Цели урока: познакомить учащихся с чувашским национальным орнаментом; изучить его особенности и элементы; развить внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента; воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение и любовь к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о культуре родного края;
- познакомить с основными видами чувашского национального орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
- освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с гуашью.
Развивающая:
- развивать познавательный интерес к произведениям чувашского декоративно-прикладного искусства;
- развивать у учащихся декоративно-орнаментальное творчество и индивидуальность в создании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства;
- развивать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для понимания национального искусства.
Воспитательная:
- прививать любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края;
- воспитывать аккуратность и внимательность в работе при передаче точности линий в орнаменте;
- оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
Оборудование урока:
Зрительный ряд:авторская презентация «Чувашский национальный орнамент»; иллюстрации с изображением чувашского орнамента; таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»; образцы салфеток и полотенца с элементами чувашского орнамента из музейного фонда школы.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).
Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашь, крупная и тонкая кисти, палитра, баночка для воды.
Задание:выполнение гуашью декоративной композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества.
План урока:
- Организационный момент.
- Вводная беседа: сообщение о чувашском национальном орнаменте, просмотр слайдов.
- Практическая работа учащихся: выполнение гуашью чувашского орнамента.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
II. Вводная беседа.
Учитель: Тема нашего урока «Чувашский национальный орнамент». (Слайд 1) Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с декоративно-прикладным искусством родного края.
Что такое орнамент? (Ответы учащихся)
Учитель: Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». (Слайд 2)
Где же используется орнамент? (Ответы учащихся)
Учитель: С давних пор орнамент часто используется для росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды. Посмотрите на изящную и затейливую вышивку чувашского полотенца. (Слайд 3) Вышивка (тěрě) - это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась, буквальна каждая чувашская женщина, девушка. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не вериться, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. (Слайд 4)
«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать новые высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства…», - сказал народный художник Чувашской Республики Моисей Спиридонов. (Слайд 5)
Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента. (Слайды 6,7) Традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и к сохранению культурных традиций.
Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. (Слайд 8) В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.
Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. (Слайд 9)
III. Практическая работа учащихся.
Предлагаю детям выполнить гуашью чувашский орнамент с использованием основных символов при помощи таблицы «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем», вывешенной на доске. А для того, чтобы им было проще подобрать к орнаменту цветовую гамму – картинка-помощник на экране. (Слайд 10)
(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем дать словесное описание каждому орнаменту согласно толкованиям основных элементов чувашской пиктографии.
(Учащиеся демонстрируют свои работы и все вместе составляют короткий рассказ по каждому из орнаментов.)
V. Домашнее задание.
Собрать иллюстративный материал по теме «Чувашский праздничный костюм».
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.