Цели урока:
образовательные:
- формирование представлений об урбанизации как всемирном процессе.
развивающие:
- развитие критического мышления, коммуникативных умений при работе в группах и с учебным текстом;
- продолжить формирование самостоятельной деятельности при работе с первичными источниками информации;
- формирование культуры общения при работе в группах;
- формирование умений конструировать и решать проблемные задачи, слушать, сравнивать, обобщать.
воспитательные:
- формирование культуры общения при работе в группах.
Оборудование:
- Картографический материал учебника
- раздаточный материал "Пометки на полях",
- демонстрационный материал: составные части кластера.
Структура урока:
- 1 этап – Организационный;
- 2 этап – Вызов;
- 3 этап – Осмысление;
- 4 этап – Рефлексия.
Ход урока
I этап – организационный.
Методические приемы: создание комфортной обстановки и положительной мотивации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
“Я рада встрече с вами. У меня хорошее
настроение. Я надеюсь, что у вас оно тоже хорошее, мы успешно и
плодотворно поработаем на уроке”.
Проверяет готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей Знакомит с темой урока. |
Слушают учителя
Записывают в тетрадь тему урока. |
II этап – вызов.
Методические приемы: "Пометки на полях".
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Раздает листки с терминами по теме урока Дает задание прочитать и сделать пометки на полях в соответствии с инструкцией (Приложение 2) Следит за регламентом работы. |
Знакомятся с текстом (Приложение
1) Читают, осмысливают, делают пометки на полях |
Методические приемы: "Корзина".
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вопрос:“Что вам известно о процессе урбанизации? Запишите в тетради все, что вы знаете об этом процессе? ” | Вспоминают и записывают в тетради все, что знают по теме вопроса (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). |
Далее идет обсуждение, которое должно быть организованным. Например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
“Теперь предлагаю вам обсудить в группах (или в парах)
то, что вы записали по данной теме. Выделите, по каким моментам ваше мнение совпало, по каким – возникли разногласия”. Следит за работой учащихся. Прислушивается, как идет обсуждение в группах. Обсуждение закончилось. |
Происходит обмен информацией. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. |
Составляет список идей на доске. | Каждая группа по кругу называет один факт или проблему, при этом, не повторяя ранее сказанного. |
Учитель на доске записывает все предложения, в том числе и не правильные. Затем в ходе обсуждения при составлении кластера неверные ответы исключаются.
III этап – осмысление.
Методические приемы: "Составление кластера".
(Структурируют учебный материал корзины по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
“Итак, пришло время связать наши разрозненные знания в
одно целое”. Помогает в составлении кластера “Паутина”. “О чем мы сегодня говорим на уроке?” “Верно, ключевое понятие у нас “Урбанизация”. (понятие вывешивается на доске) “С какой диллемой (противоречием) мы столкнулись?” “Какие черты урбанизации вы бы сформулировали?” “К чему это ведет?” |
(Обсуждают идеи, проблемы, дают ответы, обосновывают
свои выводы)
Ответ: “Об урбанизации”.
Ответ: “Урбанизация это благо или зло?” Идет заполнение кластера |
IV этап – рефлексия.
Методические приемы: "Написание эссе".
(творческая, индивидуальная работа. Время 5 минут.)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает написать эссе на тему: “Обращение к
человечеству о проблеме роста больших городов и путях ее решения”. “Ваша задача – выразить свое личное отношение к затронутой проблеме”. Обсуждение и анализ 2–3 творческих работ из тех, кто написал. Подведение итогов урока. |
Написание эссе.
Зачитывают, обсуждают. Выражают свое мнение. |
Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Составить словарик из терминов, с которыми познакомились на уроке. Закончить написание эссе. | Записывают задание, задают вопросы. |
Заключительный этап.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
“Наш урок завершен. Мне хотелось бы узнать, какое
настроение у вас в конце урока?” “Считаете ли Вы, важным и необходимым продолжение обсуждения поднятых на уроке проблем на последующих наших занятиях?” |
Высказывают свои мысли, чувства по теме урока. |