Урок литературного чтения. Тема: "А.П. Гайдар "Совесть"". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: слайд

  • создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи: слайд

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • развивать творчество (изменять сюжет, придумывать продолжение рассказа);
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;
  • воспитывать стремление поступать по совести.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац.
  • портрет писателя;
  • рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;
  • иллюстрации к рассказу;
  • выставка книг А.П. Гайдара;
  • презентация к уроку ‏;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки с заданиями (для работы в группах);
  • плакаты «Настроение»;
  • видео «Заочная экскурсия в сельскую библиотеку»;
  • буклет «Поучительные рассказы А.П. Гайдара»;
  • кроссворд «Совесть»;
  • светофорчики.

Тип урока: работа с художественным текстом, новый материал.

Технология: слайд развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: слайд

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • синквейн;
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Девиз урока: (Записано на доске)

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Психологический настрой

Слайд.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

III. Проверка домашнего задания

Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку? (Домашнее задание было дифференцированным)

1. Чтение по ролям

2. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

  • От лица Вани,
  • От лица папы.. дети готовили одно из заданий по выбору)

– Как вы думаете, слова «струсил» и «трус» это одно и то же?

– Что ты думаешь о словах «соврал» и «врун»?

3. Дети пересказывают рассказы Л.Н. Толстого слайды «Бабка и внучка», «Два товарища», «Прыжок»,

 

«Гроза», «Собака и кость», «Яблоня», «Котенок», «Осёл и лошадь», подготовленные дополнительно.

– Что объединяет все эти рассказы? (Все эти рассказы поучительные. В них автор затронул важные качества человека: умение дружить, быть заботливым, добрым, уважать людей, любить своих близких, приходить на помощь.)

Заполнение бортового журнала

Знаем Новое
В. Осеева «Волшебное слово»
вежливость
– уважение
 
В.Ю. Драгунский «Друг детства»
преданность
– жалость
 
Л.Н. Толстой «Косточка»
ложь
– правда
 

IV. Изучение нового материала

1. Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

  1. ----------- (совесть)
  2. отзывчивый, понятливый, скромный, доброжелательный
  3. переживает, стыдится, чувствует
  4. он всегда слушает зов своего сердца. Контролирует свои поступки
  5. Человек.

Вопрос:

Определите первое слово синквейна. ( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»)

– Как вы думаете, что такое совесть?

Определение темы урока.

О чём мы будем говорить на уроке?

(О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).

Слайд. А.П. Гайдар – портрет писателя.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя А.П. Гайдара

– Определить название рассказа мы можем, когда закончим произведение и разгадаем кроссворд.

Кроссворд

  1. За знаниями уже не в первый раз
    Мы в свой просторный входим…. (класс).
  2. Недаром молвится народная … (пословица).
  3. Чтобы было понимание
    Напрягай своё … (внимание).
  4. На вопрос найти ответ
    Поможет мудрый нам … (совет).
  5. Как яркая раскраска,
    Волшебством пестреет … (сказка).
  6. Будто сказочная дверь
    В знанья, это наш – … (портфель).
  7. Мама, папа, брат и я
    Все мы – дружная … (семья).

слайд Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.

– Ключевое слово «Совесть».

Прогнозирование по названию. – О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения)

– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

2. Стадия осмысления

  • Словарная разминка. Слайд.

– Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть?

Работа со словарём

Проверь себя по словарю на стр. 169–171 учебника.

  • Чтение с остановками. Дети читают «цепочкой»

Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы).

Вопросы по осмыслению текста:

Почему девочка оказалась в роще?

– Что она там делала?

– Какое у неё было настроение?

Дети выбирают плакат «Веселое настроение» (рисунок улыбающегося детского лица).

Проведём исследование.

– Какое впечатление произвела на вас Нина?

Заполнение кластера. слайд

Чтение 2 фрагмента (3-4 абзацы до слов «… я заблудился»). Выбор настроения Нины – «сердитая».

Слайд. Иллюстрация встреча Нины с малышом.

Исследование.

Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Работа с карандашом: (Дети выделяют отрывки в тексте и читают)

– Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?

– Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). Выбор настроения – «серьезное».

– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.

Заполнение кластера.

Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа). Переносное значение выражения: «Грызла беспощадная совесть»

– Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу?

Слайд. Встреча Нины с малышом.

Выбор плаката «Грустное настроение. Слёзы.»

Физминутка под музыку «Перемена».

Работа в группах:

Исследование:

Сейчас мы поработаем в группах.

– Какие правила работы в группе нужно соблюдать?

– Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и четко высказать его.

Задания группам:

Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?

Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

А) неисправима;
Б) надеется, что девочка исправится;
В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.

– Что чувствовала Нина, когда осталась одна?

Заполнение кластера.

– Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»

Творческие задания.

Представьте, что вы писатели…

– Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?

– Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?

– Придумайте окончание рассказа.

Стадия рефлексии

Вопросы:

– Какое настроение было у Нины в начале рассказа?

– А в конце? Антонимы: веселый – грустный.

– Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?

– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.

– Что может подсказать СОВЕСТЬ?

Индивидуальные задания.

Чтение предложений.

Слайд.

Поступай по совести

Совесть – это голос твоего сердца

Совесть – голос тайного судьи.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).

Слайд. Наши добрые дела

– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делаем с вами. Эти фотографии я взяла из нашего классного альбома.

Домашнее задание: – Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

На доске: стр. 94 – 95 прочитать и пересказать, вопрос №5. Эпизод разговора Нины с малышом – по ролям.

– Что нового мы узнали на уроке?

Заполнение бортового журнала

Знаем Новое
В. Осеева «Волшебное слово»
вежливость
– уважение
А.П. Гайдар «Совесть»
Зов совести
В.Ю. Драгунский «Друг детства»
преданность
– жалость
 
Л.Н. Толстой «Косточка»
ложь
– правда
 

 

– Кто захотел, прочитать другие рассказы А.П. Гайдара?

– Куда вы обратитесь, чтобы взять книги А.П. Гайдара? (В библиотеку)

Видеозапись «Заочная экскурсия в сельскую детскую библиотеку». (Обзор произведений А.П. Гайдара. Выступление заведующей сельской детской библиотеки Толстиковой Натальи Анатольевны).

Вручение детям буклетов «Поучительные рассказы А.П. Гайдара».

V. Итог урока.

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  • Зеленые «зайчики» – я всегда поступаю по совести.
  • Розовые «зайчики» – после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
  • Коричневые «зайчики» – мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.

– Спасибо за урок!