По учебнику для 9-го класса. Алгебра. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Урок: “Уравнения и их графики”
Тип урока: урок закрепления знаний и умений по теме “Уравнения и их графики”. Слайд 1.
Цели урока:
- закрепление темы “Целое уравнение и его корни”;
- проверка усвоения изученного материала.
Задачи:
образовательная: закрепление математических знаний;
развивающая:
- задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей;
- задания имеют занимательную форму, помогают развивать логическое мышление, интерес к предмету;
- выполнение заданий позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире;
воспитательная: способствовать развитию любознательности, дисциплинированности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Наглядные пособия: мультимедийный проектор, доска, таблицы, сборник ГИА.
Ход урока
I Организационный момент:
сообщить тему урока, сформулировать цели урока.II Актуализация знаний учащихся:
1. Какие уравнения называются целыми? Слайд 2
2. Выбрать правильное определение:
а) Степенью уравнения называется степень первого
члена уравнения.
б) Уравнение можно привести к виду Р(х) = О, где Р(х)
– многочлен стандартного вида. Степень этого
многочлена называется степенью этого уравнения.
в) Степенью уравнения называют наибольшую из
степеней входящих в него одночленов.
Слайд 3
3. Заполнить пропуски, используя фразы из списка:
Имеет один корень; имеет не более n-корней; не имеет корней; имеет ровно n-корней; имеет не более двух корней; имеет два корня; имеет не более четырёх корней, имеет четыре корня.
- Линейное уравнение___________________
- Уравнение второй степени______________
- Уравнение четвёртой степени____________
- Уравнение n-й степени__________________
Слайд 4
4. Какова степень уравнения:
5. Уравнение, какого вида называется биквадратным? Дать определение. Написать на доске общий вид биквадратного уравнения.
Слайд 5
6. Из перечисленных уравнений выбрать биквадратное:
Решение задач:
1. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, их смелый и стремительный полет. С птицами связаны самые поэтические образы в творчестве народов, в классической музыке, литературе.
Решите уравнения. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.
Множество решений |
Название птицы |
Является символом |
-2,5; 1 |
Мудрости |
|
-0,75; 3 |
Счастья |
|
-2; 0,6 |
Бессмертия |
|
-0,5; 6 |
Верности |
|
-3; 3,5 |
Жертвенности |
Свободную клетку таблицы заполнить словом “лебедь”.
Четыре ученика работают у доски самостоятельно. Слайд 6-12
2. Проанализируйте уравнения, их графики и заполните таблицу.
№ |
Формула уравнения |
Номер чертежа |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
После окончания работы 2 учащихся проверяют правильность решения (за верно выполненных 10 заданий оценка “5”, 8-9 заданий – оценка “4”, 5-7 зданий – оценка “3”, 0-4 заданий – оценка “2”).
Слайд 13
3. В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что бог сменил гнев на милость и что потоп кончился. Выражение “Голубь мира” приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира (1949 г.)
Решите уравнения. Используя найденные ответы, узнайте методом исключения фамилию художника, создавшего эту эмблему.
Сальвадор Дали |
Александр Дейнека |
Пабло Пикассо |
(-2;-; ; 2) |
(-2; 2; 3) |
(-2; 0; 2) |
Слайд 14
Сообщение учащихся о творчестве художников
Сальвадор Дали (1904-1989) – сюрреалист (писал фантастические композиции в 2 мирах – в жизни и потустороннем мире). Всю жизнь боготворил свою музу – жену Галу. После ее смерти 7 лет ничего не творил.
Сюрреалистическое искусство выражало массу неконтролируемых эмоций. (“Постоянство памяти”, 1931)
Александр Дейнека – писал плакаты, посвященные подвигу советских людей. Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны нашел самое проникновенное отражение в полотнах “Оборона Севастополя”.
Лидером кубизма был испанский художник Пабло Пикассо (1881–1973). Он экспериментировал с изображением предметов в необычном виде (“Скрипка”, 1911-1912). Пикассо широко пользовался коллажем. Из-за причудливого смещения и совмещения углов зрения порой трудно понять, что именно изображено нам картине. Слайд 15-16
Подведение итогов: Слайд 17
Оценить работу учащихся.
Домашнее задание: п.11, № 223.
Урок закончен. Спасибо всем за урок! Удачи!
Дополнительная литература:
- Учебник для 9 класса. Алгебра. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Тесты к школьному учебнику: Алгебра. 9 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 224 с.
- Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся./ Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект-Центр, 2005 – 104 с.
- Алгебра: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА: 9-й кл./Е.В. Неискашова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 286, [2] c. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
- Великие художники. Сборник. / Изд. Дом “Диалект-Медиа” – 2005.