Стремительное увеличение потоков информации в современном мире и необходимость ее обработки требуют внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс не только на этапе обучения, но и на этапе контроля знаний.
Эффективность деятельности учителя зависит от того, насколько успешно он реализует функции контроля результатов обучения.
Одной из прогрессивных форм интенсивного контроля знаний учащихся являются тесты. Они позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить проблемы при изучении учебного материала.
Первое применение тестов в системе образования относится еще к 1904 году. Сначала это были психологические тесты для отбора детей с пониженным уровнем интеллекта. Педагогические же тесты направлены на выявление тех личностных новообразований и приращений, которые получены в результате систематического обучения. По определению В.С.Аванесова: "Педагогическим тестом называется система заданий специфической формы, определенного предметного содержания, возрастающей трудности для объективного оценивания структуры и уровня подготовленности учащихся в ограниченный промежуток времени". Это предполагает, что в тесте должны быть собраны задания, принадлежащие к одной учебной дисциплине.
В образовании чаще всего используют тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, достижений. Они создаются для проверки результатов обучения на различных ступенях получения образования, измерения эффективности программ и процесса обучения.
Тестирование стало еще более актуальным с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Многие высшие учебные заведения практикуют тестирование на этапе вступительных экзаменов и олимпиад. Так с 2006 года СПбГУИТМО проводит Всероссийские и городские Интернет-олимпиады по физике, математике и информатике в тестовой форме через Интернет.
В связи с этим учащиеся должны уметь свободно работать на компьютере в различных тестовых программах и Интернет. Тестирование для них должно стать привычным делом. Современный учитель должен уметь составлять тестовые задания.
Можно выделить следующие этапы разработки тестов:
- Этап целеполагания (в зависимости от цели использования тестового инструмента определяется его вид, источники финансирования, привлекаемые специалисты).
- Подготовительный этап (анализ и отбор содержания проверяемого материала).
- Этап составления теста (разработка тестовых заданий, экспертиза и доработка тестовых заданий).
- Этап проведения теста и анализа полученных результатов (стандартизация и нормирование теста, техническое оснащение, обработка результатов, получение статистических данных для анализа, подготовка итогового отчета).
Чаще всего используют четыре вида тестовых заданий:
- с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных (закрытая форма);
- с вводом ответа в свободной формулировке (открытая форма);
- на установление соответствия;
- на установление правильной последовательности.
Выбор формы тестовых заданий зависит от цели контроля и от содержания контролируемого материала, сюда же относится и форма предъявления задания - бланковая или компьютерная.
Хочу рассказать о компьютерной форме дистанционного тестирования, которую нам предлагает система "Инфостар-Тест", разработанная Интернет-провайдером ООО "Инфостар" (директор Д.С. Ильгин) г.Санкт-Петербург (http:/www.infotest.infostar.ru).
С 2005 года система внедрена и успешно работает во Фрунзенском районе г.Санкт-Петербурга. Она устойчиво работает при использовании любых каналов связи, в том числе коммутируемых, к ней подключены 49 школ района, районный отдел образования и методисты-предметники
Для этой системы можно составлять тестовые задания закрытой и открытой формы. В заданиях закрытой формы можно угадать правильный ответ, в отрытой форме такое угадывание невозможно.
Использование заданий с открытым ответом актуально для проведения текущих проверок усвоения предметной терминологии, определения дат, формул, небольших расчетных задач.
Задания закрытого и открытого типа легко обрабатываются компьютерными программами при четкой формулировке вопроса. Конечно, сюда не относятся задания открытой формы, в которых необходимо представить полное решение задачи, дать обоснование ответа, написать небольшое сочинение-эссе и т.п. Тесты такого типа проверяют эксперты.
Почему мы стали работать с системой "Инфостар-Тест" и чем она хороша?
В "Инфостар-Тест" удобный, простой и понятный интерфейс, с ней может работать даже не профессионал в области информатики. Важным условием подключения к этой системе является только наличие Интернет.
Тестовые задания, составленные методистами различных предметных областей, пересылаются в общедоступном формате *.doc по электронной почте ответственным в "Инфостар-Тест", которые и размещают их в системе. Эту систему очень удобно использовать для срезовых (по определенным темам) и итоговых контрольных работ, при подготовке к сдаче ЕГЭ.
На компьютеры учащихся с операционной системой Windows98 и выше и с Internet Explorer 5.01 и выше устанавливается клиентская часть системы, через которую и осуществляется работа с системой.
