Цель урока: сформировать у учащихся понимание своеобразия изобразительных свойств музыкальной ткани.
Задачи урока:
Дидактические (образовательные):
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
- сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;
- побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Развивающие:
- развить интерес к музыке через творческое самовыражение;
- развить наглядно-образное мышление;
- развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.
Воспитательные:
- воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.
Проблема: может ли музыка создавать пейзажи?
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: методы организации осуществления учебных действий, анализ конкретной ситуации, имитационное моделирование.
Музыкальный материал: И.С. Бах сюита №3 часть 2 ария, Орландо ди Лассо «Эхо», А. Вивальди концерт для скрипки со струнным оркестром «Времена года» Лето часть 3, «Весна» 1 часть, Г.В. Свиридов «Осень».
Ход урока
Эпизод 1. «Увертюра»
(Слайд 1) (1-2 минуты) звучит ария И.С. Баха из сюиты №3. Дети входят в класс, демонстрируется слайд-шоу из раздела «Галерея» группировка «Ландшафт и архитектура» (ресурс «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»).
Эпизод 2. «Реминисценция»
(4 минут) На прошлом уроке мы пытались ответить на вопрос что общего у музыки и изобразительного искусства?
Дети: темы,образы, источник искусств – жизнь. Что различает музыку и живопись? Дети: средства воплощения звук – у музыки. Линия, краска – у живописи. Музыка динамичное временное искусство, живопись – искусство зримое, статичное. Музыка отображает внутренний мир человека, предмета; живопись – внешние черты.
Эпизод 3. «Творческая разминка»
(5 минуты). (Слайд 2)
Сегодня я познакомлю вас с противоположными точками зрения возникновения искусств. Автор рабочей программы по искусству А.Князева утверждает, что искусство – первейшая потребность человека, его желание жить не только среди природы, но и среди искусства, жить в художественной среде. Тяга к искусству отличает человека от всех живых существ. Ведь ни одно животное не разрисовывает своих нор или пещер.
На земле есть только одно рисующее существо – это человек. Пещера Альтамира была первой картинной галереей в мире. Вторую точку зрения представляет нам Л.А. Залесский музыкант и журналист. Наскальные изображения палеолита – это закодированная информация, которая является хранилищем знаний, опыта, представлений о природе, о космосе. Задолго до появления речи возникла необходимость обмена информацией в военных действиях, на охоте, передавать свой опыт потомству. Прежде чем вы ответите на вопрос о происхождении искусств, я предлагаю мальчикам прочитать пиктографическое письмо от якутского охотника (Слайд3), а девочкам – письмо юкагирской девушки (Слайд 4) (из картинной галереи «Сонаты»).
Дети делают выводы и высказывают их. Учитель: итак, источником изобразительного искусства является видимый мир – мир красок, цветов, линий. Красота и изменчивость времён года, морская стихия, фантастические сказочные образы, облик людей – вся эта информация находит отражение в картинах художников: пейзажах, портретах, натюрмортах, в батальных и бытовых сценах. Но и музыканты тоже стремились запечатлеть эту информацию в своих произведениях. А каковы способы кодирования информации?
Эпизод 4. Близкие родственники
(10 минут) (Слайд 5)
Тема нашего урока: «Картины природы в искусстве».
Цель урока: как живопись влияет на музыку? Чему может научиться музыка у живописи?
Проблема: может ли музыка создавать музыкальные пейзажи? Предлагается собрать всю информацию в таблицу. (Слайд 6)
С чего начинается рисунок в живописи? Дети: с линии. А музыкальная живопись? – с мелодии. Давайте прослушаем виланеллу (деревенскую песню) Орландо ди Лассо. (Слайд 7) Орландо ди Лассо - нидерландского композитора эпохи Возрождения (14 век). В эпоху Возрождения главенствовала вокальная музыка. Попробуйте определить о каком явлении природы поведал нам О.Лассо? (Слайд8)
Сравните средства изображения пространства в живописи и музыке | |
Изображение пространства | |
Живопись | Музыка |
Получился ли музыкальный пейзаж? Какое выразительное средство помогло создать музыкальное пространство? Дети – динамика. Учитель – точнее контраст. Верно, звуковое пространство приближение и удаление эха передают динамические оттенки – а ведь это определение из мира живописи! Человеческий голос – первым научился имитации, подражанию звукам природы, пению птиц, шуму ветра, раскатам грома. Затем подражать звукам природы стали инструменты. К теме времён года обращались многие композиторы: Гайдн,Чайковский, Глазунов, Вивальди.
