«Твое здоровье» – мероприятие для обучающихся 1-4 классов с игровыми элементами. Продолжительность мероприятия: 1 час.
Цель: формирование у детей знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Задачи:
- углубление знаний учащихся о здоровом образе жизни;
- воспитание бережного отношения к своему и общественному здоровью;
- развитие умения обобщать понятия и делать выводы.
Оборудование:
- Книга В.Катаева «Цветик-семицветик».
- «Цветик-семицветик», с отрывающимися лепестками. На обратной стороне лепестков – задание.
- 2 обруча.
- Кубики (по количеству детей).
- 4 пары обуви, 2 шарфа, 2 стульчика.
- 2 полотенца, 2 воздушных шара.
- Кегли.
- Мел.
- Нарисованные «болотные кочки».
- Две майки максимально большого размера.
- «Поляна здоровья» – зеленая лужайка с цветами, «топкое болото» – болотная кочка с сухими ветками и мхом.
- Карточки, с изображением продуктов – «вредных»: чипсы, сосулька, вода из речки, кириешки, пепси-кола, фанта, торты, сникерс, жирное мясо, и т.п., «полезных»: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, овощи, фрукты и т.п.
- Белый халат, очки, тонометр, игрушка Карлсон, 2 столика, 2 аптечки: йод, зеленка, сода, бинт, вата, витамины, лейкопластырь.
- Карточки: лук, мед, лимон, чеснок.
- Таблица с биологически активными точками.
- Карточки с предложениями.
- Карточки с пословицами, разрезанные пополам.
- 2 стола.
- Карточки с загадками.
Действующие лица: Ведущий, Волшебница, Медуница, Грипп.
Особые указания: проводится в форме эстафеты; участники делятся на две команды; выбираются капитаны; придумывается название команды, девиз, рисуется эмблема; приглашается жюри в количестве трех человек.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Дорогие, ребята! Вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели…
…Как тотчас любое желание исполнялось. Женя истратила шесть лепестков. И вот когда остался один-единственный, последний лепесток, Женя увидела грустного мальчика, у которого болела нога, и он не мог бегать и играть с другими детьми. Мальчика звали Витя. Жене стало так его жалко, что она оторвала последний лепесток и скорей загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается, но Витя не просто выздоровел. Он так долго болел, и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он сказал Жене: Если бы Волшебница подарила мне Цветик-семицветик ...
Перед детьми появляется Волшебница, в руках она держит цветок с семью разноцветными лепестками.
Волшебница: Милые, дети! Я дарю вам этот волшебный цветок. Если вы хотите вести здоровый образ жизни возьмите его. Цветок поможет вам попасть в «Страну Здоровья» если пойдете по «Волшебной тропинке».
Дети выстраиваются друг за другом и повторяют движения за Волшебницей.
«Волшебная тропинка». Спокойно идем по тропинке. Вокруг деревья, зеленая травка, птицы поют, шелестят листья. Вдруг на тропинке появляются лужи. Обходим лужи. Одна. Вторая. Третья лужа. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли болото. Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг. Вот и пришли. Молодцы!
Дети усаживаются на стулья.
Волшебница: Дети, цветок, что я вам подарила не простой. Ответив на вопросы, которые он содержит, можно очень многое узнать о том, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. Семь лепестков – семь заданий.
Первый лепесток «Вредные привычки»
1. Почему нельзя грызть кончик карандаша
или ручки?
2. Почему нельзя грызть ногти?
3. Почему нельзя курить?
4. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать
чужие головные уборы?
Каждая команда предлагает варианты ответов. Общими усилиями выбираем оптимальный вариант.
Второй лепесток «Спортивный» – проводится в виде эстафеты.
1. «Пара в одной майке»
Участники в каждой команде делятся на пары. Первая пара участников одевает одну большую майку, оббегает кегли, передает майку следующей паре.
2. «Переправа через болото»
Участники по очереди прыгают с кочки на кочку, не касаясь ногами поверхности «болота».
3. «Кирпичики здоровья
Первый участник берёт один кубик, пролезает в обруч, бежит до черты и строит башню, возвращается к своей команде и передаёт ход следующему игроку.
4. «Стул в сапогах»
Задача каждого участника «обуть» одну из ножек стула. Последний участник повязывает шарф. Побеждает команда, экипировавшая стул быстрее и аккуратнее.
5. «Спасение Колобка»
В воздушные шары налить немного воды, затем надуть. Это Колобки. Два игрока берутся за носилки – полотенце, на которые кладут Колобка. Задача игроков пронести шарик – Колобок на носилках всю дистанцию и передать следующей паре игроков. Побеждает команда, пришедшая первой и не уронившая своего «пациента».
Третий лепесток «Собери пословицу»
Каждый команде необходимо собрать пословицу из двух половинок. Побеждает команда, правильно и быстро, собравшая пословицы.
