Тип урока: урок-исследование.
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века - В.Я.Брюсова.
Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.
II. Опрос по пройденному материалу.
Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.
- Что такое символизм?
- Что такое символ?
- Чем же символ отличается от аллегории?
- Кто же стал основоположником русского символизма?
- В чём новаторство символистов?
- Какие темы чаще всего привлекали символистов?
- Был ли символизм однородным течением?
III. Работа по теме урока.
Слово учителя: Да, Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований: З.Гиппиус, В.Соловьёв, Д.Мережковский: Но В.Я.Брюсов - одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма. Он был литературным критиком, переводчиком, историком, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Современники называли его "живой классик". И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с фактами его жизни и особенностями его творчества.
Знакомство с биографией поэта:
Слово учителя: Я просила вас познакомиться с биографией поэта самостоятельно по материалам учебников, Интернета, дополнительной литературы. Расскажите, о каких интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?
Слово учителя: В поэзию В.Я.Брюсов ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих В.Я.Брюсова "О, закрой свои бледные ноги!": Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? (Это намеренный эпатаж публики, хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.)
Слово учителя: Да, а главное - заявить о праве поэта на свободу творчества. И эта свобода творчества стала определяющей у В.Я.Брюсова. Именно поэтому лирический герой стихотворений В.Я.Брюсова - это сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеянный философией Ницше. Его герой, безусловно, своим мужественным началом близок самому поэту, мечтающему о прорыве за пределы возможного. Отсюда и его поэтические эксперименты. У нас с вами есть возможность не только слышать интересные сообщения о творчестве поэта, но и увидеть некоторые экспериментаторские приёмы.
Презентация по творчеству поэтов Серебряного века
(комментарий учителя)
Слово учителя Безусловно, только экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его творчество развивалось, окрашивалось событиями истории и собственной жизни. И появление разных сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя лучше иллюстрируют разные периоды творчества поэта.
Так, к началу 1890-х г.г. наступила пора увлечения В.Я.Брюсова произведениями французских символистов: Бодлера, Верлена, Малларме. В.Я.Брюсов пишет несколько статей о французских поэтах и в период с 1894 по 1895г.г. он издаёт (под псевдонимом Валерий Маслов) три стихотворных сборника "Русские символисты", куда вошли многие из его собственных стихотворений. В третьем выпуске и было помещено то самое скандальное "О закрой свои бледные ноги" (у Брюсова именно так оформлено стихотворение: без запятой после междометия "О" и с точкой в конце стиха), обеспечившее поэту неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам и самому В.Я.Брюсову. С иронией отнёсся к его стихотворениям и Владимир Соловьёв, который даже пародировал стихи В.Я.Брюсова. Впрочем, позднее и сам В.Я.Брюсов отзовётся о своих этих первых сборниках:
Демонстрация слайдов презентации:
Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день.
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.
(сборник "Tertia Vigilia", 1900)
- Где в стихотворении явные приметы символизма?
Слово учителя: Но уже в 1895г. в свет выходит первый сборник стихотворений исключительно брюсовских стихотворений - "Chefs d,oeuvre" ("Шедевры").
- Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самоупоённость, самонадеянность, самовлюблённость.)
Слово учителя Да, и в предисловии к книге В.Я.Брюсов написал, что не ждёт понимания ни от критиков, ни от читателей. Эта книга, как он говорил, "завещана вечности и искусству". Но никто и не подозревал о сомнениях, мучивших поэта, о его порывах всё порвать или сжечь. Ведь внимательный, вдумчивый читатель увидел бы, что основная тема сборника - это стремление уйти от будничной действительности к новому миру. В дневнике поэта мы находим: "Юность моя - юность гения".
Несмотря на то, что сборник "Шедевры" это сборник "молодых" стихов, есть в нём стихотворения, заслуживающие внимания. В них поэт не только ищет новые формы, создаёт экзотические рифмы, но и необычные образы. Одним из таких стихотворений является написанное в 1895г. стихотворение "Творчество" (читает ученик)
Анализ стихотворения:
Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.
