«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я
запомню, дай мне действовать самому – и я
научусь».
Древнекитайская мудрость.
Долгое время в высшей школе бытовало мнение, что главное для выпускника педагогического ВУЗа – это, какой он специалист, а то какой он человек – это второстепенно. Проведенные социологические исследования как в нашей стране, так и за рубежом говорят о том, что лишь 15% успеха учителя зависит от его профессиональных качеств, все остальное – умение работать с людьми, личностные качества педагога. Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе.
Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Со временем, все выше становится уровень требований, предъявляемый нам. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам. Надо использовать другой путь – изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас много говорят об инновациях в образовательном процессе. Единого представления об инновациях у учителей нашей школы нет. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый учитель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Пока не каждый учитель выявил для себя первоочередные задачи обучения.
Становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителей мало отвечает современным требованиям. Учитель по-прежнему считает себя единственным источником знаний. Ученики же могут получить информацию из Интернета, телевидения, в среде сверстников. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А учитель? Он так и остался наедине с учебником, доской и мелом. Хотя современное общество требует от учителя включения всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации. Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. От учителя зависит насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс.
В нашей школе создан информационно-исследовательский центр, в котором учениками издается школьная газета, решаются демонстрационные КИМы ЕГЭ и тесты по различным предметам, причем работой с КИМами занимаются не только выпускники, но и учащиеся 9-10 классов, ведется работа над исследовательскими проектами; доступ к глобальной сети позволяет осуществлять подготовку к внеклассным мероприятиям, находить материал при подготовке рефератов, обмениваться информацией с учителями и учениками других школ. Учителями с использованием электронных пособий создается банк медиауроков. Объединенные в локальную сеть компьютеры, наличие цифровых проекторов, телеаудиотехники позволяют проводить с данными ресурсами уроки, конкурсы и другие внеклассные мероприятия, тестирование учащихся. Учащиеся нашей школы участвуют во многих конкурсах, проектах, фестивалях. Но учителя пока сами не могут изменить отношение к преподаваемому предмету, есть несколько инициативных ребят, на которых учитель взваливает работу по оформлению, обсуждению материала. А большая часть учащихся остаётся «за бортом» изучаемой проблемы. Учитель не может озадачить, нацелить, организовать их, потому что самому учителю необходимо измениться, самому надо быть компетентным в том или ином вопросе. Задачей образования является создание условий для воспитания и формирования личности учащегося, интересов и способности к самоопределению, формирование общей культуры личности учащихся, их успешная социализация в обществе.
Основная роль в решении этих задач принадлежит учителю. Каждый учитель определяет для своего класса конкретные задачи, которые необходимо выполнить на определённом уроке, обычно их 4-5 не более. Исходя из задач, и должна строиться работа учителя на уроке. Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это банк на всю жизнь. Таким источником впечатлений, информаций и общений может стать урок – здесь столько возможностей более близкого, более личностного общения учителя со своими учениками. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Необходимо, чтобы каждый ученик в классе был занят каким-либо важным делом. В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся:
1. Публичное выступление.
2. Самостоятельная практическая работа.
3. Защита проекта.
4. Решение задач с использованием информации.
5. Участие в дискуссии.
Хотелось бы дать пожелание учителям, которые должны взять на вооружение компетентностный поход в обучении:
1.Учитывайте возможности своих учеников.
2. Составляя план урока, не стройте воздушных
замков, исходите из реальных условий.
3. Объединяйте учащихся, сплачивайте коллектив.
4. Доверяйте, но проверяйте.
5. Итоговый анализ – итог успешной работы в
дальнейшем.
Я считаю, что результативность образовательного процесса не возможна без компетентности учителя. Компетентность учителя это есть то качество образования, получаемое обучающимся, поэтому компетентностный подход получил широкое распространение в современной образовательной практике.
Учитель должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. Я считаю, что в современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках учитель должен быть фасилитатором, т.е. дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи. Как учитель истории, я считаю и делаю все для того, чтобы мои ученики были знающими, мыслящими, самостоятельными, умеющими на доступном для них уровне решать свои проблемы, критически мыслить.
Каждый учитель должен постоянно
совершенствоваться, и «расти» на высоком
уровне, тогда и ученики будут успешными и
востребованными в современном обществе.
И в заключении, я ни в коей мере не отрицаю
традиционный урок, который имел и имеет место
быть в школе, но сегодня школа должна формировать
людей с новым типом мышления, инициативных,
творческих, компетентностных. И сама жизнь
подсказывает новые формы и методы проведения
уроков, нужно только их увидеть и осмыслить.
Компетентностный подход в обучении – это
естественный и реальный этап в создании нового
человека, человека 21 века.
Список использованной литературы:
- Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие/ под. ред. В.В.Маскина – 2-е издание, испр. и доп.– М.АРКТИ.2008
- Павлова И.В., Фещенко Т.С., Лебедева О.И. Компетентностный подход к преподаванию:методическое пособие/М.Новый учеб. 2008
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393/ Учительская газета № 31, 2002
- Компетентностный подход в преподавании, ж-л Преподавание истории в школе №8, 2010