"Моя семья". Система работы по формированию у дошкольников положительного отношения к семье, родному дому

Разделы: Работа с дошкольниками


Немало в жизни предстоит,
Пройти путей дорог,
Но в сердце бережно хранит
ЗАВЕТНЫЙ ОГОНЕК
Он СОГРЕВАЕТ душу мне
И знаю верю я -
Не одинок я на земле,
Со мной моя СЕМЬЯ!.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи. Все больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам брачно-семейных отношений.

М.Осорина отмечает: то, что раньше было священным, полным мировоззренческого смысла, символически значимым для членов семьи, сейчас потеряло свою смысловую высоту, опустилось до уровня бытовых явлений. Из семейного быта исчезают понятия "родной дом", священные места. Они подменяются лжеценностями - дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции.

Родной дом - это сложное, многократное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и растёт; атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего семейными традициями; дом, где он живет; близких родственников, друзей..Поэтому формирование любви к семье, родному дому, городу в котором ребенок родился, по сути является первой ступенью гражданско-патриотического воспитания человека.

Поэтому поставили перед собой цель:

  • Формирование у дошкольников положительного насыщенного образа семьи, родного дома, создание условий для становления основ гражданского воспитания ребёнка.

Для достижения этой цели мы решали следующие задачи:

- Формировать у детей представления о семье, её родословной, семейных традициях.

-Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях

- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

- Развивать речь и коммуникативные навыки детей.

- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

При построение системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников мы учитывали следующие принципы:

- Историзма. Который реализовался путём сохранения хронологического порядка описываемых событий и сводился к двум историческим понятиям - прошлое и настоящее.

- Гуманизации. Который позволял нам встать на позицию ребёнка, видеть в ребёнке полноправного партнёра, ориентировать его на общечеловеческие понятия - любовь к семье , родному городу, отечеству.

- Дифференциации. Мы создавали условия для самореализации каждого ребёнка с учётом накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

- Природосообразности. в работе учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.

- Интегративности. - это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества.

Начиная свою работу мы провели тестирование, анкетирование, диагностику и предварительное собеседование с родителями. Затем проанализировав полученные данные выделили несколько разделов программы через которые мы можем привить детские самые лучшие нравственно- патриотические качества.

1. Игровая деятельность.

- Сюжетно-ролевые игры "Семья", "День рожденья", "Магазин", "Больница".

- Инсценировки "Три мамы", "Сказка для мамочки".

- Игры-драматизации по сказкам "Красная Шапочка", "Репка".

- Дидактические игры "Кем быть", "Кому что нужно для работы", "Чьи детки?"

- Строительные игры "Мебель для дома".

2. Позновательно-речевая деятельность.

- Тематические занятия: "Что значит наши имена", "Сад моей семьи",

- Знакомство с профессиями родителей.

- Экскурсии.

- Создание альбомов "Моя семья", "Наша группа".

3. Речевое развитие.

- Составление творческих рассказов на тему "Моя семья", "Как я помогаю дома", "Как семья провела лето" и т.д.

- Создание картотеки пальчиковых игр по теме используемых в разных видах деятельности.

- Беседы и встречи на тему "Кем работают мои родители".

- Чтение художественной литературы на тему "Семья":

- Создание книжки "Пословицы и поговорки о семье".

4. Продуктивная деятельность.

- Рисование на тему "Семья", портреты.

- Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.

Работа по формированию знаний о семье не ограничивалась рамками детского сада, большая работа была проведена среди родителей - это составление социального портрета, портфолио ребенка, встреча с интересными людьми, выпуск газеты ко Дню матери, и тд.

Реализация системы работы смогла объединить детей, педагогов и родителей в совместной деятельности, что позволило получить следующие результаты:

- Ребенок у которого сформированы знания и понимания о своей семье, ее родословной, традициях.

- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.