Урок математики "Положительные и отрицательные числа"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным”.
Паскаль

Место урока в системе уроков: Заключительный урок по теме «Положительные и отрицательные числа».

Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний учащихся по данной теме.

Форма урока: Урок-путешествие.

Цели урока:

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • закрепить умения применять изученные правила при решении задач и примеров;
  • активизировать всех учащихся через игровую форму урока.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, кругозор, побудить интерес к изучению математики, способствовать развитию практических навыков;

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность, дружеские отношения в классе

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для работы.

Структура урока: (с просмотром презентации Power Point)

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Устная работа – 8 мин.
  3. Решение задач – 20 мин.
  4. Самостоятельная работа – 10 мин.
  5. Итог урока – 3 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

І. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие.

А в какое путешествие, вы догадайтесь сами.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы отправимся в путешествие смело,
В космос загадок и интересных задач

Итак, мы с вами отправляемся в космос, узнаем что-то новое о планетах.

Давайте подготовимся к полету. 

ІІ. Устная работа

1. Подготовка к полету (слайд 2)

– Ребята, вы видите звезды разного цвета, в звездах числа

– Назовите те звезды, на которых положительные числа

– Назовите те звезды, на которых отрицательные числа

– Укажите звезды с противоположными числами

– Какие числа называются противоположными?

– Назовите звезду, где число не является ни отрицательным , ни положительным

– Укажите звезды с равными числами

– Укажите звезду с самым маленьким числом

– Найдите звезду с самым большим числом

– Какие числа имеют равные модули?

– Что называется модулем числа?

– Чему равен модуль положительного числа, отрицательного, нуля?

– Найдите звезды с целыми числами

2. «Старт» (слайд 3)

Итак, ребята мы готовы к полету и можем стартовать, но чтобы взлететь мы должны расшифровать слово.

– В таблице зашифровано слово. Чтобы его расшифровать вы должны расположить числа в порядке возрастания, а затем число заменить буквой

– Какое же слово получилось? (БРАМАГУПТА) (слайд 4)

БРАМАГУПТА (Брахмагупта) (ок. 598–660), индийский математик и астроном. Положительные числа представлял как “имущества”, отрицательные числа как “долги”.

Ребята, когда мы с вами будем изучать правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел мы с вами поговорим об этом математике.

А впервые отрицательные числа появились в Древнем Китае, примерно 2100 лет тому назад.

ІІІ. Решение задач (полет)

(слайд 5)

– Ребята, мы с вами в космосе.

Для работы нам необходим термометр, ручка и карточки, которые у вас на столе.

Начинаем, ребята, космические наблюдения. Измеряем температуру за бортом. Все результаты фиксируем в таблице, которая у вас на карточке 1(слайд 6)

(решаем с комментированием)

Вспомните, ребята, что называется координатной прямой?

– Координатой точки?

– Каким числом выражается перемещение точки на координатной прямой влево и каким числом вправо?

– Какое число больше положительное или отрицательно?

– Какое число из двух отрицательных чисел считается большим, чем другое?

– Какое из чисел больше: отрицательное или нуль?

– Какое из чисел меньше: положительное или нуль?

Итак, мы продолжаем полет. Давайте мы с вами побываем на планетах.

– Сколько планет, как и Земля, движутся вокруг солнца? Назовите их

– Самая далекая планета Солнечной системы?

– Самая ближайшая к Солнцу планета?

– Самая большая планета Солнечной системы?

– Самая маленькая планета?

В древности были известны только пять планет, видимые невооруженным глазом.

Решите задания на карточке 2 (слайд 7), используя найденные ответы и данные таблицы (слайд 8), узнайте, какие это были планеты

– Какие же это планеты? (Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Юпитер)

Три планеты солнечной системы (Нептун, Уран, Плутон) были открыты за последние 200 лет.

В астрономической литературе и календарях используются специальные знаки (слайд 9),

Некоторые из этих знаков возникли в глубокой древности и представляют собой символические фигуры созвездий, схематические изображения небесных светил и планет.

– Какие же знаки обозначают ту или иную планету солнечной системы? Для этого решите карточку 3 (слайд 10) и запишите названия планет в соответствии с найденными в таблице ответами

Проверим, какими знаками обозначаются планеты по таблице (слайд 11), (слайд 12)

– А кто из вас знает как называется наука о знаках?

Давайте решим эту задачу. Расположите модули чисел в порядке возрастания и замените их буквами (устно)

17 (И); -50 (А); -14 (Т); 3 (Е); 11 (О); . -33 (К), 0 (С); -4 (М), 8 (И)

Полученное слово – «СЕМИОТИКА» – название науки о знаках. Вам уже известны некоторые знаки и символы, используемые в математике. Например, знак % обозначает процент, знак + обозначает сложение. Использование знаков и символов дает возможность

сделать записи более короткими и лаконичными. Аналогично, в других науках существуют свои условные обозначения.

ІV. Самостоятельная работа

Полет у нас продолжается.

№1. На каждой планете своя температура. Посмотрите, пожалуйста, на экран

Расположите эти числа (температуру на планетах) в порядке убывания (слайд 13).

№2. Сравните числа

а)-5,3 и 5,2
б) -7,6 и -7,7
в) -6/7 и -3/4

№ 3. Найдите значение выражения

а) |-3,6| : |-18|
б)|1⅜| · |1½|
в)|-3½| + |2,7|

V. Итог урока

Ребята наше путешествие подходит к концу и мы должны возвратится на Землю

Для этого надо отгадать загадки

  • Астроном — он звездочет,
    Знает все наперечет!
    Только лучше звезд видна
    В небе полная … (Луна)

  • До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая … (Ракета)

  • У ракеты есть водитель,
    Невесомости любитель.
    По-английски: «астронавт»,
    А по-русски … (Космонавт)

  • Космонавт сидит в ракете,
    Проклиная все на свете —

  • На орбите как назло
    Появилось … (НЛО)

  • Гуманоид с курса сбился,
    В трех планетах заблудился,
    Если звездной карты нету,
    Не поможет скорость… (Света)

  • Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам — тепло, хвосты – … (Кометам)

  • Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора —
    Это черная … (Дыра)

– Ребята, мы возвратились домой. Понравилось ли вам путешествие? Что нового вы узнали на уроке?

VІ. Домашнее задание

№ 1010, 1011, 1039

Литература:

  1. Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект-центр, 2005.
  2. Интернет-ресурс: luntiki.ru/blog/chtenie/769.html