Урок экономики в 4-м классе "Местное хозяйство твоего края"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Показать специфику местного хозяйства края;
  • Совершенствовать навыки владения экономическими понятиями;
  • Расширение кругозора учащихся.

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие «местное хозяйство»;
  • Заложить первоначальные сведения о территориальной и отраслевой структурах местного хозяйства.

Основные понятия:

  • Отрасли экономики;
  • Местное хозяйство;
  • Производственная сфера.

Оборудование:

  • Кодоскоп, пленка, экран;
  • Контурные карты (индивидуальные);
  • Географические карты: Московская область, Карта России;
  • Таблицы экономических понятий;
  • Тетрадь творческих заданий;
  • Видеофильм;
  • Презентация по теме урока.

Ход урока

I. Организационные моменты.

II. Работа с экономическими понятиями

(доска – расход, потребности, бюджеты)

К какой науке относятся эти понятия? (Экономика)

Что такое экономика? (Экономика – наука о ведении хозяйства по правилам)

Каким другим, словом можно заменить слово экономика? (Наука, Хозяйство)

III. Сообщение темы урока.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с хозяйством нашего края.

Каждая местность обладает своими сырьевыми и трудовыми ресурсами.

Район, в котором мы живем это Южное Бутово. Какими ресурсами обладает наша местность, мы узнаем, совершив маленькую экскурсию в глубину веков.

Характеристика местного хозяйства с точки зрения его территориальной структуры.

Назовите город, в котором мы живем? (город Москва);

Посмотрите на экран, в каком округе Москвы мы живем? (Юго-Западом);

В каком районе Вы, ребята, живете (район Южное Бутово);

Почему наш район называют Бутово? (Выступление ребят);

История Бутова уходит корнями в далекое прошлое. Есть множество легенд о происхождении его названия. Вот одна из них:

  • И тогда 21 февраля на Земском соборе вышел вперед выборный донской казак. Летописи донесли до нас его речь: «Мы выдержали осаду Москвы и освободили ее, а теперь должны терпеть нужду и совершенно погибать, мы хотим немедленно присягать царю, что бы знать, кому мы служим». После этого он подал запись всех казаков о признании природным царем Михаила Федоровича Романова. В благодарность за верное служение России казаку Бутову было дано в имение урочище с деревенькой, позже названное Бутовым.
  • Существует и другая легенда. После победой под Полтавой, царь Петр I, желая наградить за отвагу и мужество генерала Бутова, отдал ему в имение эти земли со словами: «Раз ты Бутов, вот тебе и урочище Бутово под Москвой».
  • Есть и другое придание о происхождении название Бутово. Издавна в этих местах добывали камень Бут. Он был неправильной формы и шел в основном для фундаментов домов. По крайней мере, уже в XVII веке именно отсюда его везли в Москву для постройки боярских палат, церквей и храмов.

* Видеофильм «Коломенское».

В старину камень Бут называли белый камень – известняк. Из него строились первые каменные постройки в Москве. Был этот камень белым, поэтому стали величать Москву белокаменной.

* Демонстрируем образец известняка.

До наших дней сохранился прекрасный комплекс строений в Коломенском, церковь этого комплекса – одно из самых старых каменных строений нашего города. Она построена в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана IV , названного Грозным.

Экономические задачи.

1. Сколько лет церкви Воскресение Господне в Коломенском? (2009 г. - 1532 г. = 477 лет)

2. Камень «Бут» доставлялся на строительство церкви на телегах, запряженных лошадьми. На каждую телегу можно погрузить одну тонну (1000 кг) камня. Каждая телега делала за один день две поездки. Сколько телег перевозило камень из нашего карьера, если строители за день могли уложить 16 тонн камня?

Решение:

1 телега – 1000 кг          1 т – 1000 кг
? телега – 16000 кг   16 т – 16000 кг
? телега – 2 поездки в день   ? телега – 1 день
1) 1000 * 2 = 2000 кг – в день
2) 16000 : 2000 = 8 телег – в день

Это интересно: в старину не знали, что такое цемент и связующим веществом была смешанная с яичным белком известь.

3. Купец покупал в карьере камень Бут по 5 рублей за 1 тонну. А продавал на строительство храма в Коломенском по 6 рублей. Какую прибыль получал купец?

Из предыдущей задачи мы знаем, что на строительство храма в Коломенском уходило 16 тонн камня.

Покупал – по 5 рублей за тонну.
Продавал – по 6 рублей за тонну. 16 тонн в день.
Прибыль – ? рублей.

Решение:
1) 6 – 5 = 1 р. (разница в цене)
2) 1*16 = 16 р. (прибыль)

Сравните: 1 корова равна 2 рубля. Купец за день мог купить 16:2=8 коров.

