Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным”.
Паскаль
Место урока в системе уроков: Заключительный урок по теме «Положительные и отрицательные числа».
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний учащихся по данной теме.
Форма урока: Урок-путешествие.
Цели урока:
Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- закрепить умения применять изученные правила при решении задач и примеров;
- активизировать всех учащихся через игровую форму урока.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, память, внимание, кругозор, побудить интерес к изучению математики, способствовать развитию практических навыков;
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, дружеские отношения в классе
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для работы.
Структура урока: (с просмотром презентации Power Point)
- Организационный момент – 2 мин.
- Устная работа – 8 мин.
- Решение задач – 20 мин.
- Самостоятельная работа – 10 мин.
- Итог урока – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
І. Организационный момент
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие.
А в какое путешествие, вы догадайтесь сами.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы отправимся в путешествие смело,
В космос загадок и интересных задач
Итак, мы с вами отправляемся в космос, узнаем что-то новое о планетах.
Давайте подготовимся к полету.
ІІ. Устная работа
1. Подготовка к полету (слайд 2)
– Ребята, вы видите звезды разного цвета, в звездах числа
– Назовите те звезды, на которых положительные числа
– Назовите те звезды, на которых отрицательные числа
– Укажите звезды с противоположными числами
– Какие числа называются противоположными?
– Назовите звезду, где число не является ни отрицательным , ни положительным
– Укажите звезды с равными числами
– Укажите звезду с самым маленьким числом
– Найдите звезду с самым большим числом
– Какие числа имеют равные модули?
– Что называется модулем числа?
– Чему равен модуль положительного числа, отрицательного, нуля?
– Найдите звезды с целыми числами
2. «Старт» (слайд 3)
Итак, ребята мы готовы к полету и можем стартовать, но чтобы взлететь мы должны расшифровать слово.
– В таблице зашифровано слово. Чтобы его расшифровать вы должны расположить числа в порядке возрастания, а затем число заменить буквой
– Какое же слово получилось? (БРАМАГУПТА) (слайд 4)
БРАМАГУПТА (Брахмагупта) (ок. 598–660), индийский математик и астроном. Положительные числа представлял как “имущества”, отрицательные числа как “долги”.
Ребята, когда мы с вами будем изучать правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел мы с вами поговорим об этом математике.
А впервые отрицательные числа появились в Древнем Китае, примерно 2100 лет тому назад.
ІІІ. Решение задач (полет)
(слайд 5)
– Ребята, мы с вами в космосе.
Для работы нам необходим термометр, ручка и карточки, которые у вас на столе.
Начинаем, ребята, космические наблюдения. Измеряем температуру за бортом. Все результаты фиксируем в таблице, которая у вас на карточке 1(слайд 6)
(решаем с комментированием)
Вспомните, ребята, что называется координатной прямой?
– Координатой точки?
– Каким числом выражается перемещение точки на координатной прямой влево и каким числом вправо?
– Какое число больше положительное или отрицательно?
– Какое число из двух отрицательных чисел считается большим, чем другое?
– Какое из чисел больше: отрицательное или нуль?
– Какое из чисел меньше: положительное или нуль?
Итак, мы продолжаем полет. Давайте мы с вами побываем на планетах.
– Сколько планет, как и Земля, движутся вокруг солнца? Назовите их
– Самая далекая планета Солнечной системы?
– Самая ближайшая к Солнцу планета?
– Самая большая планета Солнечной системы?
– Самая маленькая планета?
В древности были известны только пять планет, видимые невооруженным глазом.
Решите задания на карточке 2 (слайд 7), используя найденные ответы и данные таблицы (слайд 8), узнайте, какие это были планеты
– Какие же это планеты? (Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Юпитер)
Три планеты солнечной системы (Нептун, Уран, Плутон) были открыты за последние 200 лет.
В астрономической литературе и календарях используются специальные знаки (слайд 9),
Некоторые из этих знаков возникли в глубокой древности и представляют собой символические фигуры созвездий, схематические изображения небесных светил и планет.
– Какие же знаки обозначают ту или иную планету солнечной системы? Для этого решите карточку 3 (слайд 10) и запишите названия планет в соответствии с найденными в таблице ответами
Проверим, какими знаками обозначаются планеты по таблице (слайд 11), (слайд 12)
– А кто из вас знает как называется наука о знаках?
Давайте решим эту задачу. Расположите модули чисел в порядке возрастания и замените их буквами (устно)
17 (И); -50 (А); -14 (Т); 3 (Е); 11 (О); . -33 (К), 0 (С); -4 (М), 8 (И)
Полученное слово – «СЕМИОТИКА» – название науки о знаках. Вам уже известны некоторые знаки и символы, используемые в математике. Например, знак % обозначает процент, знак + обозначает сложение. Использование знаков и символов дает возможность
сделать записи более короткими и лаконичными. Аналогично, в других науках существуют свои условные обозначения.
ІV. Самостоятельная работа
Полет у нас продолжается.
№1. На каждой планете своя температура. Посмотрите, пожалуйста, на экран
Расположите эти числа (температуру на планетах) в порядке убывания (слайд 13).
№2. Сравните числа
а)-5,3 и 5,2
б) -7,6 и -7,7
в) -6/7 и -3/4
№ 3. Найдите значение выражения
а) |-3,6| : |-18|
б)|1⅜| · |1½|
в)|-3½| + |2,7|
V. Итог урока
Ребята наше путешествие подходит к концу и мы должны возвратится на Землю
Для этого надо отгадать загадки
-
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
-
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета) -
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт) -
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете — -
На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
-
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света) -
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты – … (Кометам) -
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная … (Дыра)
– Ребята, мы возвратились домой. Понравилось ли вам путешествие? Что нового вы узнали на уроке?
VІ. Домашнее задание
№ 1010, 1011, 1039
Литература:
- Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект-центр, 2005.
- Интернет-ресурс: luntiki.ru/blog/chtenie/769.html