По учебнику для 9-го класса. Алгебра. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Урок: “Уравнения и их графики”
Тип урока: урок закрепления знаний и умений по теме “Уравнения и их графики”. Слайд 1.
Цели урока:
- закрепление темы “Целое уравнение и его корни”;
- проверка усвоения изученного материала.
Задачи:
образовательная: закрепление математических знаний;
развивающая:
- задания ориентированы на развитие мышления и творческих способностей;
- задания имеют занимательную форму, помогают развивать логическое мышление, интерес к предмету;
- выполнение заданий позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире;
воспитательная: способствовать развитию любознательности, дисциплинированности, формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Наглядные пособия: мультимедийный проектор, доска, таблицы, сборник ГИА.
Ход урока
I Организационный момент:
сообщить тему урока, сформулировать цели урока.II Актуализация знаний учащихся:
1. Какие уравнения называются целыми? Слайд 2
2. Выбрать правильное определение:
а) Степенью уравнения называется степень первого
члена уравнения.
б) Уравнение можно привести к виду Р(х) = О, где Р(х)
– многочлен стандартного вида. Степень этого
многочлена называется степенью этого уравнения.
в) Степенью уравнения называют наибольшую из
степеней входящих в него одночленов.
Слайд 3
3. Заполнить пропуски, используя фразы из списка:
Имеет один корень; имеет не более n-корней; не имеет корней; имеет ровно n-корней; имеет не более двух корней; имеет два корня; имеет не более четырёх корней, имеет четыре корня.
- Линейное уравнение___________________
- Уравнение второй степени______________
- Уравнение четвёртой степени____________
- Уравнение n-й степени__________________
Слайд 4
4. Какова степень уравнения:

5. Уравнение, какого вида называется биквадратным? Дать определение. Написать на доске общий вид биквадратного уравнения.
Слайд 5
6. Из перечисленных уравнений выбрать биквадратное:

Решение задач:
1. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, их смелый и стремительный полет. С птицами связаны самые поэтические образы в творчестве народов, в классической музыке, литературе.
Решите уравнения. Используя найденные ответы, запишите в таблицу названия птиц и узнайте, что они символизируют.
Множество решений |
Название птицы |
Является символом |
-2,5; 1 |
Мудрости |
|
-0,75; 3 |
Счастья |
|
-2; 0,6 |
Бессмертия |
|
-0,5; 6 |
Верности |
|
-3; 3,5 |
Жертвенности |
Свободную клетку таблицы заполнить словом “лебедь”.
Четыре ученика работают у доски самостоятельно. Слайд 6-12
2. Проанализируйте уравнения, их графики и заполните таблицу.

№ |
Формула уравнения |
Номер чертежа |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
После окончания работы 2 учащихся проверяют правильность решения (за верно выполненных 10 заданий оценка “5”, 8-9 заданий – оценка “4”, 5-7 зданий – оценка “3”, 0-4 заданий – оценка “2”).
Слайд 13
3. В библейской легенде голубка приносит Ною весть о том, что бог сменил гнев на милость и что потоп кончился. Выражение “Голубь мира” приобрело особую популярность после того, как голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, был использован художником при создании эмблемы для Всемирного конгресса сторонников мира (1949 г.)
Решите уравнения. Используя найденные ответы, узнайте методом исключения фамилию художника, создавшего эту эмблему.
![]()
![]()
Сальвадор Дали |
Александр Дейнека |
Пабло Пикассо |
(-2;- |
(-2; 2; 3) |
(-2; 0; 2) |
Слайд 14
Сообщение учащихся о творчестве художников
Сальвадор Дали (1904-1989) – сюрреалист (писал фантастические композиции в 2 мирах – в жизни и потустороннем мире). Всю жизнь боготворил свою музу – жену Галу. После ее смерти 7 лет ничего не творил.
Сюрреалистическое искусство выражало массу неконтролируемых эмоций. (“Постоянство памяти”, 1931)
Александр Дейнека – писал плакаты, посвященные подвигу советских людей. Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны нашел самое проникновенное отражение в полотнах “Оборона Севастополя”.
Лидером кубизма был испанский художник Пабло Пикассо (1881–1973). Он экспериментировал с изображением предметов в необычном виде (“Скрипка”, 1911-1912). Пикассо широко пользовался коллажем. Из-за причудливого смещения и совмещения углов зрения порой трудно понять, что именно изображено нам картине. Слайд 15-16
Подведение итогов: Слайд 17
Оценить работу учащихся.
Домашнее задание: п.11, № 223.
Урок закончен. Спасибо всем за урок! Удачи!
Дополнительная литература:
- Учебник для 9 класса. Алгебра. Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Тесты к школьному учебнику: Алгебра. 9 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 224 с.
- Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся./ Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект-Центр, 2005 – 104 с.
- Алгебра: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА: 9-й кл./Е.В. Неискашова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 286, [2] c. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
- Великие художники. Сборник. / Изд. Дом “Диалект-Медиа” – 2005.