Обратимся к галерее «Сонаты». Рассмотрим картину «Кораблекрушение» Клода Верне. Что вы видите на переднем плане? Что служит фоном картины? А в музыке что может быть рельефом и фоном? Слушаем и затем высказываем свои предположения. (Слайды 9–10)
Теперь всмотритесь в картину «Сэр Ланселот, переправляющийся по мечу» (Слайд 11), это как бы 3 картины в одной – первая попытка передать сюжет в динамике, прошло время появился… триптих. Триптих (от греч. τρίπτυχος — сложенный втрое) — произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей. Форма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря. Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. Структура триптиха традиционна для церковных витражей. (Слайды 12–15)
Познакомьтесь… триптих литовского художника Чюрлёниса «Rex». Чему могла научиться музыка у триптиха? (Слайд 16)
(трёхчастная форма, передача вертикального пространства – в музыке передаётся регистрами).
Средство раскрашивания пространства –1 колорит (тёмный – светлый) в музыке передаётся ладом; 2 контраст а) темповый, б) ладовый, в) регистров, г) динамический. Остановимся на темповом контрасте быстро-медленно-быстро. Именно на этом контрасте строится Concerto grosso Вивальди. Вивальди – представитель эпохи барокко, именно тогда наступил расцвет инструментальной музыки.
Но как показывает история союз музыки и ИЗО, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отдавался изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки.
Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф.Шопен, музыка провозглашается главным видом искусства. Вывод: Музыка научилась у живописи передовать контрасты изображения.
Контраст расширяет возможности музыки в создании музыкального пространства.
Эпизод 5. Творческая практика
(Ресурс «Соната» и модуль – практика ОМС «Клавесин, лютня, и орган в произведениях живописи) (10 минут). Пришло время познакомиться с инструментами эпохи барокко.
В Италии быстро развивались жанры инструментальной музыки. Одной из причин этого было высокое качество итальянских струнных инструментов. Тогда итальянские мастера стали создавать скрипки, альты, виолончели, которые могли обеспечить достойное звучание. Одним из центров Европейского производства скрипок стала Кремона (Слайд 17).
Созданные здесь инструменты Николо Амати и его учениками Антонио Страдивари, Андреа Гварнери помогли Италии организовать скрипичные школы, воспитавшие многих выдающихся скрипачей – виртуозов. (Слайд18) Трудно представить, что известная нам с XVI века скрипка (да и другие смычковые!) создавалась как физическая модель человеческого голоса.(Слайд 19). Ведь практики так называемого упруго-подобного моделирования, столь необходимого при разработке технических проектов и суперпроектов (плотин, мостов, самолётов, надводных и подводных кораблей) до второй половины XX века не существовало.
И здесь мы оказываемся на территории, где возможны чудеса!
Присмотревшись к конструкции скрипки и заглянув внутрь, мы обнаружим, что два раздела инструмента, как бы перетянутые узкой талией, выполняют роли двух резонаторов человеческого голоса – головы и груди. Искусно прорезанные «эфы» играют роль легких.
Подставка между эфами и незаметная дужка под ней – роль гортани, человеческого тембр-блока. Роль голосовых связок играют струны, роль воздуха – смычок. Он заставляет звучать связки (в нашем случае это струны) посредством прикосновения конского волоса, натертого смолой. Все пропорции сохранены.
Если смычок находится рядом с подставкой и резонирует только «гортань» – голос инструмента кажется зажатым, немного ворчливым. Такое звучание именуется понтичелло. Передвинули смычок выше, и тотчас же включилась нижняя часть корпуса. Звук «от диафрагмы» глубокий, грудной, в коротких двойных нотах напоминающий попевки валторн.