- Определите тему стихотворения?(Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)
- Почему это стихотворение можно назвать символистским?(Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)
- Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении?(Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)
Звукопись (аллитерация) : повторение сонорных л, р, м, н.)
- Зачем? (Это стихотворение благодаря этому приёму звучит как завораживающий поток звуков. Брюсов старается максимально использовать музыкальность в стихотворении, следуя поэтическим завещаниям французского символиста Поля Верлена: "Музыка прежде всего!")
- В чём особенности композиции?(Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)
- Как же создаётся образ творчества?(Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).
- Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов?(Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).
- Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?
-Что стало с реальными стенами, месяцем, луной? (Опишите, найдите в тексте)(Поэт уже всё видит по-другому, и если в начале стихотворения говорится о тени "несозданных созданий", то в конце речь идёт о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн.)
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.
Брюсов развивается как поэт стремительно. В 1897г. появляется следующий стихотворный сборник В.Я.Брюсова "Me eum esse" ("Это я").
Здесь поэт незначительно прогрессирует сравнительно со сборником "Шедевры". В нём автор ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от "внешнего мира". И наиболее известное стихотворение этого сборника
"Юному поэту" (читает ученик наизусть)
- Какова основная мысль стихотворения?
Слово учителя Область познания, цель искусства - грядущее, поэт самоценен, он заслуживает поклонения. Сам поэт художественному дару, искусству поклоняется как божеству. Именно в этом стихотворении ярко выражены претензии В.Я.Брюсова на роль теоретика нового направления: "я даю тебе три завета".
В 1900г. В.Я.Брюсов стал одним из инициаторов и руководителей издательства "Скорпион", объединившего сторонников нового искусства. Именно в "Скорпионе" был издан сборник стихотворений поэта под названием "Tertia Vigilia" ("Третья стража"). (В сторожевой службе римских войск ночью были 4 смены караула. Третья стража приходилась на самое глухое время ночи - 3 часа после полуночи.)
- Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?
Слово учителя На этот сборник Брюсов возлагал большие надежды: " Это мои лучшие вещи, может быть, лучшее, что я мог написать в стихах:"
Индивидуальное опережающее задание ученику познакомиться со сборником стихов "Третья стража" самостоятельно и попробовать охарактеризовать этот сборник.
Слово учителя: Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение "К самому Себе", написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).
- Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?
Слово учителя Одним из наиболее примечательных стихотворений этого сборника является также стихотворение "Ассаргадон". О своём восприятии этого стихотворения расскажет учащийся (фамилия, имя) Восприятие и истолкование стихотворения - опережающее индивидуальное задание учащемуся
Слово учителя: Итак, после "Tertia Vigilia" Брюсов окончательно завоёвывает признание в петербургских литературных кругах, куда его ввёл К.Бальмонт. Не прошло и нескольких лет, как Брюсов, вдохновлённый успехом, издаёт в 1903г. следующий стихотворный сборник "Urbi et Orbi" ("Граду и Миру").Эта книга, как и прежняя состояла из нескольких циклов (на слайде презентации). Как пояснил позднее автор, название должно было показать, что он обращается не только к тесному "граду" своих единомышленников, но и ко всему "миру" русских читателей.
Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города, эта тема настолько притягательна, что он идёт к ней, прокладывая дорогу тем, кто идёт за ним: З.Гиппиус, Белому, Вяч. Иванову, Ф.Сологубу и, конечно, А.Блоку, который восхищался сборником "Граду и Миру". Вот что он пишет в своём письме Брюсову: "Каждый вечер я читаю "Urbi et Orbi" : Что же Вы ещё сделаете после этого?.. Это одна из драгоценнейших книг нашего времени!..", далее Блок говорит о том, что он никогда "не предполагал возможным" так писать стихи о городе и человеке. Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. Он поприще трагедии одинокой души, переживающей своё одиночество в толпе. Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы. Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, "дух движения" города ("Париж", "Мир", "Венеция"). С другой стороны город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью - "Конь Блед", "Довольным", "Фабричная". Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: "борьба города с людьми". Интересно, что в этом сборнике Брюсов всё чаще и чаще обращается к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение "Каменщик" (ученик читает наизусть).
