Цель урока – подготовиться к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения.
1. Слово учителя.
– Писатель, с которым мы будем беседовать сегодня на уроке, однажды сказал: “Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.
- Согласны ли с этим утверждением?
- Какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать человек, сказавший это?
– Ребята, сегодня наш собеседник – известный писатель Константин Георгиевич Паустовский.
- Доклад ученика.
Константина Георгиевича Паустовского(1892–1968) большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания Юга и Средней полосы, Причерноморья и Окского края. Кто не помнит его "Мещерской стороны"? Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Многие мотивы этих произведений близки прозе Алексея Толстого, а их романтический настрой – фантазиям Грина.
Лиричны и в то же время очень реалистичны картины природы в произведениях Константина Паустовского. Однако он отнюдь не просто писатель-натуралист. Природа для него не самоцель, она – ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка.
“Я уверен, – пишет он в рассказе “Золотая роза”, – что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины”.
Паустовский, прежде всего, ценитель русского языка, в котором запечатлен “весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера”. Писатель не устает восхищаться “волшебством русской речи”: “Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ”, “многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск”. Он призывает своих собратьев по писательскому цеху работать над совершенствованием и обогащением языка: “В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово”.
2. Чтение текста (тест читает учитель; у каждого ребенка на столе листочек с текстом).
Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.
Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь, дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях …
К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался в листве ив. Юпитер закатывался в лугах над черными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком.
Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды.
(Отрывок из рассказа К.Г. Паустовского “Желтый свет”)
3. Беседа по содержанию текста.
- Выразительно прочитайте отрывок. Какое настроение он передает?
- Какая картина возникает в вашем воображении? Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся? Объясните свой выбор.
- Что восхищает вас в осенней ночи, которую описал автор? Приходилось ли вам наблюдать ночное небо? Что вы видели? Что при этом чувствовали?
- Как можно выразить главную мысль текста. Попробуйте его озаглавить.
- На какие части можно его разделить? О чем говорится в каждой из частей?
- Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы передать красоту ночи, ее царственный блеск?
- Выпишите слова, с помощью которых Паустовский образно передает состояние осенней ночи и ночного неба. Какой частью речи они являются? Можно ли их назвать ключевыми? Почему?
- В каком времени употреблены глаголы? С какой целью?
- Найдите в тексте краткие формы прилагательных. Объясните, для чего автор выбрал эти формы.
- Определите, в каком значении употребляется слово “разлив”. Попробуйте заменить это слово близкими по смыслу сочетаниями слов (много звезд, множество звезд и т.п.). Почему автор выбрал именно это слово?
- Какова роль собственных имен существительных в данном тексте? Почему Сириус “зеленый”?
- Как вы понимаете фразу “звездная ночь проходила над землей…” Какие синонимы можно подобрать к глаголу “проходить”? Что вносит приставка про– в значение слова и целого текста? Попробуйте провести стилистический эксперимент– замените приставочный глагол бесприставочным. Сделайте вывод.
- К какому типу речи и стилю речи вы бы отнесли этот текст? Почему ?
- Объясните орфограммы, сгруппируйте их. Какими словами можно проиллюстрировать правописание приставок и гласных в корнях слов
4. Работа в лингвистическом кабинете.
– Назовите перечисленные ниже слова одним словом:
(небесное) светило, маяк вселенной, пульсар, регул, солнце; квазар; черная дыра; пентаграмма, гексаграмма, шестивершинник; знаменитый, знаменитость, известность, славный, величина, громкое имя, человек с именем, корифей; судьба, доля, судьбина, жребий, участь, линия, планида; майя, алькор, альтаир (ЗВЕЗДА (всего 121 синоним!))
Именно своей многозначностью образ звезды вызывает особый интерес, ибо многозначность единого символа является, как правило, лишь разветвлением от основного, первичного, значения символа.
– Работа в группах (работа с лингвистическими словарями– предварительное домашнее задание)
1) Лексическое значение (1-я группа).
- астрон. небесное тело, по своей природе сходное с Солнцем, вследствие огромной отдаленности видимое с Земли как светящаяся точка на небесном своде Звезда шестой величины. Небо, усеянное звездами. Прозрачно небо, звезды блещут. А. С. Пушкин Кто при звезда́х и при луне так поздно едет на коне? А. С. Пушкин
- перен. известный артист, знаменитость; выдающийся по своим талантам и общественным заслугам человек Звезда эстрады. Звезда экрана. На встречу со звездой нужно приходить подготовленным. Звезда нашей литературы.
- перен., книжн., ритор.; в немногих выражениях, восходящих к астрологическим поверьям предопределенное роком счастье, благоприятное предначертание судьбы, удача, слава Верить в свою звезду. Родиться под счастливой, несчастной звездой. Его звезда взошла в 1977 году, когда он впервые стал чемпионом мира по версии ВКА. Рыцарская конница тоже когда-то была главной ударной силой войска, но ее звезда закатилась.
- перен., поэт., устар. личность (преимущ. женщина) как воплощение предопределенного судьбой счастья На звезды глядишь ты, звезда моя ясная. В. С. Соловьев Звезда моего счастья. Но где ж Зарема, звезда любви, краса гарема? А. С. Пушкин
- геометр. плоская фигура, составленная из треугольных лучей, исходящих из общего центра, сливающихся в точке схождения Нарисовать звезду. На флаге СССР можно увидеть пятиконечную звезду.
- вещь, предмет наподобие, в форме звезды [5] Красноармейская звезда. Вырезать звезду из бумаги. Мелькает, вьется первый снег, звезда́ми падая на брег. А. С. Пушкин Орден Красной звезды.
