ЦЕЛИ: познакомить детей с некоторыми моментами жизни и творчества Маршака, его стихотворением "Кот и лодыри"; развивать навык чтения, творческие способности, внимание учащихся; формировать у детей устойчивый интерес к чтению.
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, выставка его книг, карточки с отрывками из произведений Маршака, карточки со строками стихотворения для игры "Составь стихотворение", таблички с записью названия стихотворения и слова "грифель", толковый словарь, учебник "Родная речь" Горецкого.
ХОД УРОКА
1) Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
2) Звуковая разминка.
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
1. Чтение гласных: а о у и ы е
2. Чтение согласных: ж ш з щ с ц
3. Скороговорка:
Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.
- Произнесите скороговорку с интонацией радости, удивления.
4. Игра "Составь стихотворение". Приложение 1.
- На что будете обращать внимание при составлении стихотворения?
ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА.
Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
- Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо!"
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Негодяй!
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил её за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!
- У нас отметки меньше нет. -
Промолвил мальчик ей в ответ.
- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
Ты очень скверный ученик,
Вздохнув, сказала мать.
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!
- Как вы думаете, справились ли мы с заданием? Докажите.
- Сложите полоски со строками стихотворения по порядку, прочтите имя автора этого стихотворения.
3) Основная часть.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми моментами жизни и творчества С. Я. Маршака, прочитаем одно из его стихотворений. Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства, которые мы прочли в 1 классе.
2. Викторина по произведениям Маршака.
- Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
("От А до Я" Азбука в стихах)
Вот один иль единица -
Очень тонкая как спица.А вот это цифра два -
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
("Весёлый счёт")
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
("Мяч")
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
("Багаж")
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки.
("Жил человек рассеянный")
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
("Кошкин дом")
Где обедал, воробей?
В зоопарку у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы
("Где обедал, воробей?)
3. Рассказ учителя о Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже, так что, по-праву, мы можем назвать его своим земляком. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.
4. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24
а) Чтение "Спринт"
- Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?
Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака - драматурга, лирического поэта, переводчика и, наконец, Маршака - сатирика.
б) Чтение статьи вслух.
- Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?
Физкультминутка.
5. Работа над стихотворением "Кот и лодыри" (вывешивается табличка с названием стихотворения)
- Кто такие лодыри?
а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.
- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?
б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.
- Найдите значение слова "грифель" в толковом словаре. ( Если есть возможность - словари лежат на каждой парте. Если нет - один ученик находит в словаре и читает значение слова)
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.
в) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)
г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.
- Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям?
- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?
- Как он говорит в конце встречи?
д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.
- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?
- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)
Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:
Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
6. Чтение "Сказки про двух лодырей" Маршака подготовленными учениками. Приложение 2.
- Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одно произведение Маршака - "Сказку про двух лодырей", созвучную с данным стихотворением и подумать, к чему может привести лень, нежелание заниматься каким-либо делом.
Как говорится: сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?
(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)
4) Проверка домашнего задания.
Дома вы пробовали свои силы в сочинении стихов на заданные рифмы.
- Кто выполнил задание? (Дети читают свои стихи)
- Чьё стихотворение вам понравилось больше всего?
5) Итог урока. Проверочный тест.
- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?
Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. Я буду задавать вам вопросы. Из нескольких ответов выберите правильный, запишите букву, около которой он написан.
Проверочный тест.
- Имя и отчество поэта.
в - Лев Николаевич;
м - Самуил Яковлевич;
у - Корней Иванович;
- Где родился Маршак?
о - Воронеж;
м - Острогожск;
р - Петербург;
- Выберите название произведения Маршака.
н - "Путаница";
ш - "Федорино горе";
л - "Детки в клетке";
- Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".
и - неряха;
ю - плакса;
о - лентяй;
- Куда попали лодыри вместо урока?
д - каток;
т - кино;
ч - музей;
- Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?
к - два года;
ц - год;
щ - пять лет;
- Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а
ы - лень портит;
а - два лучше;
е - говори меньше.
Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!
6) Оценки. Домашнее задание