Решение тестовых заданий учащимися осуществляется в локальном режиме работы компьютера, и только на период получения и отправки выполненных тестов необходимо подключение к Интернет. Каждый ученик входит в систему под своим логином и паролем. Варианты заданий на компьютеры загружаются случайным образом. Отвечать на вопросы можно в любой последовательности.
Каждому общеобразовательному учреждению так же присваивается свой логин и пароль для входа в систему, чтобы ввести или отредактировать базу данных учеников, распечатать списки учеников по классам с логинами и паролями, посмотреть результаты ответов.
При работе с системой учитель выбирает предмет и варианты тестовых заданий, которые будут загружены ученикам на выполнение, устанавливает разрешение на выполнение заданий, указывает класс, время начала и окончания тестирования, а также конкретный номер или случайную выборку варианта теста.
Самым ценным в этой системе, конечно, является быстрота проверки выполненных заданий, выставление оценок, просмотр результатов тестирования и формирование отчета. Можно увидеть результаты ответов учеников на все вопросы теста в соответствии с заложенным в систему кодификатором. Система выдает по конкретному или сразу всем классам:
- Рейтинги ошибок по вопросам теста;
- Итоги тестирования, показывающие количество двоек, троек, четверок, пятерок, а так же их процентное соотношение;
- Средние оценки.
Учителю остается только проанализировать результаты и сделать выводы о том, на какие темы следует дополнительно повторить.
Особенно ценным является то, что учитель может очень быстро произвести анализ работ учащихся и показать ученикам, как они ответили на тест и где допустили ошибки.
В гимназии №441 предмет "Информатика и ИКТ" изучается с 3 по 11 класс, у нас накоплен большой банк тестовых заданий по различным темам курса. В своей работе мы используем различные тестовые программы такие как TestMaker, HyperTest и собственную тестовую оболочку, написанную нами на языке программирования. Тестирование для наших учеников является привычным делом. Наши тематические тестовые контрольные работы обычно рассчитаны на 15 минут и содержат 15-20 вопросов. Впервые ученики начинают работать с тестовыми программами уже в 5 классе, и им это нравится, при этом они чувствуют себя более взрослыми. Наши компьютерные тесты представлены в закрытой форме. На соседние компьютеры загружаются разные варианты заданий, чтобы ученики не могли воспользоваться помощью соседа. Для исключения возможности угадывания ответа, мы просим учащихся на листочке бумаги (если это целесообразно) записывать решение задач и сдавать учителю. Бланковую форму представления тестовых заданий мы используем для открытой формы тестовых заданий, особенно в темах "Алгоритмизация и программирование", "Логика", "Системы счисления", "Кодирование информации", в тех случаях, где надо производить расчеты и решать задачи. В среднем оценка за тестовые задания составляет "4". Как правило, учащиеся получают оценку по своим способностям, как они и учатся.
Хочу сказать, что тестирование это не только контроль знаний, но и обучение, т.к. мы всегда предоставляем возможность ученикам пройти тест повторно и проанализировать свои ошибки, наши программы предоставляют такую возможность. Если есть необходимость, то на следующем уроке разрешаем пересдать тест.
Кроме тематических тестов в конце учебного года мы проводим итоговое тестирование по наиболее важным темам в 7, 8 и 10 классах.
С 2005 года, помимо наших текущих тестов, мы используем в своей работе систему "Инфостар-Тест". Наши ученики отвечают не только на тематические тесты, заложенные в систему, но, по окончании 9 и 11 классов, мы проводим итоговое районное тестирование в системе через Интернет, при этом ученики чувствуют всю серьезность, важность и ответственность предложенного им дела. У нас ни разу не возникло каких-либо затруднений при работе с системой, ученикам очень нравится, что они сразу получают оценку, видят количество правильно выполненных заданий, на учительском компьютере могут увидеть свои ошибки, допущенные в заданиях. Ученики часто пользуются возможностью системы для подготовки к ЕГЭ, т.к. в системе заложены все демо-версии ЕГЭ по информатике (части А и В). Причем они это делают во внеурочное время. Поработав с системой, учащиеся свободно выполняют задания Интерне-олимпиад, построенных по похожему принципу.
Учителя информатики гимназии №441 благодарны разработчикам системы. Особенно нам нравится, возможность просмотра результатов выполнения тестов, статистики, которую выдает система и рейтинга ошибок. Мы сразу видим, какие темы вызывают наибольшее затруднение при изучении и делаем выводы о том, как надо изменить их преподавание. Постоянно работая в системе, результаты тестирования наших учеников улучшились на 0,2 балла.
