Цели:
- Дать основные понятия норм произношения грамматических норм, норм употребления слов. Закрепить знания речевого поведения во время разговора с собеседником.
- Развивать речь, память, логическое мышление, умение ориентироваться в речевых ситуациях и делать правильные выводы из них.
- Воспитывать уважительное отношение к говорящему «Умей говорить, умей и слушать».
План урока:
- Речевые разминки
- Повторение и закрепление правил поведения во время разговора с собеседником
- «Учись говорить правильно». Введение в тему
- Урок в уроке. «В гостях у старичка Культурничка»
Ход урока
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!
В нашей телевизионной студии работает канал ОРТ. В эфире ваша любимая программа «Риторика». Сегодня мы в гостях у Волшебницы Речи, которая на своих телевизионных страничках приготовила для нас много нового и интересного, без чего нельзя обойтись культурному человеку.
На каждой телевизионной страничке живут интересные и загадочные персонажи, которые помогут нам вместе разобраться в секретах Волшебницы Речи.
Страница 1
УЧИТЕЛЬ: Глазки закрываем и произносим такие слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся с делом в круг!
Лишь коснёшься ты Земли
Быть по-моему вели!!!
УЧИТЕЛЬ: Вели, чтобы на телевизионном экране появился цветик -семицветик с речевыми разминками. Справимся с ними, попадём на другую телевизионную страницу.
Речевая разминка.
УЧИТЕЛЬ: На уроках риторики и чтения мы выучили и сочинили более 50 стихов. Внимание! Задание! По первой строчке узнать стихотворение и прочесть так, чтобы вас приятно было слушать:
- «Верблюд решил, что он жираф…»
- «Ой, воскликнул Окунёк!...»
- «А слониха-щеголиха так отплясывает…»
- «У пруда утёнок Крошка…»
- «3 цвета есть у светофора…»
- «Нос суёт свой Игорёк, то в варенье…»
- «Нам вчера купили шарик…»
- «Не жалейте пяточка» - говорит корова…
I. Речевая разминка.
УЧИТЕЛЬ: Изучая тему «Громко-тихо», мы говорим когда нужно говорить громко-тихо. Зная это, прочитайте стихотворение «Я по лесенке шагаю».
7 | Прямо к солнцу я лечу!!! | |||
6 | Не робей! Петь хочу! | |||
5 | А подъём всё круче, круче. | |||
4 | Шаг на тучу, | |||
3 | Шаг на гору, | |||
2 | Высоту я набираю. | |||
1 | Я по лесенке шагаю. |
II. Речевая разминка.
УЧИТЕЛЬ: Составить ритмический рисунок к словам, пропеть на любую мелодию.
-
Как остёр мой топор
Просто страх! Та-ра-рах! -
Барашеньки, крутороженьки
По горам ходят,
По долам бродят.
Ритмический рисунок прохлопывается.
III. Речевая разминка.
УЧИТЕЛЬ: Я знаю, что вы очень любите рифмовать. Что такое «рифма»? Сегодня мы рифмуем слово «кошка». 0,5 минут думаем и сбрасываем слова котику в мешок.
(КОШКА – Антошка, ложка, серёжка, поварёшка, ножка, стёжка, дорожка и т.д.).
УЧИТЕЛЬ: А сейчас вы немного отдохнёте, а ребята расскажут нам историю про рифмы «Шиш». (Рассказ сопровождается инсценированием и показом рисунков).
«Сказка про рифмы»
УЧИТЕЛЬ: Шишу пришлось слезать с саней. Так ему и надо! Если тебя добрый человек везёт на лошадке ты сиди, рифмы сочиняй, а собеседника не обижай.
– Умеет ли Шиш вести себя культурно в разговоре с собеседником? (Нет. Он смеётся над именами, подбирая рифмы).
УЧИТЕЛЬ: А знаете ли вы, как вести себя во время разговора? Это проверит следующая страничка.
«Урок продолжается
Страничка открывается…»
УЧИТЕЛЬ: На этой страничке нас встречают Малыш и Карлсон. Долго спорили друзья над тем – «Как вести себя во время разговора?». Да так и не пришли к единому мнению. Давайте поможем им в их споре. Сейчас они представят нам речевые ситуации, а вы напомните им «Как нельзя себя вести во время разговора».
Полностью текст работы приведен в Приложении.