Данное примерное перспективное планирование подгрупповых занятий по развитию речевого (фонематического) восприятия и обучению грамоте разработано для детей с ЗПР первого года обучения. В его основу легли технологии Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Шевченко С.Г., Каше Г.А., Ткаченко Т.А., Богомоловой А.И., Агранович З.Е. При обучении чтению используется логопедический букварь Тегипко Н.В. Представленное планирование разработано с учетом возрастных, психо-физических и произносительных возможностей детей, последовательного усложнения материала. Весь предлагаемый материал носит рекомендательный характер. Последовательность изучения звуков и букв, количество занятий зависят от индивидуальных особенностей детей и могут меняться с учетом их произносительных возможностей. Весь программный материал распределен по занятиям на целый учебный год, кратко раскрыто содержание каждого занятия с задачами и практическим материалом для обучения детей звуковому анализу, чтению и письму. Использование специалистами в коррекционной работе с детьми с ЗПР данной системы обучения позволяет:
- сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
- научить послоговому чтению слогов и слов;
- развивать лексико-грамматические категории речи.
Мы считаем, что в данном планировании вся коррекционная работа будет способствовать эффективной подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Наиболее плодотворной эта работа будет при условии тесного взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагогов и родителей.
Шестой год жизни (1 занятие в неделю, всего – 32/33 занятия)
Месяц, неделя | Тема занятия | Навыки звукового анализа и синтеза. |
IX 3 |
Понятие о неречевых звуках | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. |
IX 4 |
Понятие о неречевых и речевых звуках | Знакомство с артикуляционным аппаратом. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков. Ознакомление с термином слово. Условное обозначение слова полоской. |
X 1 |
Звук А | Ознакомление с понятием «гласный звук», знакомство со звуком «А», выделение из ряда звуков, в начале слов в ударной позиции. Условное обозначение фишкой красного цвета. |
X 2 |
Звук и буква А | Выделение гласного звука «А» из ряда звуков, в начале слов в ударной и безударной позиции. Знакомство с буквой «А». |
X 3 |
Звук У | Закрепление понятия «гласный звук», знакомство со звуком «У» выделение из ряда звуков, в начале слов в ударной позиции. Условное обозначение фишкой красного цвета. |
X 4 |
Звук и буква У | Выделение гласного звука «У» из ряда звуков, в начале слов в ударной и безударной позиции. Знакомство с буквой «У». |
XI 1 |
Звуки А и У | Выделение звуков А, У в начале слова. Звуковой анализ и синтез сочетаний АУ, УА. Отхлопывание (по слогам) ритмического рисунка слов. Припоминание слов на заданный звук. Дифференциация понятий «слово» и «звук», их условное обозначение. |
XI 2 |
Звук и буква О | Закрепление понятия «гласный звук», знакомство со звуком «О». Выделение из ряда звуков, в начале слов в ударной позиции. Звуковой анализ и синтез сочетаний АО, ОА. Условное обозначение фишкой красного цвета. Знакомство с буквой «О». |
XI 3 |
Звук и буква О | Выделение гласного звука «О» из ряда звуков, в начале слов в ударной и безударной позиции и под ударением в конце слов. Звуковой анализ и синтез сочетаний УО, ОУ. |
XI 4 |
Звук и буква И | Знакомство со звуком «И». Выделение из ряда звуков, в начале и конце слов в ударной позиции. Звуковой анализ и синтез сочетаний ИО, АИ. Условное обозначение фишкой красного цвета. Знакомство с буквой «И». |
XII 1 |
Звук и буква И | Выделение из ряда звуков, в начале слов в ударной и безударной позиции, в конце слов в ударной позиции. Звуковой анализ и синтез сочетаний ИУ, ИО, АИ. Дифференциация понятий «звук» и «слово». |
XII 2 |
Звуки и буквы А, У, О, И | Закрепления понятия «гласный звук». Выделение гласных звуков А, У, О, И в начале и конце слов в ударной позиции. Выделение этих звуков в середине односложных слов типа: мак, суп, кит, дом. Звуковой анализ и синтез сочетаний из трех звуков АОИ. УОИ, АИО. |
XII 3 |
Звук и буква Ы | Знакомство со звуком «Ы». Выделение из ряда звуков, в середине и конце слов в ударной позиции. Звуковой анализ и синтез сочетаний ОЫ, ЫУ. Условное обозначение фишкой красного цвета. Знакомство с буквой «Ы». |
XII 4 |
Звук и буква Ы | Выделение звука в середине и конце слов в ударной позиции. Звуковой анализ и синтез сочетаний ОУЫ, ОЫУ. Преобразование слов кот-коты, цветок-цветы, конфета-конфеты. Знакомство с правилом «сколько гласных звуков в слове, столько и слогов». |
I 2 |
Звуки и буквы А, У, О, И, Ы | Закрепление понятий «гласный звук», «гласная буква». Узнавание звука по артикуляции. Выделение гласных звуков в середине слов типа сын, дом, суп, кит, мак. Определение позиции гласного звука в словах. Звуковой анализ и синтез сочетаний из трех звуков АОИ. УОИ, АИЫ. Чтение слияний из двух-трех гласных звуков. |
I 3 |
Звуки и буквы А, У, О, И, Ы | Закрепление понятий «гласный звук», «гласная буква». Правило «сколько гласных звуков в слове, столько и слогов». Выделение гласных звуков из слов различной слоговой структуры с помощью взрослого, определение их количества. Определение позиции заданного гласного звука в слове. Различение длинных и коротких слов. |
I 4 |