4. Производство строительных материалов продолжается и в наши дни рядом с нашей школой находиться кирпичный завод, который выпускает 200 тонн кирпича за смену. Увозят его на стройки города мощные «КАМАЗы»

Задача: Грузоподъемность «КАМАЗа» – 12 тонн. Сколько поездок на телегах заменил этот богатырь?

Машина – 12 тонн
Телега – 1 тонн

Решение:
1) 12:1=12 (поездок)

*Какой вид перевозок экономически выгоден (машина «КАМАЗ»)

IV. Физкультурная минутка.

V. Анализ административно-территориальной структуры местности.

Ребята, вернемся из прошлого в настоящее.

Работа в ТТЗ №8.

  • Какие районы находятся по соседству с нашим микрорайоном? (Ясенево, Тёплый Стан)
  • Москва – один из крупнейших городов мира. В ней проживает более миллиона человек. Особую роль в таких городах играет транспорт. Нужно обеспечить для всех людей возможность добираться к местам учебы и работы.
  • Какие виды общественного транспорта связывают Бутово с соседними районами? (автобус, электричка, метро)
  • Какие виды общественного транспорта экологически чистые? (метро, электричка)

Экономическая задача:

  1. Одноразовый билет в автобус, приобретенный в киоске, стоит 17 рублей, а у водителя 25 рублей. Где экономически выгоднее покупать билет? (В киоске) На сколько дешевле стоит билет в киоске, чем у водителя? (на 8 рублей)
  2. Взрослый единый билет на все виды транспорта стоит 1300 рублей, а проездной для школьника 350 рублей. Какую экономию для семейного бюджета дает приобретение школьного проездного билета? (1300 руб. – 350 руб. = 950 руб.)

VI. Работа в ТТЗ №9. (Карта московской области)

  • Какие населенные пункты расположены около нашего района? (г. Щербинка, г. Подольск)
  • Области расположены около нашей местности? (Московская, Калужская, Тульская)
  • Ребята, в прошлом году мы побывали в городе-герое Тула. Этот город знаменит своим оружием, пряниками, самоварами. (Дети зачитывают выдержки из своих сочинений о поездке)

VII. Работа в ТТЗ №12

Определяем тип населения нашей местности.

Ребята, дайте название (из списка) столице нашей родины (большой город Южное Бутово, часть большого города)

Выступление учащихся «Вчера, Сегодня, Завтра»

Южное Бутово расположено на Теплостанскной возвышенности, самом высоком месте Москвы (абсолютные высоты до 260 м). В некоторых местах на поверхность выходят известковые породы. Состоящее из кальцита и иногда арагонита, часто с примесью, доломита, глинистых и песчаных частиц.

Издревле территорию Бутова покрывал дремучий, непроходимый лес прорезанный оврагами, балками и речками. По мере развития хозяйственной деятельности человека, громадным вырубкам леса, сосна и дуб, как наиболее используемые в строительстве, уступили место березе, а от величественных пущ и боров остались лишь островки леса.

Южное Бутово «Вчера, Сегодня, Завтра»

В 1985 году территория поселка Бутово была включена в состав Советского района города Москвы. На начало 1985 года в Бутово проживало около 12 тысяч человек в основном, в частных домах.

В 1992 году распоряжением мэра Москвы образован муниципальный район Южное Бутово. Его площадь составляет 3,5 тысяч гектар.

В муниципальном районе Южное Бутово практически нет крупных промышленных предприятий, в районе исключительно благоприятная экологическая обстановка. Его жители дышат чистым воздухом. А, учитывая исключительно удачное расположение Южного Бутова, по отношению к Москве и преобладании в розе ветров Юго – Западного направления, то смрадное дыхание огромного города не оказывает своего разрушительного влияния на район.

В районе сейчас действует 12 предприятий по производству товаров народного потребления, 9 автотранспортных и эспедиционно – складских предприятий, 1 сельскохозяйственное предприятие, 1 типография, 2 отделения связи, 3 банка и 1 филиала банков, более 100 торговых предприятий и предприятий бытового облуживания населения.

В Южном Бутово построены и функционируют 15 прекрасных дошкольных учреждений, 18 школ почти на 10000 учащихся.

В Южном Бутово свои отличные хлебопекарни. Уже сейчас район почти полностью обеспечивает себя хлебобулочными изделиями.

С каждым днем район становиться все краше, возводятся новые дома, магазины, школы. И управа района прилагает все усилия, что бы жители чувствовали себя уютно в родном районе, нашей малой Родины.

Мы говорили о специализации нашего района, истории развития экономики Южного Бутово. Москва – многомиллионный город, а его необходимо не только строить, но и создавать условия для комфортной жизни людей, поэтому большие города имеют много- отраслевую экономику.

ТТЗ №13. (На доске термины)

VIII. Итог урока

Основными причинами развития территории являются: природные ресурсы, экономические ресурсы, трудовые ресурсы.

IX. Домашнее задание ТТЗ №11.