Конечно, может возникнуть техническая проблема с отключением Интернет. Если тест текущий тематический, то мы переносим его выполнение на другой день, если итоговый, который перенести нельзя, то мы всегда подстраховываемся и загружаем на компьютеры задания в формате *.doc, и в этом случае ученики отвечают на тест с экрана монитора как в бланковой форме. За 4 года работы в системе у нас такой сбой произошел всего 1 раз в одном классе.
Наши ученики предпочитают тестирование другим формам контроля знаний, считая его наиболее объективным.
Помимо работы учителем информатики в гимназии, я работаю методистом по информационным технологиям НМЦ Фрунзенского района, и в мою обязанность, входит работа с учителями и составление итоговых и тематических тестов для системы "Инфостар-Тест".
Мы методисты должны не только правильно и корректо составить тестовых заданий, но и досконально их проверить перед выставлением в систему. Разработка тестовых заданий, конструирование тестов - сложный процесс, трубующий высокого профессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки качества разработанных тестов.
Сейчас в систему заложены тематические тесты по биологии для 8 и 10 классов, по математике для 5, 6, 7, 8, 9 и 10 классов, по русскому языку для 8 и 9 классов, по химии для 9 класса, по физике для 10 класса, по немецкому языку для 11 класа, демо-версии ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, информатике, химии.
Конечно, больше всего "Инфостар-Тестом" пользуются учителя информатики, т.к. они постоянно работают в компьютерном классе, где есть Интернет. По информатике мы разработали тематические тесты, в которые вошли вопросы по разделам базового курса:
История вычислительной техники, информация, единицы измерения информации, устройство компьютера, программное обеспечение (для 8 класса);
Информация, кодирование информации, системы счисления (для 9 класса);
Алгоритмизация и программирование (для 10 класса);
Информационные технологии (для 9-10 классов);
Демо-версии ЕГЭ по информатике с 2005 года (части А и В);
Итоговые контрольные работы для 9-х и 11-х классов с 2005 года.
Все тесты представлены в 4-х вариантах.
Количество вопросов в тестовом задании может быть любым. Оценка рассчитывается исходя из процентного соотношения правильных ответов к общему числу вопросов в конкретном тестовом задании:
- более 45% правильных ответов - "3";
- более 75% - "4";
- более 92% - "5".
С 2005 года мы проводим итоговые районные работы по информатике за курс основного общего образования и среднего (полного) общего образования (базовый уровень) через тестовую систему, кодификатор элементов содержания заданий составлен в соответствии с кодификатором ЕГЭ по информатике.
После выполнения всеми школами итогового тестирования, мы - методисты видим полную картину о результатах тестирования по каждому образовательному учреждению и по всем школам сразу: какие школы, какие классы и сколько человек принимали участие в тестировании. Система выдает итоговые отчеты о средних оценках и их процентном соотношении и, конечно же, общий рейтинг ошибок и отдельно по школам. Все что доступно учителю школы, мы может увидеть в системе. В такой ситуации исключена возможность фальсификации результатов.
Система предоставляет возможность проследить динамику выполнения тестов за несколько лет, сохраняет в базе данных итоги выполнения тестов за все предыдущие годы.
Когда мы начинали работать с системой, некоторые учителя отнеслись к ней с недоверием, но прогрессивным, учителям-новаторам система сразу понравилась, ведь она облегчает работу учителю и методисту.
Хотя с каждым годом у нас в районе количество школ, участвующих в тестировании через Интернет, увеличивается, все же еще не все принимают участие в тестировании через "Инфостар-Тест", ссылаясь на то, что нет Интернета или придумывая какие-то отговорки. Хочется отметить, что в последние два года наиболее активно в системе стали работать девятиклассники и показывать неплохие результаты.
С введением нового базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году, по которому предмет "Информатика и ИКТ" должен обязательно изучаться в 8-9 классах, мы будем обязывать все школы, у которых позволяют технические возможности, проводить итоговое тестирование только через систему.
Современное преподавание информатики и ИКТ немыслимо без тестовой системы контроля знаний. Необходимость качественной подготовки учащихся к экзаменам (в том числе к ЕГЭ), годовой аттестации, текущей проверке обуславливает внедрение новых методов контроля знаний через тестовую систему "Инфостар-Тест".
Решая демо-версии ЕГЭ прошлых лет, заложенные в систему, учащиеся одиннадцатых классов могут и принять решение, какой экзамен им лучше сдавать в качестве выпускного.
Литература.
[1] Аванесов В.С. "Композиция тестовых заданий", М., 1996г.
[2] А.А. Кузнецов, Тестовые задания", методическое пособие, М, 2003г.
[3] Н.Н. Самылкина, "Современные средства оценивания результатов обучения", М, 2007г.