Цели:
- Развивающий аспект. Создать условия для развития мотивации к учебно-познавательной деятельности, для развития логических умений (сравнения, анализа, синтеза)
- Образовательный аспект. Создать условия для организации работы по выявлению существенных признаков рыб.
- Воспитательный аспект. Создать условия для воспитания культуры учебной дискуссии, умения уважать мнение других.
Оборудование: медиапрезентация, медиапроектор, учебник-тетрадь "Окружающий мир", автор О.Т. Поглазова, 1 класс
Ход урока
1. Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Начинаем урок окружающего мира. Я желаю вам удачи в открытии новых знаний.
2. Актуализация опорных знаний.
- На уроках чтения мы изучаем "Русскую азбуку", а на уроках окружающего мира, какую мы азбуку начали постигать?( "Мохнатую азбуку")
- Кого же изучаем в "Мохнатой азбуке"? (животных)
- Я начну предложение, а вы продолжайте. Животные,которыхвыращивает человек - это :(домашние животные)
- Число ног - 4, тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком это:(млекопитающие)
- Ног - 6, частей тела 2 или 3, есть чувствительные усики - это:(насекомые)
- А паук - насекомое? (нет)
- Число ног - 2, тело покрыто перьями, есть крылья и клюв - это:(птицы)
- Молодцы! Многое знаем и можем двигаться дальше в изучении темы "Мохнатая азбука".
3. Формулировка темы, постановка цели, задач урока.
- Сегодня перед нами откроется еще одна страничка "Мохнатой азбуки". Откроем учебник-тетрадь на стр. 33. Прочитайте заголовок.
- Мы начинаем изучать тему "В подводном мире". От какого слова произошло слово "подводный"? (вода)
- О ком пойдет речь, узнаем, отгадав загадку(слайд)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть - не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю.
- Для каких животных вода - дом родной? (для рыб) (слайд)
4. Открытие новых знаний.
- Вы знаете, кто такие рыбы?
- Сегодня на уроке вы узнаете о них удивительные вещи.
- Прочитайте еще раз загадку. Что за крылышки у рыбы?(плавники)(слайд)
- Верно - это плавники, с помощью которых рыба плавает в воде, то выше, то ниже, как бы парит в воде, подобно птице в воздухе.
- Чем виляет рыба? (хвостиком) (слайд)
- Движется рыба с помощью своего мощного хвоста. Но предложение: "Рот есть - не говорю" не совсем точное. Оказывается, многие рыбы издают звуки.
- При помощи чего рыбы дышат?(жабры)(слайд)
- Рыбы глотают воду, она проходит через жаберные отверстия, а в воде есть воздух, его и забирают жабры. Так дышит рыба.
- Назовите основные части рыбы. Какие еще части можно выделить во внешнем виде рыбы? (голова, туловище) (слайд)
- В воде двигаться сложно, но рыба плавает очень быстро, ей приходиться вливаться в толщу воды, поэтому голова прочно соединена с туловищем.
- Выполните самостоятельно в учебнике-тетради задание №2, стр33.
- Поработаем в парах. Один ученик читает подписи к рисунку, другой показывает части тела рыбы, затем меняемся ролями.
- Выполните в парах задание №3,стр33.
- Чем покрыто тело рыбы?(чешуя) (слайд)
- Чешуя твердая и прочная. Одним концом чешуя сидит глубоко в коже, а свободным - плотно налегает друг на друга.
- Для чего рыбе чешуя?
Физкультминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- В каких водоемах обитают рыбы? (в озерах, в прудах, морях, реках, океанах) (слайд)
- Иначе говорят - среда обитания рыб.
- Откройте стр. 34, рассмотрите рыб. Чем они различаются? (окраской, размером, средой обитания)
- Напишите, где обитают эти рыбы. Взаимопроверка.
- Итак, о ком мы сегодня говорим? (о рыбах)
- Что общего в строении рыб?
- Чем они различаются?
- А вот такая рыбка кого вам напоминает? (конька) (слайд)
- Развеселые дела -
В море плавает "пила"!
Зубья крепкие - остры!
Плавники ее - быстры.
Даже страшная акула,
Увидав "пилу", свернула
И сторонкой поплыла:
Вот так рыбища - пила!(слайд)
- В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Игла от года к году
Все шьет морскую воду (слайд)
- Откройте стр. 36 в учебнике-тетради, рассмотрите рыб, объясните их название.
- Обратите внимание на китовую акулу - это самая большая морская рыба.
5. Рефлексия.
- Какие мы сегодня на уроке сделали открытия?
- Кто такие рыбы? Приведите примеры.
- А закончим урок проблемным вопросом: "Можно ли считать дельфина рыбой? Вопрос до следующего урока остается открытым.
6. Домашнее задание.
Стр. 33 - 37 - читать, стр. 38 задание 9.