-Какой путь выбирает для себя поэт? (Из всех жизненных путей он выбирает путь труда, дабы изведать тайны "жизни простой и мудрой".)
Слово учителя: Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль - звучный, чеканный, живописный.
Слайд презентации:
Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и понял я молот,
чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод,
творю, чтобы кинуть опять!
("По улицам узким:", 1901г.)
Слово учителя Как несомненная поэтическая удача был встречен и сборник стихов "Stephanos" ("Венок") - 1906г. Сам Брюсов писал, что этот сборник завершил его поэзию и надел на неё воистину "венок". А, по мнению поэта-символиста Вячеслава Иванова, "каждое стихотворение в этом сборнике - новое открытие в царстве поэтических форм". Здесь Брюсов преднамеренно взвешивает все составные элементы, продумывает соразмерность частей, стремясь, по выражению поэта, "алгеброй гармонию проверить". И теперь книги Брюсова начинают выходить большими тиражами, теперь Брюсов получает право диктовать литературной жизни свои законы. Очень яркое стихотворение в этом сборнике - "Памятник", написанное в 1912г. (ученик читает наизусть)
Слово учителя Вы знаете, что тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов. Вы можете вспомнить, как мы проводили сравнительный анализ стихотворений "Памятник" Державина и "Я памятник себе воздвиг:" Пушкина. Стихотворения всех трёх поэтов объединяет одна тема.
- Какая? (Каждый из поэтов подводит как бы итог своему творчеству, определяет, за что он будет "любезен народу".)
- Как Брюсов говорит о своих заслугах?
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь - о них,
И у далёких грёз в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.
Слово учителя У Брюсова лирический герой противопоставлен тем, кто не понял поэта - "толпе": Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.// Кричите, буйствуйте, его вам не свалить! Теперь на пике славы Брюсов всё чаще говорит, что устал от декадентства. Он хочет обратиться к прочному и незыблемому - творчеству Пушкина, которое он всегда высоко ценил. Но это обращение не бескорыстно. Брюсов неустанно изучает стихотворную технику Пушкина, желая стать "новым Пушкиным". В итоге, вождь символистов становится одним из видных пушкинистов начала века. Он посвятил поэту и литературе о нём 82 статьи, не считая неоконченных статей и набросков. Постепенно символизм утрачивает ведущую роль, уступая место новым литературным течениям. Начинает колебаться и слава Брюсова как вождя символизма. Критики всё чаще говорят, что последние его стихи хуже прежних.
Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:
Слайд презентации:
Эй, Европа, ответь, не комете ли
Ты подобна в огнях наших сфер?
Не созвездье Геракла наметили
Мы, стяг выкинув - Эс-эс-эс-эр?
"СССР", 1923г.
Слово учителя: Как видим, тяжёлые испытания, выпавшие на долю страны и самого поэта не проходят бесследно. Красноречивы даже названия циклов из его последних поэтических сборников:"Душа истаивает:", "Стихи о голоде", "Это всё - кошмар!". Брюсов попытался создать "научную поэзию", он вводит в стихи темы и термины из области точных наук: "Мир электрона" (1922г.), "Мир N измерений" (1924). Некоторые из них порой превращаются в ребусы.
Слайд презентации::
Дальше!.. Вопль толп; радио
с небоскрёба:
Дальше!.. Жизнь волн; Марс в союз;
враг с планет. -
И: : Вновь у башни троянской
(из гроба!)
Старцев спор, выдать Елену иль нет:
"Тетрадь", 1923г.
Заключительное слово учителя: Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы - не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.
Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками - имеет свой смыл.
Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир - это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов - одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.
IV. Выводы по уроку, подведение итогов.
V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что: