Урок закрепления и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Деепричастие» с использованием презентации.
Цели:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
- Отработать практическое умение образовывать деепричастие;
- Формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание Не с деепричастиями, уметь расставлять знаки препинания в предложениях при деепричастии и при деепричастном обороте;
- Пополнять словарный запас обучающихся за счет деепричастий.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( задания занимательного характера, использование презентации), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя.
Развивающие:
- Развивать устную и письменную речь за счет употребления деепричастий, конструирования предложений, формулировки выводов;
- Развивать умение анализировать и обобщать изученный материал по теме;
- Развивать личность ученика (внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение).
Оборудование: презентация по теме «Деепричастие», фонограмма «Времена года. Зима» Чайковского.
Ход урока
Эпиграф:
Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность.
Д.Э. Розенталь.
(слайд 1)
I. Организационный момент.
объявление темы урока и формы проведения, постановка целей.
II. Актуализация прежних знаний.
1. Устный опрос изученного материала (слайд 2)
2. Объяснительный диктант: записать деепричастия, определить вид (слайд 3)
- расплетая косы;
- увлекая за собой;
- остановившись на ночлег;
- думая об этом.
3. Самостоятельная работа по вариантам.
1. Запишите деепричастия, образованные от глаголов, выделите суффиксы (слайд 4)
Вариант 1: оглядываться (несов. вид), распечатать (несов. вид), сверкать (несов. вид), оторваться (сов. вид), спешить (несов. вид)
Вариант 2: остановить (сов. вид), купить (сов. вид), стучать (несов. вид), прыгать (несов. вид), играть (несов. вид)
2. От данных глаголов образуйте деепричастия (слайд 5)
- Оглядываться (деепричастие несов. в.)
- Распечатать (деепричастие сов. в.)
- Сверкать (деепричастие несов. в.)
- Оторваться (деепричастие сов. в.)
- Спешить (деепричастие несов. в.)
- Остановить (деепричастие сов. в.)
- Купить (деепричастие сов. в.)
- Стучать (деепричастие несов. в.)
- Прыгать (деепричастие несов. в.)
- Играть (деепричастие несов. в.)
- Увидеть (деепричастие сов. в.)
- Шествовать (деепричастие несов. в.)
4. Фронтальный опрос по изученному материалу по вопросам:
- Что обозначают деепричастия?
- От какой части речи они образуются?
- С помощью какой морфемы образуются деепричастия?
- Для чего нужны деепричастия в речи?
5. Нахождение деепричастий в предложениях:
1. Устная работа: найди деепричастие, объясни постановку знаков препинания (слайд 6)
1 ряд
И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша
2 ряд
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
2. Спиши предложения, расставь знаки препинания (слайд 7)
Ёжась от свежего ветерка
Чуть посинев крепыши-маслята
Взявшись за руки, как ребята,
Топают греясь вокруг пенька.
ФИЗПАУЗА (упражнения на релаксацию, упражнения для глаз)
3. Найди ошибки в постановке знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах, спиши, исправив ошибки (слайд 8)
- Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
- Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг.
- Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.
6. Редактирование предложений (слайд 9)
- Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
- У воды растут, наклонясь к ней, ивы.
- Ожидая победу, ее охватило волнение.
- Увидев отца, Сережа заулыбался.
- Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
- Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.
- Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
- Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
- Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
- Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
- Возвращаясь домой, шел дождь.
- Бесшумно пошел, засыпая, снег.
- Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
7. Составление предложений с использованием деепричастных оборотов (слайд 10). Звучит музыка «Времена года. Зима» Чайковского.
Вспомните зимний лес и составьте предложения, используя существительные, записанные на доске, и деепричастные обороты.
I ряд | II ряд |
Деревья | Тропинка |
Небо | Воздух |
Вьюга | Снег |
Сугробы | Снежинки |
III. Домашнее задание.
IV. Итог урока.
О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
Что мы знаем о деепричастии?
Спасибо за урок (слайд 11)