это математика»; математический тренажер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс разбивается на 3 группы – 3 экипажа по 4 человека ( командир, штурман, врач, инженер – исследователь). Бортжурнал ведет командир.

II. Вступительное слово учителя

Слайды 1, 2

– 50 лет прошло с тех пор, как человек полетел в космос. Наука и техника продолжают стремительно развиваться. Когда-то сама мысль о полетах в небо была фантастична, а сегодня в космос отправляются первые туристы. Давайте вместе с вами отправимся в космическое путешествие.

III. Представление экипажей кораблей, сообщение цели урока,  условия игр

IV. Подготовка к полету

Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. И сейчас каждый будет прыгать с парашюта, для этого  каждый из вас должен быстро и правильно решить примеры.

Слайд 3

А) Работа на математическом тренажере ( по одному заданию с тренажера по очереди).

Слайд 4

Б) Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты должны выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей. 

V. Репортаж из космоса

Слайды 5, 6

Экипажи кораблей готовы к полету  и руководители полета ( руководитель космических полетов – учитель, два ученика – диспетчера)  начинают отсчет времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!

Слайд 7

Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.

VI. Проверка связи с каждым кораблем

1 экипаж. Правило сложения отрицательных чисел.
2 экипаж. Правило сложения чисел с разными знаками.
3 экипаж. Правило вычитания отрицательных чисел.

VII. Репортажи экипажей кораблей из космоса

1 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над Китаем и Индией. Древнекитайские ученые еще во втором веке до нашей эры умели складывать и вычитать отрицательные числа. Индийские математики представляли себе положительные числа как « имущества», а  отрицательные числа  как « долги». В 7 веке индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками: «Сумма двух имуществ есть имущество», « Сумма двух долгов есть  долг», « Сумма имущества и долга равна их разности».

Слайды  8, 9, 10, 11, 12

2 экипаж. Дорогие земляне!    Мы пролетаем над городом Гжатском Смоленской области, где 9 марта 1934 года родился Юрий Алексеевич Гагарин. Простой деревенский паренек с детства мечтал летать. Во время учебы в г.Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил в летное училище в Оренбурге в 1960 г.Ю.А.Гагарин в числе первых начал готовится к полету в космос, и вот его мечта осуществилась. 12 апреля 1961 года  выполнил первый в мире  космический полет на корабле – спутнике « Восток». Облетел земной шар за 108 минут и благополучно вернулся на землю.

Слайд 13

3 экипаж. Дорогие земляне! Мы пролетаем над ярославской деревней Масленниково, где 6 марта 1937 года родилась Валентина Терешкова. В июне 1963 года, когда в групповом полете с Валерием Быковским пилотируемый Терешковой корабль « Восток – 6» сделал 48 оборотов вокруг Земли, продолжительность полета составляла 71 час. В конце 1963 года она вышла замуж за космонавта Андриана Николаева ( из Чувашии). В 1964 году у них родилась дочь. В 1969 году первая женщина – космонавт окончила Военно-инженерную академию имени Жуковского, получив специальность летчик-космонавт-инженер. В 2000 году  в Британии   Терешковой присвоили титул « Величайшая женщина 20 века». Ее именем назван кратер на Луне. На днях она отметит свое 74-летие. Мы поздравляем ее с днем рождения!

Слайд 14

VIII. Работа в космосе

Сейчас проверим как идет работа космонавтов на корабле.I

IX. Тестовые задания. Тест № 11. Гусева И.Л. и др. Сборник тестовых заданий по математике. 6 класс

№ вар. А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9
1 вар. 2 4 2 2 1 4 4 3 1
2 вар. 3 1 2 2 4 1 2 2 2

Отлично – 8-9 заданий.  Хорошо – 6-7 заданий.   Удовлетворительно – 4-5 заданий.

Слайд 15

X. Сигналы из космоса

Из космоса до нас доходят сигналы, попробуем их расшифровать.

Выполнение теста «Верно, неверно» с сигнальными карточками

  1.  – 7  – отрицательное число.
  2. Дана точка А(– 4). Расстояние от нее до начала отсчета равно – 4.
  3. | – 5 | = – 5.
  4. – 6 и 6 – противоположные числа.
  5. а < 3.Верно ли, что число а только отрицательное?  
  6. – 16,47   < 8,75.
  7. – 12,35 > – 1,235.
  8. Уравнение | х | = 7 имеет один корень х = 7.

Слайд 16

X.  Авария на корабле

Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление. Какой знак нужно поставить вместо звездочки, чтобы равенство было верным?

*8 + (*4) = – 4.                      *8 + (*4) =  4. 
*8 + (*4) = – 12.                   *8 + (*4) =12.  

Слайд 17

XI. Свободное время космонавта

Находясь в космическом пространстве, космосе космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. Потренируемся и мы.

Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного … (космодрома).

Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый
Мы будем слушать репортаж
С космической … (орбиты).

Уже оставил  луноход
Следы на лунной пыли
На ближнем спутнике Земли
Тропинку… (проложили).

С друзьями в небо ты глядишь
Конечно твердо веря,
Что подрастешь и полетишь
К загадочной … (Венере).

У нас сбываются мечты
Покажут в телекадре
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом … (скафандре).

Слайды 18, 19

XII. Выход в открытый космос

Каждый член экипажа   выполняет одно действие из примера, записанного на доске и передает эстафету другому.

1 экипаж. №1070 (а).
2 экипаж. №1070(б).
3 экипаж .№1070(в).

Слайд 20

XIII этап. Возвращение на Землю

Космос – это дорога  без конца, но пора возвращаться домой, на землю. Но мы сбились с пути. Решите уравнение и корабли восстановят свой маршрут.

1 экипаж.   Х + 3,8 = 2,7.
2 экипаж.  7,1 + у = – 1,8.
3 экипаж.  – 1,2 – а = 3

IXХ. Подведение итогов путешествия

Из полета возвратились.
Мы на  Землю  приземлились.
Чему учились?

Выставление оценок на основе записей в бортжурнале каждого экипажа.
Награждение лучшего экипажа и лучшего космонавта.

Слайд 21

XХ. Адаптация на Земле.

Домашняя контрольная работа. Дидактический материал. К-10 , стр.145

Слайды 22, 23

– Урок хочется закончить словами Ю.А.Гагарина: « Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать  ее».