Внеклассное чтение в 4-м классе "Здравствуй, гостья-зима!" Стихи русских поэтов о зиме

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведениями русских поэтов – классиков о зиме;
  • расширить знания об их творчестве; развить память, речь, мышление;
  • прививать любовь к природе, к поэзии.

Ход урока

(Дети выучили к уроку стихи и сообщения о писателях)

I. Организационный момент.

II. Разгадывание загадок.

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)

Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.
(Зима)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан... (иней)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки)

Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Мена били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Горка ледяная)

Какой темой объединены все эти загадки? (Темой «Зима»)

III. Рассматривание выставки книг.

– Определите тему урока. («Здравствуй, гостья – зима!»)

– Какие зимние месяцы вы знаете?

  • Декабрь год кончает, зиму начинает. В декабре зима стелит белые холсты, через реки наводит мосты.
  • Январь – всему году запевка. Январь – году начало, зиме серединка.
  • Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый? В феврале зима с весной встречается впервой.

IV. Работа по теме урока.

1. Вступителъное слово учителя. (Музыка)

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Он лег на крыши домов, на улицы, на поля, на леса. Снег сверкает на солнышке, как серебро. Кругом так чисто, так бело. Ребятишки с радостью идут кататься на горку, на лыжах. Наверное, нет такого человека, который бы не любил зиму. Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками!

Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

2. Выступления детей.

Федор Иванович Тютчев.
Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий русский поэт Ф.И. Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.
Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там он прожил более 20 лет. Память о родине, любовь к природе продиктовала ему строки, полюбившиеся многим читателям. После возвращения на родину Тютчев писал стихи для себя, близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчева вышел в свет почти 20 лет спустя, в 1854 году, когда поэту исполнилось 50 лет.
Стихи Тютчева высоко ценил Жуковский, Пушкин, Толстой. И. Тургенев писал о Тютчеве: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно»

Учитель: Пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на сон.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован,
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли блещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Учитель: А в этой миниатюре, противопоставив долинам горы, поэт сумел выразить сложные раздумья о быстротечности жизни и о ее бессмертности.

Яркий снег сиял в долине, –
Снег растаял и ушел;
Внешний злак блестит в долине,
– Злак увянет и уйдет.

Но который век белеет
Там, на высях снеговых?
А заря и ныне сеет
Розы свежие на них!...

Учитель: Тютчев легко улавливает переходы от поздней зимы к ранней весне. В его стихах природа жива, деятельна, будто сама ведет свой календарь. В этом стихотворении столкновение времен года представлено в виде сказочного сражения, но за ним видна точная картина наступления весны.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Учитель: Послушайте стихотворение К. Ибраева «Зима»

Величава зима –
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имени-отчеству.
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!

Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер с веток березовых
Сыплет хлопья на головы …
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!

– Какой перед нами предстает зима? (Величавая, мудрая, седовласая)

– Зима статная, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.

Нужные слова приветствия этой снежной королеве нашел Никитин, замечательный русский поэт.

Иван Саввич Никитин
Замечательный русский поэт Иван Саввич Никитин прожил недолгую, полную лишений жизнь. Одинокое детство, невозможность закончить образование, тяжелый труд не сломили поэта – он оказался сильным человеком.
Иван Саввич много читал, писал стихи. Прекрасные, задушевные строки посвятил Никитин родной природе и простому человеку, который до изнеможения работал, но оставался голодным и бесправным.
Поэт долго не решался напечатать свои стихи. Только в 1853 году он отправил несколько стихотворений в воронежскую газету. Талант поэта был сразу отмечен и его стихи стали печатать в журналах и газетах.
А Никитин продолжал скромную трудовую жизнь. Лишь за 2 года до смерти он смог открыть книжный магазин. У писателя появилось больше времени для поэтического труда, но он сильно заболел и умер в возрасте 37 лет. Но живы и дороги русскому читателю стихи И.С. Никитина.

Встреча зимы.
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем...

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям

Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать
Привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Афанасий Афанасьевич Фет
Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли, и родного слова. Фет пристально вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтических событий. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. В стихах поэта весь мир дышит, радуется жизни. Фет изображает природу в праздничном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Настроение человека и, природы в лирике Фета подчас зависит от смены времени года.

Учитель: Первую картинку зимы мы видим из окошка вместе с маленьким героем стихотворения. Какой радостной, праздничной выглядит зима после тоскливой осени!

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз,
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учитель: А это стихотворение учит людей стойкости, мужеству и умению верить в лучшее.

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

V. Работа по картинам.

(Учебник ИЗО с. 43-46, с. 71-72)

Учитель: Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту жизни. А теперь посмотрите, как художники запечатлели на своих полотнах зиму.

(– Мелькает, кружится и вьется,
как лебяжий пух, снежок.
Первый снег! Белый снег,
Словно яблоневый цвет.
На лету застывший снег,
Первый снег, легкий снег.)

VI. Работа с пословицами.

Учитель: Сегодня звучали загадки, стихи, рассказы о поэтах. Наш урок мне хотелось бы закончить пословицами и поговорками о зиме. Помогите мне:

  • Зимой снег глубокий – (летом хлеб высокий)
  • Земля зимой отдыхает, (а весной расцветает)
  • Мороз не велик, (да стоять не велит)
  • В зимний холод (всякий молод)
  • Два друга – (мороз да вьюга)
  • Хороший снежок (урожай сбережет)
  • Не будет снега, (не будет и следа)
  • Зиме и лету (союзу нету)
  • Зимой съел бы грибок, (да снег глубок)

VII. Итог.

– Какую мы увидели зиму у поэтов и художников?

Чародейка, волшебница, кудесница, русская красавица.

«Щеголиха в белой разлетайке,
Русская красавица зима».