При поступлении на работу в ОУ молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.
Многие специалисты (руководители и педагоги) фиксируют разрыв между качеством ВУЗов и практической деятельности в ОУ педагогов.
Проблема изучается на всех предприятиях.
Существуют инструменты методической работы и профессионального роста, которые обеспечивают возможность использовать их, для адаптации молодых педагогов.
В современной кадровой терминологии очень часто можно слышать такие слова, как подбор, отбор, переподготовка и аттестация персонала, и крайне редко встречается такое понятие, как адаптация. Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих, но наиболее остро она стоит для молодых специалистов в ДОУ.
От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.
Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих педагогов, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества педагогов.
Проблема адаптации:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста,
- дезадаптация, низкий психологический климат (стрессы, конфликты),
- низкая оплата труда.
Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие педагоги, показало, что все перечисленные причины ведут зачастую к уходу из ОУ.
Поэтому целью нашей работы является: разработка комплекса управленческих условий адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности в ОУ. Отсюда мы выделили следующие задачи:
1. Проанализировать процесс управления адаптацией молодых персонала в ДОУ, определить проблемную ситуацию.
2. Рассмотреть теоретические основы управления процессом адаптации молодых специалистов.
3. Выделить особенности управления профессиональным становлением педагогов ДОУ в современных условиях.
4. Разработать проект управления адаптацией молодого педагога к профессиональной деятельности в ОУ.
При теоретическом анализе мы проанализировали базовое понятие "АДАПТАЦИЯ". Это
- "приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям".
- приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, производственных навыков, трудовой дисциплины, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в ту или иную социальную среду.
- "приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде - введение в должность"(В.Р. Веснин).
- "процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях" Эдгар Штейн.
- процесс взаимного приспособления работника и организации постепенном включении сотрудника в трудовой процесс.
С позиции управления персоналом для ОУ наибольший интерес представляет профессиональная адаптация. Это - процесс взаимного приспособления работника и организации, основывающийся на постепенном включении сотрудника в трудовой процесс, то есть на профессиональную деятельность. А на её ход влияют индивидуальные характеристики человека, его интересы, установки, особенности интеллекта.
Необходимость управления адаптацией доказана опытом многих отечественных и зарубежных педагогов.
Мы исследовали прецеденты, проанализировали деятельность ДОУ, пересмотрели методическую работу, так как управлением процессом адаптации, в основном, лежит на заместителе заведующей по ВМР.
Для того чтобы учесть факторы, влияющие на успешность профессиональной адаптации начинающего педагога в ДОУ, был разработан проект "Управление процессом адаптации молодого специалиста".
Выделили цели и основные задачи:
Цель проекта: создание системы работы, позволяющей начинающему педагогу не только успешно адаптироваться в ДОУ, но и развить умения и навыки - важные показатели педагогической компетентности - в различных профессиональных ситуациях.
- проанализировать затруднения, которые сталкиваются молодые педагоги,
- разработать систему мероприятий по методическому сопровождению с учетом их затруднений и потребностей;
- внедрить систему работы сопровождения начинающего педагога в деятельность ДОУ;
- провести мониторинг качества внедрения работы с начинающими воспитателями.
И эти задачи позволили выстроить работу по следующим 3 этапам.
Поставили цель каждому этапу, спланировали те мероприятия, через которые будет решаться данная проблема и отобрали как традиционные и нетрадиционные методы работы.
Таким образом, наш проект поможет начинающим педагогам на этапе вхождения в профессию успешно адаптироваться в пространстве ДОУ, и сократить процесс увольнения в период их адаптации и профессионального становления.
Принимая человека на работу, мы приглашаете его стать членом большой корпоративной семьи и необходимо помнить, что от первого впечатления зависит многое. Чем тщательнее мы подготовимся к встрече с новым сотрудником и эффективнее организуем его первый рабочий день, тем быстрее он подключится к работе и станет частью коллектива; и каждый раз, приходя на работу, будет доволен тем, что является сотрудником именного нашего учреждения.