Пословицы для первой команды |
Пословицы для второй команды |
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем. |
Здоровьем слаб, так и духом не герой. |
Здоров будешь – все добудешь. |
Чистота – залог здоровья. |
У кого болят кости, тот не думает и в гости. |
Овощи, фрукты – полезные продукты. |
Быстрого и ловкого болезнь не догонит. |
Здоровье – дороже золота. |
Четвертый лепесток «Скорая помощь»
Медуница: Здравствуйте, дети! Вы пришли в Страну здоровья! Наверное, вы много знаете о том, как быть здоровым, не болеть! Я к вам пришла не одна, а вместе с Карлсоном. Ребята, ему не здоровится, у него высокая температура, простуда! Выберите со столиков те средства, которые ему помогут.
Каждая команда предлагает способы, общими усилиями выбираем оптимальный вариант.
Медуница: Температуры больше нет, а горло всё ещё болит. Как будем лечить горло?
Каждая команда предлагает способы, общими усилиями выбираем оптимальный вариант.
Медуница: Сегодня Карлсон порезал палец об острое стекло. Как ему помочь?
Дети выбирают варианты из средств, предложенных на столиках.
Медуница: Ребята, недавно с Карлсоном случилась неприятность. Его укусила оса, прямо в нос! А всё потому, что он слишком сильно махал на неё руками! Ребята, объясните Карлсону как себя вести, когда поблизости есть жалящие насекомые – пчёлы, осы и шмели? А, что делать, если оса все-таки укусила?
Каждая команда предлагает способы, общими усилиями выбираем оптимальный вариант.
Медуница: Спасибо вам, ребята! Карлсон здоров, и теперь может вместе с нами продолжить путешествие по стране Здоровья.
Неожиданно вбегает Грипп. Он начинает всех обнимать, целовать, чихать и кашлять.
Грипп: Как я вам рад! Как долго я ждал этого момента! Как вас много! Какая добыча!
Волшебница: Дети, какие меры профилактики против гриппа вы знаете?
Дети отвечают.
Медуница показывает биологически активные –
аккупунктурные точки – против простуды и гриппа,
дети повторяют за ней.
Грипп убегает.
Пятый лепесток «Загадки»
Загадки для первой команды |
Загадки для второй команды |
Это прозвище недаром Медуница |
Нарядные платьица, желтые
брошки, Ромашка |
Овощ этот очень крут! Лук |
Этот плод – аптека наша, Тыква |
Какой орган называется
«главным Головной мозг |
Какой внутренний орган «гонит»
кровь в Сердце |
При помощи какого органа осуществляется дыхание? При помощи легких |
Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Желудок |
Эти разные листочки Петрушка |
Листья – будто кружева, |
Форма семян – будто органы
тела. Фасоль |
Эти листья и плоды Смородина |
Я не сахар, не мука, Зубной порошок |
Вафельное и полосатое, Полотенце |
Ускользает, как живое, Мыло |
Костяная спинка, Зубная щетка |
Орган зрения… глаза |
Орган слуха… уши |
Орган обоняния… нос |
Орган вкуса…язык |
Шестой лепесток «Правила гигиены»
Волшебница читает начало предложения, дети из команд продолжают его. Побеждает команда, которая правильно и быстро закончит предложения.
- Чистить зубы надо … (два раза в день: утром и вечером)
- Перед едой нужно обязательно… (мыть руки)
- Во время еды нельзя… (разговаривать с набитым ртом: когда я ем: я глух и нем).
- Никогда не ешь немытые… (фрукты и овощи).
- Свет при письме должен падать… (слева).
- Нельзя читать… (лежа).
Седьмой лепесток «Поляна здоровья»
На столе разложены карточки, с изображением продуктов – «вредных» и «полезных». Участники выбирают «полезные продукты» и «вредные» продукты», и относят соответственно на «поляну здоровья» или на «топкое болото».
Ведущая: Дорогие, ребята! Мы совершили путешествие в «Страну Здоровья». А теперь возвращаемся по «Волшебной тропинке».
«Волшебная тропинка». Спокойно идем по тропинке. Хорошо вокруг. Перед нами овраг. Через него положено бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идем! Ух! Наконец-то перешли. Идем спокойно. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом. Вновь дорога стала хорошая. Идем спокойно, а вот через тропинку упало бревно. Да какое огромное. Ветки во все стороны. Перелезаем через бревно. Идем спокойно. Хорошо вокруг. Вот и пришли. Молодцы!
Ведущая: Наше путешествие в «Страну Здоровья» завершено! Всем желаем крепкого сибирского здоровья!
Литература:
- Балобанова В.В., Максимова Т.А.. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 1997.
- Дидактические игры на уроках природоведения. Методические рекомендации для учителей. – Новокузнецк, 1999.
- Проблемы экологического образования младших школьников: Методическое пособие. – Кемерово, 1998.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2005, 208с.