Методические рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ по дисциплине "Химия" для студентов специальностей технического профиля среднего профессионального образования

Разделы: Химия


Цели  химического образования

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общие  компетенции

Целью химии становится
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Студенты при выполнении данного вида работ осваивают экспериментальные основы химии

  • Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
  • Проведение химических реакций в растворах.
  • Проведение химических реакций при нагревании.
  • Качественный и количественный анализ веществ.
  • Определение характера среды.
  • Индикаторы.
  • Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
  • Качественные реакции на органические вещества.

Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ

При выполнении лабораторных работ студент должен:

знать:

– основные классы неорганических соединений и их свойства, строение атома, типы химических реакций и связей;
– теорию электролитической диссоциации;
– периодический закон и периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева;
– теорию химического строения органических соединений А. М. Бутлерова;
– названия представителей гомологических рядов органических соединений, строение и свойства их, способы получения;
– правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.

уметь:

– проводить реакции ионного обмена и качественные реакции ионов, определять реакцию среды растворов солей;
– охарактеризовывать свойства металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
– строения атомов и электрохимическом ряду напряжений металлов;
– проводить реакции лабораторных способов получения углеводородов: метана и этилена, альдегидов, карбоновых кислот и сложных эфиров;
– распознавать органические вещества (изученные по программе) на основе их строения и свойств;
– описывать свойства органических веществ, составлять уравнения реакций.

Правила выполнения лабораторных работ

1.  Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.
2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).
3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.
4. До выполнения лабораторной работы  у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.
5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).
7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.

ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ…

…ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять

  • В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу.
  • Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.
  • В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы. Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие-либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за помощью к преподавателю.
  • Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 мл. (3-4 капли)

Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.

  • Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое, отсыпьте в коробку для мусора.
  • В химической лаборатории (кабинете) очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента.

Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием будут работать студенты других групп, - не создавайте им дополнительных трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ

  1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.
  2. Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.
  3. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.
  4. Производить опыты в чистой посуде.
  5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
  6. Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ проводить с особой осторожностью.
  7. Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается.
  8. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
  9. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
  10. Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др., если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или засыпать песком.
  11. Не зажигать горючее зажигалкой. Гасить горючее, накрывая ее колпачком.
  12. В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.
  13. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему помощь.

Правила выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа выполняется в три этапа:

Этап Содержание работы Выполнение пунктов №
Первый Подготовка к эксперименту. 1, 2, 3
Второй Выполнение эксперимента. 4
Третий Подготовка отчёта по работе и выполнение заданий. 5, 6 ,7, 8

Правила оформления отчёта по лабораторной работе

1) Запишите название номер и тему лабораторной работы.

Лабораторная работа №__.
Тема:_______________________________________________________________.
Цели работы: _______________________________________________________.
Реактивы и оборудование: ___________________________________________.

2) Ознакомьтесь самостоятельно с целями работы и списком оборудования и реактивов.

3) Запишите номер и название опыта из методической рекомендации. Самостоятельно определите его цель и содержание эксперимента.

Опыт № __. __________________________________________________________.

1. Что делали? 2. Что наблюдали? 3. УХР и выводы
Проба № 1                         
Проба № 2      
Проба № 3      

4) Проведите запланированный эксперимент, и кратко запишите всё, что вы делали и что при этом наблюдали, то есть опишите условия протекания и признаки химических реакций.

5) Напишите уравнение реакций, которые вы провели. Если в ходе опыта протекало несколько химических реакций, для каждой запишите уравнение. Не забудьте расставить коэффициенты.

6) Нарисуйте прибор, которым вы пользовались. Постарайтесь, чтобы рисунок получился четким. Обязательно сделайте на нем пояснительные надписи. Для изображения окрашенных веществ пользуйтесь цветными карандашами или фломастерами.

7) Сделайте вывод после каждого опыта (или работы). Напомним: повторное описание своих действий или наблюдений не может считаться выводом.

8) Ответьте на вопросы и выполните все задания.

Полезные советы. Каждую лабораторную работу и каждый опыт начинайте с нового листа.

Приложение 1

Приложение 2