Решение задач по теме "Равномерное и неравномерное движение"

Разделы: Физика


Класс: 7.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: закрепить, обобщить и углубить знания по теме «равномерное и равноускоренное движение» в ходе решения задач с элементами применения на уроке игровой деятельности.
  • Развивающие: развитие памяти, мышления, внимания, речи, развитие практических умений и навыков пользования приборами для измерения ускорения тела, развитие быстроты реакции, творческих способностей, развитие познавательного интереса.
  • Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств, культуры общения, воспитывать мировоззрение учащихся на основе метода научного познания природы, воспитывать наблюдательность, воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран, на каждой парте штатив, металлический желоб, цилиндр, шарик, секундомер и калькулятор, бланки с заданиями, плакат с машиной.

Структура урока:

Этапы урока Время, мин Приёмы и методы
1. Оргмомент 1  
2. Проверка Д/з 5 кроссворд, работа в парах
3. Закрепление материала 20 решение задач, инд. работа
работа в парах
4. Закрепление материала 15 решение задач, инд. работа
работа в парах
5. Рефлексия 3 Ответы на вопросы
6. Д/з 1  

Ход урока

I. Организационный этап

(обеспечить готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места и необходимого для урока оборудования)

Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время
рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья
применить
И задачи интересные решить.

Учитель сообщает тему урока, дети записывают в тетради число и тему урока. А также говорит цели сегодняшнего урока.

II. Проверка д/з

Итак, у нас три колонны автомобилистов, маршрутный лист перед вами, мы отправляемся в путь! С собой каждому из вас необходимо взять свои знания, умения и навыки, чтобы благополучно прибыть на пункт назначения «Пятёрка»!!! Счастливого пути!

ДЕРЕВНЯ «УГАДАЙ-КА» у нас пути, жители этой деревни не выучили домашнее задание, поэтому не могут разгадать кроссворд! Чтобы дальше двинуться в путь, нам надо им помочь! У вас 5 минут!

КРОССВОРД

Вопросы:

  1. Длина траектории, вдоль которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.
  2. Прибор для измерения ускорения.
  3. Физическая величина, показывающая, как быстро движется тело.
  4. Прибор для измерения скорости.
  5. Единица измерения пути в СИ.
  6. Физическая величина в СИ измеряемая в секундах.
  7. Изменение с течением времени положения тела в пространстве относительно других тел называется механическое…
  8. Характер движения, числовое значение позволяет нам определить…
  9. Линия, по которой движется тело.

Поменялись друг с другом своими кроссвордами и осуществляем проверку!

Внимание правильные ответы

Разгадали все слова 5 баллов
Не разгадали 1 слово 4 балла
Не разгадали 2 слова 3 балла
Не разгадали 3 слова 2 балла
Не разгадали 4 и более слов 0 баллов

Поставьте количество баллов в индивидуальный маршрутно-оценочный лист.

III. Закрепление материала

  • Какие виды движения вы знаете?
  • Какое движение называется равномерным?
  • Что такое скорость при равномерном движении?
  • Как вычислить скорость, если тело движется равномерно?
  • В каких единицах в СИ измеряется скорость?

Наши автомобильные колонны подъезжают к «ПОЛЮ ПАРАШЮТИСТОВ».

Чтобы успешно пересечь поле, надо решить задачи, предложенные парашютистами! У доски работают три человека. (на решение задачи отводится 5 минут)

Колонна 1. С какой скоростью летит парашютист, если 0,3 км он пролетает за 7,5 с?

Колонна 2. Рассчитайте путь, который пролетит парашютист, двигаясь со скоростью 45 м/с в течении 0,2 минуты?

Колонна 3. Определите время полёта парашютиста, если расстояние 0,45 км он пролетает со скоростью 50 м/с?

Итак, на экране правильные ответы:

Колонна 1 V = 40 м/с
Колонна 2 S = 540 м
Колонна 3 t = 9 с

Критерии оценки задачи

Решена полностью без ошибок 5 баллов
Решена полностью, но при наличии одной негрубой ошибки или недочёта (ошибки в обозначениях величин, пропуск или неточное написание физических величин) 4 балла
В задаче правильно написано дано и формула для вычисления, нет вычислений или в них допущена ошибка 3 балла
Задача не решена 2 балла

Поставьте количество баллов в индивидуальный маршрутно-оценочный лист.

