В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач – нормативно-правовых, экономических и содержательных. В педагогическом плане новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Происходят различные изменения в социальной сфере, оказывающие влияние на всю систему образования: усилился интерес к культурному наследию мира, России и ее регионов; компьютер находит все большее применение во многих видах творческой деятельности; шире используются исследовательские, конструкторские, поисковые методы работы и обучения; создаются проекты не только в сфере разработки новых образцов, но и в создании программ, изделий декоративно-прикладного искусства, то есть проект становится основой передачи идей и генерирования новых ценностей на современном этапе развития общества.
Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты, приобщение учащихся к прекрасному существующему в творениях человека и в природе. К.Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент и задача учителя в том, чтобы донести его до ребенка.
Задача школы – сформировать у обучающихся эстетическое отношение к действительности, потребность к деятельности по законам красоты.
Эстетическое развитие человека осуществляется в реальной действительности, охватывающей всю систему его отношений, и в первую очередь труд. Особенно важно приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству и художественным ремеслам.
В программах по технологии определено примерное количество часов на изучение основных разделов по традиционным направлениям: технический, обслуживающий, сельскохозяйственный виды труда. Предусматривается 10-15% времени на региональный и школьный компоненты.
В этих программах нет распределения учебного времени по классам, материал располагается не в той последовательности, в которой его целесообразно изучать.
Учителю предоставляется возможность дополнять и составлять свои варианты учебного плана.
При составлении своей рабочей программы по технологии, я включила в него обязательные разделы для изучения и вариативные темы в разделе «Изготовление изделий из текстильных материалов».
На занятиях по обслуживающему труду открываются большие возможности для эстетического воспитания учащихся. Важную роль в этом играет уже сам выбор объектов труда, предлагаемых для изготовления обучающихся, это не только средство закрепления определенных знаний и умений, но и возможность эстетического развития. При отборе объектов труда, наряду с доступностью, посильностью для изготовления учитываются и требования эргономичности и оригинальности декора.
В каждом классе изучается раздел «Технология кулинарных работ». Этика и эстетика поведения за столом, эстетическое оформление готовых блюд и нарезка продуктов для их приготовления, сервировка стола.
При изучении раздела «Работа с тканью» рассматриваются вопросы материаловедения, машиноведения и выполнения машинных швов, конструирование с элементами моделирования, технология изготовления швейного изделия. Качественное изготовление вещи, красота процесса изготовления, ее эстетическое оформление.
Вариативные виды труда предоставлены темами «Ручные швы», «Лоскутное шитье», «Вязание крючком» и «Вязание на спицах».
Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными, после изучения темы «Машиноведение» в каждом классе мною включена тема «Лоскутное шитье». Ее изучение представляет достаточно возможностей для практического овладения техникой выполнения стачных швов.
В основу занятий положено изучение образцов народного творчества. Учащиеся знакомятся с основами композиции, особенностями построения узоров, цветовой гаммой, учатся составлять несложные орнаменты. При этом упор делается на практические работы. Характер изготавливаемых работ постепенно усложняется. Постоянно обращается внимание на разнообразие видов изделий, высокий уровень отделки, эстетическое оформление, эстетические свойства материалов, которые оживают и радуют глаз, побывав в руках мастера.
Предусматривается и творческая деятельность детей. От работы по образцам они постепенно переходят к изготовлению самостоятельно разрабатываемых по предложенной теме изделий.
Большое внимание уделяется тщательной отделке каждого изделия. Некоторые из них, ввиду их сложности выполняются коллективно (декоративное панно). В ходе уроков учащиеся учатся целенаправленно вычленять и анализировать эстетические характеристики предметов, сравнивать их, определять качество, творческую неповторимость и общественную пользу, учащиеся должны усвоить эстетические критерии оценки процесса и результатов труда.
На первом занятии в каждом классе уделяется внимание вопросам организации, техники безопасности при работе с иглой, ножницами, электрическими утюгами и швейной машиной. Изготовление изделия, как известно, начинается с разметки. От нее во многом зависит эстетичный вид вещи. Для учащихся действующим стимулом служит и то, что выполненное изделие обязательно будет демонстрироваться на школьной выставке, использоваться для нужд школы, детсада, вручаться родителям.
Практические работы строятся следующим образом:
1. Ознакомление с рисунками, готовыми изделиями.
Выбор изделия, определение техники
исполнения.
2. Выполнение эскиза в цвете, можно в натуральную
величину.
3. Изготовление трафаретов, шаблонов, лекал.
4. Составление композиции из блоков.
5. Изготовление, обработка и оформление изделия.
Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.
В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве.
Уроки технологии в школе, это уроки созидания, развития, творчества, соучастия, исполнения мечты по созданию гармоничной среды с атмосферой радости, открытий, поиска, наработки идей, которые поведут в осмысленную профессиональную деятельность. Они дают веру в себя и позволяют раскрыть для общества, России индивидуальные способности каждого ребенка.
Особенности преподавания темы «Вязание крючком и спицами»
Разрабатывая свою программу обучения детей вязанию крючком и спицами, я исходила из того, что в условиях рынка школа испытывает затруднения в материальном обеспечении уроков труда. Сегодня нелегко обновлять оборудование мастерских, ремонтировать швейные машины, приобретать материалы и инструменты. А без этого выполнять программу очень сложно.