Звук и буква Т | Ознакомление с понятием «согласный звук». Знакомство со звуком «Т». Условное обозначение фишкой синего цвета. Выделение согласного звука в конце слов типа кот, кит, компот. Знакомство с буквой «Т». Звуковой анализ и синтез слогов АТ, УТ, ИТ, ЫТ, ОТ. Условное обозначение фишками. Определение количества звуков в слоге. Чтение обратных слогов. Условное обозначение слога в схеме короткой полоской. |
II 1 |
Звук и буква Т | Закрепление понятия «согласный звук». Выделение звука «Т» в начале слова тапки, туфли, торт, тыква, тумба. Звуковой анализ и синтез слогов ТА, ТО, ТУ, ТЫ. Определение количества звуков в слоге. Чтение прямых слогов. Условное обозначение слога в схеме короткой полоской. |
II 2 |
Звук и буква П | Знакомство со звуком «П». Выделение согласного звука в конце слов типа суп, топ, клоп. Знакомство с буквой «П». Звуковой анализ и синтез слогов АП, ОП, УП, ЫП, ИП. Обозначение на схеме. Чтение обратных слогов. |
II 3 |
Звук и буква П | Выделение звука «П» в начале слова папа, паук, пальто, палка. Анализ и синтез прямых слогов ПА, ПО, ПУ, ПЫ. Обозначение на условно-графической схеме. Чтение прямых слогов. |
II 4 |
Звуки и буквы П-Т | Дифференциация согласных звуков П-Т. Выделение звуков П-Т в начале и конце слов. Звуковой анализ и синтез слогов АП, АТ, ОТ, ОП, ТУ, ПУ. Обозначение на условно-графической схеме.Чтение прямых и обратных слогов. |
III 1 |
Звук и буква М | Знакомство со звуком «М». Определение позиции звука в словах (начало и конец). Закрепление понятия «согласный звук». Звуковой анализ и синтез слогов АМ-МА, ОМ-МО, УМ-МУ. Определение количества слогов в слове или деление слов на части. Знакомство с буквой «М». Чтение прямых и обратных слогов. |
III 2 |
Звуки М-Мь, буква М | Ознакомление с понятием «согласный мягкий звук». Условное обозначение фишкой зеленого цвета. Определение позиции и твердости/мягкости согласного звука в слове (начало и конец) типа моль, метель, ком, дом, мята, мука, сом. Звуковой анализ и синтез слогов АМ-МА, ОМ-МО, УМ-МУ. Чтение прямых и обратных слогов. |
III 3 |
Звук и буква Н | Знакомство со звуком «Н». Определение позиции звука в словах (начало и конец). Закрепление понятия «согласный звук». Звуковой анализ и синтез слогов АН-НА, ОН-НО, ЫН-НЫ. Обозначение на условно-графической схеме. Знакомство с буквой «Н». Чтение прямых и обратных слогов. |
III 4 |
Звуки Н-Нь, буква Н | Закрепление понятия «согласный мягкий звук». Определение позиции и твердости/мягкости согласного звука в слове (начало, середина, конец) типа диван, нос, небо, банка, стакан, конь, день. Звуковой анализ и синтез слогов и односложных слов слов: НА, НИ, НУ, НАМ, ТОН. Обозначение на условно-графической схеме. Определение количества слогов в слове или деление слов на части. |
IV 1 |
Звуки М-Мь, Н-Нь | Дифференциация согласных звуков М-Н, Мь-Нь. Выделение этих звуков в начале, середине и конце слов. Звуковой анализ и синтез слогов, односложных и двусложных слов типа тон, пион, пума, ноты. Обозначение на условно-графической схеме Чтение прямых и обратных слогов и слов по букварю. |
IV 2 |
Звук и буква Х | Знакомство со звуком «Х». Определение позиции звука в словах. Закрепление понятия «согласный звук». Звуковой анализ и синтез слогов, слов типа муха, пух, хан, мох, хата. Обозначение на условно-графической схеме. Знакомство с буквой «Х». Чтение прямых и обратных слогов и слов по букварю. |
IV 3 |
Звуки Х-Хь, буква Х | Закрепление понятия «согласный мягкий звук». Определение позиции и твердости/мягкости согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слогов, односложных и двусложных слов типа хит, муха-мухи, тихо. Обозначение на условно-графической схеме. Определение количества слогов в слове или деление слов на части. Чтение прямых и обратных слогов, слов. |
IV 4 |
Звук и буква К | Знакомство со звуком «К». Определение позиции звука в словах. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов типа кот- коты, кит-киты, мак-маки. Обозначение на условно-графической схеме. Знакомство с буквой «К». Чтение прямых и обратных слогов и слов по букварю. |
V 1 |
Звуки К-Кь, буква К | Определение позиции и твердости/мягкости согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слогов, односложных и двусложных слов типа ком, мак, кино, кони. Обозначение на условно-графической схеме. Определение количества слогов в слове или деление слов на части. Чтение прямых и обратных слогов, слов. |
V 2 |
Звук и буква Г | Знакомство со звуком «Г». Определение позиции звука в словах. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, слов типа гам, маг, нога, гамак. Обозначение на условно-графической схеме. Знакомство с буквой «Г». Чтение прямых и обратных слогов, слов по букварю. |
V 3 |
Звуки Г-Гь, буква Г | Определение позиции и твердости/мягкости согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слогов, односложных и двусложных слов типа гам, маг-маги, нога-ноги. Обозначение на условно-графической схеме. Определение количества слогов в слове или деление слов на части. Чтение прямых и обратных слогов, слов. |
V 4 |
Звуки Х-К-Г | Дифференциация согласных звуков Х-К-Г. Выделение этих звуков в начале, середине и конце слов. Звуковой анализ и синтез слогов, односложных и двусложных слов типа мах-мак-маг; ноги-кони. Обозначение на условно-графической схеме. Чтение прямых и обратных слогов и слов по букварю. |