Урок риторики в 1-м классе по теме "Учись говорить правильно"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Дать основные понятия норм произношения грамматических норм, норм употребления слов. Закрепить знания речевого поведения во время разговора с собеседником.
  2. Развивать речь, память, логическое мышление, умение ориентироваться в речевых ситуациях и делать правильные выводы из них.
  3. Воспитывать уважительное отношение к говорящему «Умей говорить, умей и слушать».

План урока:

  1. Речевые разминки
  2. Повторение и закрепление правил поведения во время разговора с собеседником
  3. «Учись говорить правильно». Введение в тему
  4. Урок в уроке. «В гостях у старичка Культурничка»

Ход урока

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!

В нашей телевизионной студии работает канал ОРТ. В эфире ваша любимая программа «Риторика». Сегодня мы в гостях у Волшебницы Речи, которая на своих телевизионных страничках приготовила для нас много нового и интересного, без чего нельзя обойтись культурному человеку.

На каждой телевизионной страничке живут интересные и загадочные персонажи, которые помогут нам вместе разобраться в секретах Волшебницы Речи.

Страница 1

УЧИТЕЛЬ: Глазки закрываем и произносим такие слова:

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся с делом в круг!
Лишь коснёшься ты Земли
Быть по-моему вели!!!

УЧИТЕЛЬ: Вели, чтобы на телевизионном экране появился цветик -семицветик с речевыми разминками. Справимся с ними, попадём на другую телевизионную страницу.

Речевая разминка.

УЧИТЕЛЬ: На уроках риторики и чтения мы выучили и сочинили более 50 стихов. Внимание! Задание! По первой строчке узнать стихотворение и прочесть так, чтобы вас приятно было слушать:

  1. «Верблюд решил, что он жираф…»
  2. «Ой, воскликнул Окунёк!...»
  3. «А слониха-щеголиха так отплясывает…»
  4. «У пруда утёнок Крошка…»
  5. «3 цвета есть у светофора…»
  6. «Нос суёт свой Игорёк, то в варенье…»
  7. «Нам вчера купили шарик…»
  8. «Не жалейте пяточка» - говорит корова…

I. Речевая разминка.

УЧИТЕЛЬ: Изучая тему «Громко-тихо», мы говорим когда нужно говорить громко-тихо. Зная это, прочитайте стихотворение «Я по лесенке шагаю».

7     Прямо к солнцу я лечу!!!    
6 Не робей! Петь хочу!
5 А подъём всё круче, круче.
4 Шаг на тучу,
3 Шаг на гору,
2 Высоту я набираю.
 1  Я по лесенке шагаю.

II. Речевая разминка.

УЧИТЕЛЬ: Составить ритмический рисунок к словам, пропеть на любую мелодию.

  1. Как остёр мой топор
    Просто страх! Та-ра-рах!

  2. Барашеньки, крутороженьки
    По горам ходят,
    По долам бродят.

Ритмический рисунок прохлопывается.

III. Речевая разминка.

УЧИТЕЛЬ: Я знаю, что вы очень любите рифмовать. Что такое «рифма»? Сегодня мы рифмуем слово «кошка». 0,5 минут думаем и сбрасываем слова котику в мешок.

(КОШКА – Антошка, ложка, серёжка, поварёшка, ножка, стёжка, дорожка и т.д.).

УЧИТЕЛЬ: А сейчас вы немного отдохнёте, а ребята расскажут нам историю про рифмы «Шиш». (Рассказ сопровождается инсценированием и показом рисунков).

«Сказка про рифмы»

УЧИТЕЛЬ: Шишу пришлось слезать с саней. Так ему и надо! Если тебя добрый человек везёт на лошадке ты сиди, рифмы сочиняй, а собеседника не обижай.

– Умеет ли Шиш вести себя культурно в разговоре с собеседником? (Нет. Он смеётся над именами, подбирая рифмы).

УЧИТЕЛЬ: А знаете ли вы, как вести себя во время разговора? Это проверит следующая страничка.

«Урок продолжается
Страничка открывается…»

УЧИТЕЛЬ: На этой страничке нас встречают Малыш и Карлсон. Долго спорили друзья над тем – «Как вести себя во время разговора?». Да так и не пришли к единому мнению. Давайте поможем им в их споре. Сейчас они представят нам речевые ситуации, а вы напомните им «Как нельзя себя вести во время разговора».

Полностью текст работы приведен в Приложении.