Таким образом, обучение детей вязанию, с одной стороны, отвечает их интересам, с другой – дает им необходимые трудовые умения и навыки. Основные сквозные разделы программы – «Материаловедение», «Основы вязания крючком и спицами», «Технология изготовления вязаных декоративных изделий и вещей».
5 класс – вязание на двух спицах: материалы и инструменты для вязания на спицах; характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей; вязание на двух спицах; набор петель, лицевая и изнаночная петли; вязание образцов; закрывание петель; виды резинок.
6 класс – вязание на пяти спицах: способы вязания на пяти спицах, последовательность вязания носков, вязание пятки.
7 класс
– обучение приемам вязания крючком:
инструменты и условные обозначения; схемы при
вязании крючком; предусмотрено изучение
физических, технологических и гигиенических
свойств пряжи.
– оформление панно из разноцветных вязаных
цепочек; вязание по кругу (схема); вязание
квадрата (схемы).
8 класс
– учащиеся знакомятся с декоративным вязанием:
– приемы вязания, схемы, условные обозначения,
применяемые при вязании крючком; раппорт узора и
его запись; вязание салфетки по схемам из журнала
«Валя – Валентина», вязание цветов для
декоративного панно (см. приложение № 1).
9 класс – Филейное вязание:
– особенности филейного вязания; набор петель
крючком; вязание филейного узора по схемам.
– творческий проект (салфетка, прихватка,
игрушка, шарфик, шапочка и др.)
В зависимости от возможностей класса учитель и ученики сами выбирают тот или иной объект труда при условии, что учащиеся должны овладеть определенным объемом знаний и умений.
В программе отражены вопросы экологии (гигиенические свойства пряжи и одежды), экономики (безотходное производство с использованием остатков пряжи для элементов отделки одежды, сувениров), истории вязания, организации труда, нормы поведения в трудовой деятельности, эстетике оформления изделия, законченность работ.
Эффективность передачи и усвоения содержания при обучении вязанию определяется выбором методов обучения. При этом используются объяснение, беседа, демонстрация изучаемых объектов, инструктаж и др. Применяя давно известные, традиционные методы, можно добиться заметного успеха. Объяснение должно быть логичным, эмоционально окрашенным, индивидуальный инструктаж – кратким, тактичным, проведенным так, чтобы не отвлекать от дела других учеников.
Недостаток указанных методов в том, что активен на уроке учитель, а не ученик.
Перевести учащегося в позицию активного получения знаний и применения их позволяет проблемное обучение (проблемная ситуация, игра). Если ученикам интересен учебный материал, усвоение будет прочным и созидательным. Такие же задачи выполняет и частично поисковый метод. При его использовании учащийся получает информацию из беседы, пособия, инструкционной карты. Часть сведений при этом пропущено, с тем чтобы ученик попытался их восстановить сам.
Значительными побудительными возможностями к учебно-трудовой деятельности обладает показ создаваемого изделия. С учащимися 5-6 классов выясняем, где можно использовать изделие (подарок, украшение, игрушка). С учащимися 7-9 классов важно знать и себестоимость изделия.
Основная форма организации обучения вязанию – урок. Структура урока: организация, изложение нового материала, выполнение практической работы, оценка выполненной работы. Используя методы активизации учащихся можно добиться наибольшего успеха.
Так, например, при изучении темы «Филейное вязание» можно предложить детям при анализе образца высказать свои предложения о последовательности выполнения операции, изображения филейной сетки символами, принципе составления узоров в этой технике вязания.
При обучении учащихся вязанию используются все известные формы организации работы. Фронтальная работа применяется при обучении приемам вязания и работе с пряжей. Звеньевая – предполагает работу в группе и используется при закреплении ранее усвоенных умений. Часто при звеньевой форме организации труда работа выполняется парами. Обеспечить разнообразие работ можно с помощью инструкционных карт.
При индивидуальной организации работы все ученицы выполняют различные задания. Например, при изучении тем «Филейное вязание» и «Декоративное вязание» ученицам нужно выбрать схему, образец для вязания, используя литературу и раздаточный материал. Это может быть салфетка, кайма, декоративное панно, воротник и др. Затем ученицы разбирают описание или схему, упрощают ее при необходимости, переносят в свою рабочую тетрадь, самостоятельно подбирают материал и инструменты. Вяжут изделия, рационально используя материал. При индивидуальной форме работы роль учителя на уроке повышается: нужно вовремя увидеть ошибки, помочь их исправить, найти время для каждого.
Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.
В эстетическом образовании подрастающего
поколения всех возрастов эстетика поведения
занимает одно из центральных мест. Это конечный
результат воспитательных воздействий.
Эстетические взгляды являются органической
частью духовно развитой личности. Они служат
руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в
искусстве.
Уроки технологии в школе, это уроки созидания,
развития, творчества, соучастия, исполнения
мечты по созданию гармоничной среды с атмосферой
радости, открытий, поиска, наработки идей,
которые поведут в осмысленную профессиональную
деятельность. Они дают веру в себя и позволяют
раскрыть для общества, России индивидуальные
способности каждого ребенка.
Литература:
1. Бухвалов В.А. – Развитие учащихся в
процессе творчества и сотрудничества, центр
«Педагогический поиск», 2000 г
2. Быстров В.М. Методическая система
эстетического воспитания на уроках технологии.
Череповец, 2006.
3. Концепция модернизации образования до 2010 года.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о
проблемах эстетического воспитания. – М., 1987.
5. Тисленкова И.А. Эстетическое воспитание в
средней школе. – Волгоград: Учитель, 2007.