- ботан., зоол. составная часть названий животных и растений, похожих на звезды Морская звезда. Лягушечья звезда. (растение)
2) Фразеологизмы и устойчивые сочетания (2-я группа).
– морская
звезда
– Полярная
звезда
– падающая
звезда
– звезда
взошла
– звезда
закатилась
– звезда
Героя
– накрыться
звездой
– звезд
с неба не хватает
– звезда
падучая
–
считать
звезды
– звезда
первой величины
–
красная
звезда
– звезда пленительного счастья
3) Родственные слова (3-я группа).
- Существительные: звездочет, созвездие, звездопад, звездочка, звездоносец, звездушка, звездинка, звездовщик, звездослов, звездарь, звездовник, звездоблюститель, звездонаблюдатель,звездослов, звездоволхв, звездогадатель, звездогляд,звездозаконие, звездословие.
- Прилагательные: звездный, звездистый, звездчатый, звездоносный.
- Глаголы: звездиться, звездить, дозвездить
(Выделенные слова – из словаря В. И. Даля.)
4)Этимология (4-я группа).
5) Символика (5-я группа).
Звезда – один из древнейших общечеловеческих символов, астральный знак, символ вечности, в европейской традиции с XVIII столетия – символ высоких стремлений, с конца того же столетия – эмблема счастья (выражение “родиться под счастливой звездой”). Как астрономический объект, звезды – неотъемлемый элемент небосвода, представляющий собой , согласно мифам, воплощение земных животных, мифологических героев или их следов (например, широко распространена идея о Млечном пути как дороге богов; само название млечного пути связано с мифом о молоке, разлившемся по небу из грудей греческой богини Геры). В славянской традиции звезды возникли, по Голубиной книге, “из риз Божиих”; персонажи русских былин часто имеют волосы, по которым рассыпаны звезды.
Библия знает “благую” звезду – Вифлеемскую, она же звезда магов, под которой родился Иисус Христос и которая привела к его яслям волхвов.
С падающими звездами (метеорами) связано распространенное суеверие: если успеть загадать желание, пока звезда падает,– это желание обязательно исполнится.
6) Мифология (6-я группа). См. Приложение 1.
– Слово учителя : согласитесь, ребята, что Мастер, Константин Георгиевич Паустовский, используя в своем тексте имена собственные, попытался вызвать у нас такие символические ассоциации: Персей-отвага, бескорыстие; Орион – запретная любовь; Сириус – Вифлеемская звезда – начало новой эры, всеобъемлющей божественной любви; Юпитер – величие, грандиозность; Сатурн – время, вечный мир
Итак, звездная ночь раскрыла перед нами глубину души мира; но она не испугала – она умудрила нас, заставила взглянуть себе в глаза. Ночью, таинственной мистической ночью все принимает иной (не истинный ли?) вид.
Любовь к миру заставляла писателя всматриваться, вслушиваться в природу, чтобы понять не только окружающее, но и себя – как органичную часть мира. Мы все жители одной страны– мирозданья, мы живем во имя светлого и великого, кем-то свыше были подарены нашему взору звезды, чтобы вдохновлять нас и воспитывать в нас стремление к жизни, к любви, к бесконечному подъему вперед и вверх.
5. Просмотр фотопрезентации “Звездная страна” под музыку (см. приложение “Презентация”).
Задания к каждой фотографии:
– Подобрать название, руководствуясь нахлынувшими чувствами.
– Подобрать эпитеты (сравнения, метафоры) для описания изображенного на
фотографии звездного неба (звездной ночи).
6. Сбор языкового материала для сочинения на основе анализа текстов разных жанров.
Слово учителя.
С древних времен люди пытались объяснить существование этих маленьких точек в темном необъятном небе; нет образа более таинственного и многозначного в литературе как древней, так и современной, чем образ звезды.
Задание: Прочитайте тексты и выпишите фразы, с помощью которых автор описывает звезды См. Приложение 2.
7. Работа над композицией предстоящего сочинения.
Вам предстоит написать сочинение-описание. Какова композиция этого типа речи?
(1 часть – общая характеристика предмета описания или впечатления от него; 2 часть – признаки предмета описания; 3 часть – общая оценка предмета описания. Третья часть в некоторых описаниях может отсутствовать).
В то же время вам необходимо будет порассуждать о том, как вы поняли совет К. Г. Паустовского: “Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.. Какова композиция рассуждения? (Тезис – доказательства – вывод).
Как вы думаете, какое место займет рассуждение в композиции описания? (в конце, вместо общей оценки предмета описания).
8. Составление плана предстоящего сочинения.
Сочинение-описание с элементами рассуждения
“Звездная страна, или почему надо чаще смотреть на ночное небо”.
План.
- Подними глаза и посмотри на звездное небо. Что ты видишь? (Опиши звезды, их размер, форму, цвет.)
- Что ты чувствуешь, глядя на звезды? Постарайся описать то, что ты раньше не замечал.
- Веришь ли ты в то, что где-то там есть и твоя звезда?
- Представь, что звезды исчезли. Что ты будешь чувствовать?
- Почему людям необходимо чаще смотреть на звездное небо?
Домашнее задание.
Напишите сочинение-описание с элементами рассуждения на тему “Звездная страна, или почему надо чаще смотреть на ночное небо” (используйте, если потребуется, метафоры, эпитеты, сравнения, словосочетания, выписанные из текстов).
***Информация для учителя См. Приложение 3.