Школа №45 г.Братска разрабатывает экологическое направление на протяжении многих лет.
СЛАЙД. Актуальность проблемы
Начало 21 века объявлено всемирным десятилетием образования для устойчивого развития. Значимость экологического образования и воспитания возросла многократно.
С 2000 года за шесть лет в рамках городской опытно-экспериментальной площадки, утверждённой Коллегией ДО, нам удалось создать систему экологического обучения и воспитания учащихся в школе.
СЛАЙД
Была разработана концепция экологического образования, защищена на Российском уровне программа развития «Школа экологической культуры», создана Модель выпускника с высоким уровнем экологической культуры, к которой мы относим:
- экологические знания, с пониманием законов и проблем окружающей среды;
- экологическое мышление с навыком критического осмысления проблем;
- культуру чувств с пониманием значимости и ценности жизни;
- экологически оправданное поведение с активным участием в защите природы, с умением принимать решения и нести ответственность за них.
СЛАЙД
Именно принцип ответственности за всё живое на земле положен в основу эмблемы нашей школы и её девиза, выбранных в результате общешкольного голосования.
83% педагогов работали над формированием Системы экологического образования в школе. 16 человек прошли курсовую подготовку на базе БрГУ и ИПКРО.
СЛАЙД
В каждом методическом объединении появились сборники разработок уроков с экологическим компонентом, дидактических и методических пособий. «Экологические задачи по математике 5-6кл», Рабочая тетрадь «Животные на координатной плоскости», 6 класс, сборник диктантов экологического содержания, уроки-ролевые игры по географии, и т.д.
СЛАЙД
Подготовлено 14 программ спецкурсов с 1 по 11 класс, обеспечивая поддержку интереса учащихся к проблемам экологии: «Экология для младших школьников», «Земля – наш общий дом», «Экология питания», «Экскурсия по супермаркету», «Город глазами детей», «Наш край»
СЛАЙД
Накопленный опыт представлен и обобщён на 23 заседаниях городских методических объединений учителей-предметников, 3 семинарах заместителей директора по учебной и воспитательной работе.
Созданы программы воспитательной работы на каждой ступени обучения.
СЛАЙД
Наши учащиеся стали активно и результативно участвовать в городских экологических мероприятиях. Мы увидели оптимальный и повышенный уровень экологических знаний, умений и навыков выпускников 4, 9, 11 классов.
В год окончания эксперимента школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» и обладателем гранта Президента РФ в размере (1000000) один миллион рублей, часть которого мы потратили на приобретение мини лаборатории «Экология – химия – биология», в состав которой входят 90 наименований реактивов.
СЛАЙД
Коллектив школы вступил в режим развития, поэтому в сентябре 2007 года не было неожиданностью решение учителей-предметников стать участниками муниципального эксперимента по теме «Повышение уровня ЭК учащихся через практико-ориентированное обучение и воспитание».
СЛАЙД
Разработана нормативная база, творческая группа учителей на семинарах изучала и обобщала опыт использования педагогических технологий технологии имитационного моделирования, проведения эвристических проб, организации проблемной, проектной, исследовательской деятельности учащихся. Сегодня проектный метод широко используется педагогами, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Проводя эксперимент, учителя делились своими находками в рамках опорной школы
СЛАЙД
В 2007-2008 уч году по теме «Воспитательная
система класса как условие формирования
ключевых в том числе экологических компетенций
для успешной социализации учащихся»
проведено 20 мастер-классов, 48 педагогов города
познакомились с инновационным опытом наших
педагогов
В 2008-2009 уч.году – «Диагностика и мониторинг в
организации разных форм воспитательной
деятельности учащихся» – 60 человек
посетили 19 мастер-классов
Представленные материалы наших исследователей вошли в методические сборники, которые востребованы учителями города.
Мы находимся в постоянном поиске интересных форм работы.
СЛАЙД
Фонд школьной библиотеки ежегодно пополняется специальными экологическими изданиями. Это журналы, газеты, энциклопедии, пособия для учащихся и учителей.
СЛАЙД
Интернет увеличил возможность поиска тематической информации и организации общения с единомышленниками из других городов и регионов.
СЛАЙД
Значительно расширились творческие связи.
СЛАЙД
Родители достойно оценивают деятельность школы. Они отмечают положительное влияние экологического воспитания на нравственное, социальное развитие их детей, которые
- Стараются сберегать энергоресурсы,
- ответственнее относятся к своему здоровью,
- охотнее озеленяют квартиру, дачный участок,
- обращают внимание на состояние улиц, остановок и дворов
СЛАЙД
Сегодня идея экопросвещения актуальна для всего общества.
