Урок русского языка в 7-м классе по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (242 кБ)


Урок закрепления и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Деепричастие» с использованием презентации.

Цели:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
  • Отработать практическое умение образовывать деепричастие;
  • Формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание Не с деепричастиями, уметь расставлять знаки препинания в предложениях при деепричастии и при деепричастном обороте;
  • Пополнять словарный запас обучающихся за счет деепричастий.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( задания занимательного характера, использование презентации), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя.

Развивающие:

  • Развивать устную и письменную речь за счет употребления деепричастий, конструирования предложений, формулировки выводов;
  • Развивать умение анализировать и обобщать изученный материал по теме;
  • Развивать личность ученика (внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение).

Оборудование: презентация по теме «Деепричастие», фонограмма «Времена года. Зима» Чайковского.

Ход урока

Эпиграф:

Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.
Д.Э. Розенталь.

(слайд 1)

I. Организационный момент.

объявление темы урока и формы проведения, постановка целей.

II. Актуализация прежних знаний.

1. Устный опрос изученного материала (слайд 2)

2. Объяснительный диктант: записать деепричастия, определить вид (слайд 3)

  1. расплетая косы;
  2. увлекая за собой;
  3. остановившись на ночлег;
  4. думая об этом.

3. Самостоятельная работа по вариантам.

1. Запишите деепричастия, образованные от глаголов, выделите суффиксы (слайд 4)

Вариант 1: оглядываться (несов. вид), распечатать (несов. вид), сверкать (несов. вид), оторваться (сов. вид), спешить (несов. вид)

Вариант 2: остановить (сов. вид), купить (сов. вид), стучать (несов. вид), прыгать (несов. вид), играть (несов. вид)

2. От данных глаголов образуйте деепричастия (слайд 5)

  • Оглядываться (деепричастие несов. в.)
  • Распечатать (деепричастие сов. в.)
  • Сверкать (деепричастие несов. в.)
  • Оторваться (деепричастие сов. в.)
  • Спешить (деепричастие несов. в.)
  • Остановить (деепричастие сов. в.)
  • Купить (деепричастие сов. в.)
  • Стучать (деепричастие несов. в.)
  • Прыгать (деепричастие несов. в.)
  • Играть (деепричастие несов. в.)
  • Увидеть (деепричастие сов. в.)
  • Шествовать (деепричастие несов. в.)

4. Фронтальный опрос по изученному материалу по вопросам:

  • Что обозначают деепричастия?
  • От какой части речи они образуются?
  • С помощью какой морфемы образуются деепричастия?
  • Для чего нужны деепричастия в речи?

5. Нахождение деепричастий в предложениях:

1. Устная работа: найди деепричастие, объясни постановку знаков препинания (слайд 6)

1 ряд

И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.

Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша

2 ряд

Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.

2. Спиши предложения, расставь знаки препинания (слайд 7)

Ёжась от свежего ветерка
Чуть посинев крепыши-маслята
Взявшись за руки, как ребята,
Топают греясь вокруг пенька.

ФИЗПАУЗА (упражнения на релаксацию, упражнения для глаз)

3. Найди ошибки в постановке знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах, спиши, исправив ошибки (слайд 8)

  1. Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
  2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг.
  3. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.

6. Редактирование предложений (слайд 9)

  1. Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
  2. У воды растут, наклонясь к ней, ивы.
  3. Ожидая победу, ее охватило волнение.
  4. Увидев отца, Сережа заулыбался.
  5. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
  6. Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.
  7. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
  8. Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
  9. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  10. Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
  11. Возвращаясь домой, шел дождь.
  12. Бесшумно пошел, засыпая, снег.
  13. Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

7. Составление предложений с использованием деепричастных оборотов (слайд 10). Звучит музыка «Времена года. Зима» Чайковского.

Вспомните зимний лес и составьте предложения, используя существительные, записанные на доске, и деепричастные обороты.

I ряд II ряд
Деревья Тропинка
Небо Воздух
Вьюга Снег
Сугробы Снежинки

III. Домашнее задание.

IV. Итог урока.

О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

Что мы знаем о деепричастии?

Спасибо за урок (слайд 11)