Ещё чуть выше, примерно на середину струны, – и голос скрипки льётся, словно из глубины вашего сердца. Ещё совсем немного вверх и смычок уже над грифом, а в работе только «голова» (верхняя часть корпуса) и холодноватый звук инструмента, почти лишённый обертонов, с характерным призвуком дыхания удивительным образом напоминает флейту.
А что же ус? Он повышает жёсткость деки по её контуру и исключает из музыкальной работы те части инструмента, которые для этого не предназначены, попутно оберегая клеевое соединение деки с обечайкой от деформации и разрушения.
Для принятия подобных технических решений необходимо, как минимум, современное физико-математическое образование, в крайнем случае – полный курс авиационного института! Чем, кроме чуда, можно объяснить, что к этим же решениям пришли мастера XVI-XVII веков?!
Звук скрипки, конечно же, отличается от человеческого голос. Но по своим выразительным возможностям этот маленький деревянный инструмент занимает второе место после уникального «инструмента», что дарован человеку природой. Попробуйте попрактиковаться в определении звучания инструментов и определения инструментов в произведениях изобразительного искусства (Выйти из презентации, открыть модуль (ОМС – практика «Клавесин, лютня, и орган в произведениях живописи»).
Эпизод 6. Сегодня на уроке мы начнём разучивать песню С. Никитина на стихи Валентина Берестова «Самая первая песня»
(слушание и разучивание). (Слайд 20)
- Распевка хроматической гаммы до мажор.
- Пропевание интервалов на слова («весом в 80 тонн») и («слушал игуанодон») пропеть ноты («до-фа, ре-фа, ми-соль-фа») сначала в медленном темпе, затем ускоряя.
- Разучивание песни.
Эпизод 7. Вопросы и ответы. Тесты
(10 минут) (Выйти из презентации)
Эпизод 8. Кода
Учитель: Существуют жанры искусств, в которых встречаются музыка, литература, живопись. «Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», писал немецкий поэт Людвиг Тик. Он имел в виду, что каждое искусство выражает своё: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук. Но если между искусствами и существует граница, то она, к счастью, отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.
На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые виды искусств – это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), (плейкасты – современные открытки, где картина, музыка и стихи сливаются воедино). Дружба звука, цвета и слова – дала новые плоды.
Предлагаю познакомиться с такими работами, в которых нашли удивительное слияние музыки и живой природы. (Просмотр плейкаста «Золотая осень»(Слайд21) и видеоклип на музыку А. Вивальди «Весна» (Слайд 22) (перед просмотром клипа дать задание определить форму произведения и записать её буквами). Можно ли провести точную грань между искусствами? Итак: «искусства переходят одно в другое», «один род искусства находит своё продолжение в другом».
Домашнее задание(Слайд 23) задание на «5» – создай плейкаст (картина,музыка, стихи), на «4» – назови какие звуки природы, кроме эха, могут вызывать пространственный эффект? Каким музыкальным средством он может быть выражен. Оценивание учащихся.
Подведём итог урока. Сегодня мы пытались расшифровать информацию, которую несёт музыкальное произведение, проникнуть в его содержание. Сравнивая искусства живописи и музыки, находили художественные связи, которые объединяют эти искусства. Убедились в глубокой взаимосвязи искусств.
Приложения:
- Презентация урока – Приложение 1.
- Письмо якутского охотника – Приложение 2.
- Письмо юкагирской девушки – Приложение 3.
- Тесты – Приложение 4.
- Модуль практика «Клавесин, лютня, и орган в произведениях живописи» – Приложение 5.
- Текст песни «Самая первая птица» С.Никитина на стихи В. Берестова – Приложение 6.
Список используемой литературы:
- Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл. – М.: Дрофа, 2004.
- Науменко Т.И. Музыка. 5 кл.: Дневник музыкальных наблюдений: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007, стр. 164.
- Залесский Л.А. Мировая культура в зеркале музыкального искусства. – М.: Пед.университет «Первое сентября», 2009, стр. 7.
- Ресурс «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» (www.sonata-etc.ru/cnh41)