  • Какое движение называется равноускоренным?
  • Что такое ускорение?
  • По какой формуле вычисляется ускорение?
  • В каких единицах в СИ измеряется ускорение?

У нас на пути ГОРОД «ЭКСПЕРИМЕНТ», жители которого постоянно предлагают выполнить какую-нибудь экспериментальную работу.

Фронтальная работа

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Цель работы – измерить ускорение при равноускоренном движении и выяснить зависит ли ускорение тела от угла наклона желоба.

Приборы и материалы: секундомер, желоб, шарик, цилиндр металлический, линейка, штатив.

Ход работы

№ опыта Время движения шарика,
t, с
Расстояние, пройденное шариком,
s, м
Ускорение шарика
а, м/с2
1      
2      
3      
  1. Закрепите в штативе желоб с небольшим углом (15°) наклона к горизонту.
  2. Измерьте время движения шарика по наклонному желобу и расстояние пройденное шариком, за это время.
  3. Проделайте то же самое ещё два раза, при других углах наклона желоба к горизонту (20°, 25°). Все результаты запишите в таблицу.
  4. Рассчитайте ускорение шарика по формуле:

Вычисления:

  • а1=
  • а2=
  • а3=

Вывод:

Обсудили результаты опыта.

Оцените друг друга в ходе работы над экспериментом и поставьте количество баллов в индивидуальный маршрутно-оценочный лист.

IV. Закрепление материала

Следующий пункт нашего маршрута ПОСЁЛОК «ГРАФИЧЕСКИЙ»

Чтобы автомобилистам дальше двинуться в путь, необходимо помочь решить жителям этого посёлка графические задачи (учитель раздаёт карточки с задачами).

Внимание на экран правильные ответы

Колонна 1 1. Равноускоренное движение
2. а=5 м/с2
3. S=22,5 м
Колонна 2 1. Равномерное движение
2. V=0,5 м/с
3. S=4 м
Колонна 3 1. Равномерные движения
2. Два тела имеют разные скорости, V1= 4 м/с; V2= 8 м/с
3. S1 = 36 м; S2 = 72 м

Поставьте количество баллов в индивидуальный маршрутно-оценочный лист.

Мы с вами уже подъезжаем к пункту назначения, на нашем пути осталось одно село.

Село «Решай-ка». Нужно решить каждой колонне задачи на равноускоренное движение, которые приготовили жители этого села нашим автомобилистам. В это время у доски работают три человека, по 1 человеку из каждой колонны!

Колонна 1. С каким ускорением движется гоночный автомобиль, если его скорость за 6 с увеличивается со 144 до 216 км/ч?

Колонна 2. За какое время ракета приобретает первую космическую скорость 7,9 км/с, если она будет двигаться с ускорением 50 м/с2?

Колонна 3. Автомобиль, движется от остановки равноускоренно с ускорением 0,3 м/с2. Найдите скорость автомобиля в конце десятой секунды от начала движения?

Поменялись тетрадями друг с другом и проверяем.

Внимание на экране правильные ответы

Колонна 1 а = 3,33 м/с2
Колонна 2 t = 158 с
Колонна 3 V = 3 м/с

Поздравляю вас, мы успешно добрались до ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ «ПЯТЁРКА»

V. Рефлексия

Заполните до конца свой маршрутно-оценочный лист и поставьте себе итоговую оценку за урок.

Индивидуальный маршрутно-оценочный лист

Фамилия, имя_____________________________________________

Деревня «Угадайка-ка»кроссворд Поле «Парашютистов» Город «Эксперимент» Посёлок «Графический» Село «Решай-ка» Итоговая оценкамаршрута
            

Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику-то знать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать.

VI. Д/з

Домашнее задание на экране, открыли дневники, записываем: повторить §§34–36.

Оставьте свою эмоциональную оценку уроку – наклейте смайлик на машину.