Задачи:
- Развивающая: развитие познавательной активности, речи, воображения. Обогащение словарного запаса обучающихся, расширение детского кругозора.
- Образовательная: формирование представления о звездах, Солнце.
- Воспитательная: воспитывать уважение к друг другу, учить видеть необычное в неживой природе, показать насколько удивителен мир.
Оборудование: цветные карандаши, цветной пластилин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в далекое путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета)
(Приложение 1. Слайд 2)
– А куда мы полетим на ракете?
– А что мы можем там увидеть?
– Вот об этом мы сегодня и поговорим. Я предлагаю
отправиться в путешествие по звездному небу, где
нас ждет только самое удивительное.
(Слайд 3)
II. Повторение изученного материала
– Ребята но, чтобы отправиться в космос, нужно выполнить задание, которое приготовил для нас Муравьишка Вопросик.
(Слайд 4)
Работа в группах. Кроссворд
По горизонтали:
2. Человек, который изучает звезды и другие
небесные тела.
5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет
летать.
8. Часть велосипеда.
9. Животные, которые вымерли очень – очень давно.
10. Время года, которое наступает после осени.
11.Основная работа этого человека – печь хлеб.
12. В нее одевались первобытные люди.
По вертикали:
1. Первый месяц весны.
3. Излюбленная пища белых медведей.
4. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть
невелик, да стоять не велит».
5. Крупное животное, житель жарких стран.
6. Часть велосипеда.
7. Третий день недели.
8. Часть велосипеда.
Ответы:
По горизонтали: 2. Астроном 5. Страус 8. Рама
9. Динозавр 10. Зима 11. Пекарь 12. Шкура.
По вертикали: 1. Март 3. Рыба 4. Мороз 5. Слон 6.
Педаль 7. Среда 8. Руль.
III. Работа над новой темой
– С заданием справились. Ну а сейчас мы с вами,
ребята, улетаем на ракете в космос.
– Итак, приготовились. Спинки прямые, начинаем
отсчет.
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – ПУСК.
– Мы попадаем в космос, посмотрите как там удивительно и красиво.
(Слайды 5, 6)
Физминутка
Кто-то утром, не спеша,
(ходьба на месте.)
Надувает желтый шар,
(дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук –
(поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг.
(поворот)
– Что это за шар?
Дети (хором): Солнце.
– Пока мы с вами надували Солнце, Муравьишка Вопросик приготовил для вас вопрос.
– Как вы думаете, о чём он вас может спросить? (Ответы детей)
Работа по учебнику
– Откройте учебник на стр.24 и прочитайте вопросы.
(Ответы детей)
– Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день.
(Слайд 7)
– Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается … (день).
(Слайд 8)
– А когда Солнце заходит, начинается… (ночь).
(Слайд 9)
– И только ночью становятся видны… (звезды).
(Слайд 10)
– А сейчас я предлагаю отгадать загадку:
Голубой платок,
Желтый колобок
По платку катается,
Людям улыбается. (Небо и Солнце).
(Слайд 11)
– Что такое Солнце? (Ответы детей)
Рассказ ребенка о Солнце
– Что интересного вы узнали о Солнце?
– Ребята, пока мы с вами беседовали о Солнце, Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадку.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды)
(Слайд 12)
– Как догадались?
– С чем сравнивают звезды? Почему?
– Когда мы видим звезды? Почему?
– В старину люди думали, что звезды – это
блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному
своду неба. Но это не так.
– Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей).
– А точнее нам поможет ответить на этот вопрос
учебник. Откройте стр.22
(Чтение с детьми названия звезд)
– Что можно рассказать о этих звездах? (Отличаются размером, цветом).
(Слайд 13)
Небольшой рассказ ребенка о звездах
– Что же такое звезды? (Громадные раскаленные
шары)
– Какие бывают звезды? По цвету? (Голубые,
белые, желтые, красные).
– Какие звезды горячие? (Белые, голубые)
– Холоднее белых? (Красные)
– Холоднее Солнца? (Красные)
– По размеру?
– Звезды, которые в десятки раз больше Солнца –
гиганты. Само Солнце называют желтым карликом.
– Вернитесь к рисунку на стр. 22. Что можно сказать
про звезду Альдебаран? (Холодный гигант) Про
Регул и Сириус? (Нормальные горячие звезды).
Про Солнце? (Менее горячий карлик)
– А почему такая большая звезда, как Альдебаран,
на небе меньше, чем Солнце и не греет лучше чем
Солнце? (Далеко расположена)
(Слайд 17)
Вывод: Самые яркие звезды испускают в 100 тыс. раз больше тепла и света, чем Солнце. Но Солнце – самая близкая к Земле звезда, поэтому она дает нам достаточное количество тепла и света.
– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? (Расположены далеко от Земли)
IV. Работа в группах
– Ребята, предлагаю вылепить из пластилина
звезды, для этого разделимся на 4 группы.
(Дети из пластилина лепят звезды)
Вывод:
– Что такое звезды?
– Что такое Солнце?
(Слайд 18)
– Почему днем не видно другие звезды? (Солнце ближе к Земле. Оно освещает Землю, а блеск других звезд незаметен).
Физминутка
Солнце вышло из-за тучи.
Мы протянем к Солнцу ручки.
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
– Кто изучает звезды? (Астроном)
– С помощью чего астроном изучает звезды? (Телескоп)
(Слайд 19)
– Ребята, скажите, вот биолог изучает растения, наука называется БИОЛОГИЯ. А астроном изучает звезды, кто догадался, как называется наука о звездах? (Астрономия)
– В давние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное небо. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Из самых ярких звезд они мысленно составляли загадочные рисунки и придумывали к ним сказочные рисунки. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны можно видеть54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.
– Что такое созвездия? (Группа звезд)
– Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят
А только на него глядят?
(Созвездие «Большая Медведица»)
– Это созвездие состоит из 7 ярких звезд.
(Слайд 21)
– Под ногами Б.М расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Но ярких звезд – 8.
(Слайд 22)
– Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит «царь».
– А теперь ребята вернитесь к учебникам стр. 23. Задание – соедините звезды, чтобы получилось созвездие.
V. Итог урока
– Итак, из чего состоят созвездия?
– Что такое созвездия?
– Какие названия звезд запомнили?
– Что такое звезды?
– Что вы узнали о Солнце?
(Слайд 24)
– Почему днем на небе не видно звезд?
– Почему они становятся видны ночью?
– Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.