Урок географии по теме "Урбанизация"

Разделы: География


Цели урока:

образовательные:

  • формирование представлений об урбанизации как всемирном процессе.

развивающие:

  • развитие критического мышления, коммуникативных умений при работе в группах и с учебным текстом;
  • продолжить формирование самостоятельной деятельности при работе с первичными источниками информации;
  • формирование культуры общения при работе в группах;
  • формирование умений конструировать и решать проблемные задачи, слушать, сравнивать, обобщать.

воспитательные:

  • формирование культуры общения при работе в группах.

Оборудование:

  • Картографический материал учебника
  • раздаточный материал "Пометки на полях",
  • демонстрационный материал: составные части кластера.

Структура урока:

  • 1 этап – Организационный;
  • 2 этап – Вызов;
  • 3 этап – Осмысление;
  • 4 этап – Рефлексия.

Ход урока

I этап – организационный.

Методические приемы: создание комфортной обстановки и положительной мотивации.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
“Я рада встрече с вами. У меня хорошее настроение. Я надеюсь, что у вас оно тоже хорошее, мы успешно и плодотворно поработаем на уроке”.

Проверяет готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей

Знакомит с темой урока.

Слушают учителя

 

Записывают в тетрадь тему урока.

II этап – вызов.

Методические приемы: "Пометки на полях".

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Раздает листки с терминами по теме урока

Дает задание прочитать и сделать пометки на полях в соответствии с инструкцией (Приложение 2)

Следит за регламентом работы.

Знакомятся с текстом (Приложение 1)

Читают, осмысливают, делают пометки на полях

Методические приемы: "Корзина".

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вопрос:“Что вам известно о процессе урбанизации? Запишите в тетради все, что вы знаете об этом процессе? ” Вспоминают и записывают в тетради все, что знают по теме вопроса (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

Далее идет обсуждение, которое должно быть организованным. Например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
“Теперь предлагаю вам обсудить в группах (или в парах) то, что вы записали по данной теме.

Выделите, по каким моментам ваше мнение совпало, по каким – возникли разногласия”.

Следит за работой учащихся. Прислушивается, как идет обсуждение в группах.

Обсуждение закончилось.

Происходит обмен информацией. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.
Составляет список идей на доске. Каждая группа по кругу называет один факт или проблему, при этом, не повторяя ранее сказанного.

Учитель на доске записывает все предложения, в том числе и не правильные. Затем в ходе обсуждения при составлении кластера неверные ответы исключаются.

III этап – осмысление.

Методические приемы: "Составление кластера".

(Структурируют учебный материал корзины по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
“Итак, пришло время связать наши разрозненные знания в одно целое”.

Помогает в составлении кластера “Паутина”.

“О чем мы сегодня говорим на уроке?”

“Верно, ключевое понятие у нас “Урбанизация”.

(понятие вывешивается на доске)

“С какой диллемой (противоречием) мы столкнулись?”

“Какие черты урбанизации вы бы сформулировали?”

“К чему это ведет?”

(Обсуждают идеи, проблемы, дают ответы, обосновывают свои выводы)

 

Ответ: “Об урбанизации”.

 

 

Ответ: “Урбанизация это благо или зло?”

Идет заполнение кластера

IV этап – рефлексия.

Методические приемы: "Написание эссе".

(творческая, индивидуальная работа. Время 5 минут.)

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предлагает написать эссе на тему: “Обращение к человечеству о проблеме роста больших городов и путях ее решения”.

“Ваша задача – выразить свое личное отношение к затронутой проблеме”.

Обсуждение и анализ 2–3 творческих работ из тех, кто написал.

Подведение итогов урока.

Написание эссе.

 

 

Зачитывают, обсуждают. Выражают свое мнение.

Домашнее задание.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Составить словарик из терминов, с которыми познакомились на уроке. Закончить написание эссе. Записывают задание, задают вопросы.

Заключительный этап.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
“Наш урок завершен. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас в конце урока?”

“Считаете ли Вы, важным и необходимым продолжение обсуждения поднятых на уроке проблем на последующих наших занятиях?”

Высказывают свои мысли, чувства по теме урока.

Приложение 3.