Физкультурный сюжерно-ролевой урок с использованием современных здоровьесберегающих технологий по мотивам русской народной сказки "Заяц-хваста"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: Расширять знания детей о здоровом образе жизни; способствовать сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.

Задачи:

  1. Учить правильному носовому дыханию и выполнению массажа биологически активных точек;
  2. Развивать красивую осанку, речь, устойчивость внимания;
  3. Воспитывать отрицательное отношение к хвастовству.

Оборудование: игрушки – зайчик; иллюстрации – грибок, цветы, рысь, жук, кузнечик, божья коровка, белка, комар, колокольчик; зайчики на палочке, фонограмма колыбельной песни, коврики, столик, скамейка.

Ход урока

1. Вход детей в зал под пение птиц. (Садятся в круг по – турецки.)

2. Приветствие.(По методике Латохиной И. Л.). (Приложение.) (Слайд 1)

– Хорошенько потянулись, красиво улыбнулись и поздоровались, то есть пожелали друг другу здоровья!

– Здравствуйте, ребята! Жил – был в одном лесу заяц – длинные уши, быстрые ноги, зоркие глаза, короткий хвост. (Показ игрушки – зайчика.) Заяц этот о своем здоровье заботился, физкультурой занимался и бегал быстрее всех в лесу. Вот поэтому и стал зайчик зазнаваться и хвастаться: “Я в лесу всех смелее! Я в лесу всех храбрее! Не боюсь я никого, даже волка самого! Я буду над всеми зайцами командир. Все меня слушайтесь! В зайчиков превращайтесь и в поход собирайтесь! (Надевают маски зайчиков и становятся в одну шеренгу.) Начинаем делать массаж от простуды!”.

3. Массаж биологически активных точек “Вышел зайчик погулять” (По Уманской А. А.). (Слайд 2)

Раз, два, три, четыре, пять –
 Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет
Но охотник не попал,
Серый зайка убежал

Приставляют ладони ко лбу, пальцы выпрямлены и
 прижаты друг к другу (“козырек”), и растирают лоб..

  Кулачками массируют крылья носа.

 Всей ладонью растирают уши.
 

 – А теперь велит заяц – командир проверить зайчикам свою осанку! (В шеренге.)

4. Упражнение для формирования красивой осанки “Зайка”. (Слайд 3)

Посмотри, как зайка встал,
Как головку он поднял.
Шейкой, спинкой потянулся
И назад слегка прогнулся.
Лапка на шейке, лапка на спинке.
Пряменький зайка, как на картинке!
Посмотри – ка на себя!
Вот какой – я!

– Отправляемся в поход! – Сколько нас открытий ждет! (Строятся в одну колонну друг за другом.)

5. Гимнастика для ног. (Слайд 4)

Топали, да топали,
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.
Зайка серый скачет ловко,
В лапке у него морковка.
Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись – 
Зайца испугались.
Идут на всей стопе.

Идут на пятках.

Идут поскоками.

 Идут на носках.

Идут с перекатом с пятки на носок.

Стоят на месте, поднимаются на носки и
опускаются на всю ступню.

– Пришли зайцы на полянку. Что же они там увидели? (Становятся в круг.)

6. Комплекс общеразвивающих упражнений с элементами корригирующей гимнастики “Лесная полянка” (По Сиротюк А. Л.). (Слайды 5, 6)

(Показ иллюстраций, сопровождающих текст.)

На горе растут дубы,
Под горой растут грибы.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг
И по колено травы.

У какой кисочки
На ушах кисточки? (У рыси.)

 Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук.)

Что за стрекотание
Слышится кругом?
Это прыгает кузнечик,
Как зеленый человечек

Божья коровка летела, летала,
На куст налетела, на спинку упала.
Лапками она болтает,
Перевернуться желает.

По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)

Вот комарик прилетал,
Свою песню запевал.
 

1 – приседают, руки за голову;
2 – встают, руки вверх.
 Поворачиваются вправо и влево с отведением
руки в сторону, произнося: “Ах!”

 

 Наклоняют корпус вправо и влево, говоря:
 “Фр– р…!”

 Наклоняются вперед с отведением рук в
стороны, произнося: “Ж – ж – ж…”
 

 

Выполняют полуприсед с наклоном головы
к правому и левому плечу, произнося: “Цык!
“Цык!”
 

 “Велосипед” (Лежа на спине, работают ногами
 как приезде на велосипеде)

 

Выполняют разные виды прыжков.
 

Дыхательное упражнение (По Б.Толкачеву)
 вдох – носом, на выдохе долго зудят, как
комары, на звук (з).

 (Слышны звуки барабана.)

– Что случилось? Что за шум? Внимание, зайчатки! Становись друг за другом в наш кружок! Сейчас мы с вами – веселые музыканты!

7. Игровое упражнение с элементами психогимнастики “Веселый музыкант”.(По Шармановой С. Б.).