В 2008 году в Инициативе «Наша новая школа»
Президент Д.А.Медведев среди приоритетных
направлений называет экологическую культуру.
С 2009 года в Иркутской области запущен мегапроект
«Развитие инновационного потенциала субъектов
региональной образовательной деятельности как
условие достижения нового качества
образования».
Мы откликнулись на предложение разработать и
представить на конкурс проект, ключевая идея
которого – поиск возможностей, демонстрирующих
обществу жить экономически, социально и
экологически более устойчиво.
СЛАЙД
Мы провели опрос среди учащихся, учителей, родителей, студентов, пенсионеров и выяснили, что наибольшей опасностью для себя и жизни будущих поколений они считают
- Аварии на атомных станциях – 20%;
- Загрязнение питьевой воды – 35%
- Промышленные загрязнения – 40%
- Лесные пожары – 60%
- Выхлопные газы – 32%
- Глобальное потепление – 13%
Стало понятно, что жители 7 микрорайона осознают экологическую угрозу.
В контексте данного обстоятельства нами был разработан план действий по экопросвещению населения.
СЛАЙД
Сегодня можно представить такие результаты
нашей работы:
Проведён мониторинг по выявлению доминирующих
установок участников проекта по отношению к
природе. Он показывает, что из 400 (четырёхсот)
респондентов – жителей микрорайона
- Половина рассматривает природу как объект красоты (эстетическая установка)
- 44% – как объект пользы (прагматическая)
- И лишь 6% – как объект изучения и охраны (когнитивная и этическая)
Как видите, перед нами огромное поле деятельности по экологическому просвещению, работы хватит всем.
СЛАЙД
По ценностным ориентациям личности результат таков:
- Подавляющее большинство опрошенных считают, что деятельность по экологическому воспитанию и просвещению важна, полезна, необходима.
- 45% – готовы вносить личный вклад в решение экологических проблем, но не все знают, как это сделать.
- И только 25% участвуют в трудовых акциях, используют способы экономии природных ресурсов в быту.
СЛАЙДЫ
Для обеспечения оценочно-аналитического суждения о деятельности по реализации проекта нами разработаны критерии эффективности проводимых мероприятий
СЛАЙДЫ
Согласуясь с этими критериями мы провели
- Экологический лекторий (6 заседаний из 8 запланированных)
- Были организованы выступления агитбригады в центре «Поколение».
- Экотеатром поставлено 3 спектакля
- В рамках ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ проведены День заповедников и национальных парков, Международный день туризма, Синичкин день, День яблока, Всемирный день «Спасибо».
- Мы организовали проекты: «Птицы в городе», «Вторая жизнь отходов», «Чистая речь», «Сбережём ель», «Твоё дерево»
Ролик Братской студии телевидения (Приложение 2)
СЛАЙД
Не зря говорится «Кто ищет – находит». В 2008 году, в след за Детским садом 32 мы, вместе с ЭБЦ и школой №1 стали участниками международной программы «Эко-школы/Зелёный флаг»
СЛАЙД
Продвижение по семи шагам, от поиска проблемы до её решения, органично вписалось в наш проект. Второй год подряд школа завоёвывает главную награду программы – Зелёный флаг.
Педагогическое сообщество оценило наш опыт на городском форуме «Образование Братска».
СЛАЙД
Увеличилась география наших проектов: Это областной конкурс фотографий «Лес – наше богатство», мониторинг фенологических изменений Московского экоцентра, Интернет конкурс-игра ФУРОР – «Фотографии для Устойчивого Развития: Образ – Результат» республика Беларусь.
СЛАЙДЫ
Большое внимание мы уделяем информационному экологическому обучению членов социума через:
- Письма экологического содержания,
- Плакаты, агитационные памятки, выставки
- Школьную экологическую газету
- Работу почтового ящика на школьном сайте: http://ecos45.ru/.
СЛАЙД
Сегодня школа является инновационным учреждением по теме проекта «Организация и развитие экологического образования, экопросвещения и формирования экологической культуры населения Иркутской области».
Мы открыты к взаимодействию, внедрению
экологического сознания в умы и сердца жителей
города.
Моё выступление сегодня на фестивале тому
подтверждение.
Если говорить о планах, мы задумали организовать телемост или конференцию в режиме он-лайн (участниками которого вместе с нашими учащимися станут студенты БрГУ, воспитанники эколого-биологического центра и вашего дворца). Нам хотелось бы иметь страничку «экологическая инструкция» на городском телеканале Мы намерены на заседании городской Думы просить содействия о включении школы в целевую экологическую программу.