Я на скрипочке играю
Тили – ли, тили – ли.
Пляшут зайки на лужайке,
Тили – ли, тили – ли.
Заиграл на балалайке, .
Трень – ди – брень, (2 р.)
Пляшут зайки на лужайке, .
Трень – ди – брень, (2 р.)
А теперь на барабане, 
Бум, бум, бум, трам – там – там.
Разбежались все зайчишки
По кустам, по кустам!
Имитируют игру на скрипке.

Прыгают, как “зайчики”.

Имитируют игру на балалайке

Прыгают, как “зайчики”

Имитируют игру на барабане.

Разбегаются по залу в разные места.
 

– Оказывается, барабаны созывают весь народ на ярмарку. Стали зайчики искать, где же ярмарка?

8. Гимнастика для глаз “Зайка” (По Базарному В. Ф.). (Берут со скамеек деревянные палочки с зайчиками.) (Слайд 7)

Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал. .
Зайка влево поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый!
Зайка скачет вверх и вниз.
Ты на зайку оглянись. .
Зайчик спрятался от нас
Открывать не надо глаз. .
Дети следят за движениями зайчика взглядом,
 голова остается в фиксированном положении


 

Прячут зайку за спинку, поворачивая голову
смотрят через правое плечо, затем через левое

Закрывают глаза на несколько секунд

– Пришли зайчики на ярмарку. (Подходят к столику, на нем стоят мыльные пузыри.)

А на ярмарке товары
Посмотрите влево, вправо.
Что же это за товар?
Угадай скорей! (Ответы детей.)

– А для чего мы надуваем мыльные пузыри? (Для того чтобы правильно дышать.)
– Правильно, молодцы! (Становятся в круг и надувают мыльные пузыри.)

9. Дыхательная гимнастика “Мыльные пузыри”. (Слайд 9)

– Ребятки – зайчатки, а на ярмарке еще очень любят поиграть в разные игры.
– Давайте и мы с вами поиграем в игру “Лиса и зайчики”. (Повторение правил игры.)

10. Подвижная игра “Лиса и зайчики”. (Слайд 8)

Выбирается водящий – “лиса”. Остальные – “зайчики”. “Зайчики” находятся в своих домиках – “кольцах”, расположенных на полу. Когда включается музыка, “зайчики” выбегают из домиков, и прыгают по залу на двух ножках. “Лиса” при этом, спит в своей норе. Музыка выключается и по сигналу “Лиса!”, “лиса” начинает охотиться на “зайчиков”. “Зайчики”, в свою очередь должны быстро запрыгнуть в любой из домиков. Тот, кто не успел, или его осалила “лиса”, уходят в норку к лисе. (2 раза.)

– Храбрый зайка поиграл,
В лес обратно поскакал.
Вдруг, откуда ни возьмись,
Серый волк появись!
Заяц волка увидал,
Как, осинка, задрожал.

11. Упражнение на расслабление “Трясучка” (По М. Лазареву).

И. п. – стоя. Расслабить полностью тело и потрясти всеми частями. Надо зайца выручать:

Будем волка мы пугать.

12. Фонопедическое упражнение.

Охотники скачут.
Собаки рычат.
Собаки лают.
Волк воет.
Охотники бегут.
Охотники стреляют.
Цокают языком.
Рычат в низком регистре.
Имитируют собачий лай.
Имитируют вой. (У – у – у)
“Топ – топ…” на одном дыхании.
“Пах – пах…” – от шепота до крика

– Испугался волк и убежал. А заяц – то, как оказалось, вовсе не самый храбрый и не самый сильный, просто-напросто – хвастунишка. Ребята, можно ли хвастаться, красиво ли это? (Ответы детей.) Конечно же, это некрасиво!

Быть хвастливым очень плохо,
Кверху нос не задирай,
И друзья придут на помощь.
Помни это, милый зай!
Тише, тише, тишина,
Зайке спать уже пора!
Спать мы будем на спине,
Спинку выпрямим во сне.

13. Релаксация (По Чистяковой М. И.; Зинкевич Т. Д.; Латохиной И. Л.). (Слайды 10, 11)

Дети садятся на колени, руки подкладывают под голову, закрывают глазки и отдыхают под звучание колыбельной.

(Звучит фонограмма песни “Колыбельная медведицы”.)

Глазки закрывай – ка,
Миленький мой зайка!
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят кругом зверята, милые зайчата
Вот и ты усни, малыш!

(Педагог звенит в колокольчик.)

Тихо – тихо, мой колокольчик, позвени, позвени.
Никого – никого, мой колокольчик не буди, не буди.
Громко – громко, мой колокольчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и зайчишке улыбнулись,
С зайкой попрощались, и в кабинет свой отправлялись.

Строятся в шеренгу, прощаются и уходят из зала.