Цель: слайд
- создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи: слайд
- показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
- развивать интерес к чтению;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- развивать творчество (изменять сюжет, придумывать продолжение рассказа);
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;
- воспитывать стремление поступать по совести.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац.
- портрет писателя;
- рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;
- иллюстрации к рассказу;
- выставка книг А.П. Гайдара;
- презентация к уроку ;
- мультимедийный проектор;
- карточки с заданиями (для работы в группах);
- плакаты «Настроение»;
- видео «Заочная экскурсия в сельскую библиотеку»;
- буклет «Поучительные рассказы А.П. Гайдара»;
- кроссворд «Совесть»;
- светофорчики.
Тип урока: работа с художественным текстом, новый материал.
Технология: слайд развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: слайд
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- синквейн;
- использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Девиз урока: (Записано на доске)
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Психологический настрой
Слайд.
Дети читают хором:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
III. Проверка домашнего задания
– Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку? (Домашнее задание было дифференцированным)
1. Чтение по ролям
2. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»
- От лица Вани,
- От лица папы.. дети готовили одно из заданий по выбору)
– Как вы думаете, слова «струсил» и «трус» это одно и то же?
– Что ты думаешь о словах «соврал» и «врун»?
3. Дети пересказывают рассказы Л.Н. Толстого слайды «Бабка и внучка», «Два товарища», «Прыжок»,
«Гроза», «Собака и кость», «Яблоня», «Котенок», «Осёл и лошадь», подготовленные дополнительно.
– Что объединяет все эти рассказы? (Все эти рассказы поучительные. В них автор затронул важные качества человека: умение дружить, быть заботливым, добрым, уважать людей, любить своих близких, приходить на помощь.)
Заполнение бортового журнала
Знаем | Новое |
В. Осеева «Волшебное слово» – вежливость – уважение |
|
В.Ю. Драгунский «Друг детства» – преданность – жалость |
|
Л.Н. Толстой «Косточка» – ложь – правда |
IV. Изучение нового материала
1. Стадия вызова
Предлагается синквейн без первой строчки
Слайд.
- ----------- (совесть)
- отзывчивый, понятливый, скромный, доброжелательный
- переживает, стыдится, чувствует
- он всегда слушает зов своего сердца. Контролирует свои поступки
- Человек.
Вопрос:
– Определите первое слово синквейна. ( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»)
– Как вы думаете, что такое совесть?
Определение темы урока.
– О чём мы будем говорить на уроке?
(О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
Слайд. А.П. Гайдар – портрет писателя.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя А.П. Гайдара
– Определить название рассказа мы можем, когда закончим произведение и разгадаем кроссворд.
Кроссворд
- За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс). - Недаром молвится народная … (пословица).
- Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание). - На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет). - Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка). - Будто сказочная дверь
В знанья, это наш – … (портфель). - Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья).
– слайд Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
– Ключевое слово «Совесть».
Прогнозирование по названию. – О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения)
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?
Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»
2. Стадия осмысления
- Словарная разминка. Слайд.
– Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть?
Работа со словарём
– Проверь себя по словарю на стр. 169–171 учебника.
- Чтение с остановками. Дети читают «цепочкой»
Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы).
Вопросы по осмыслению текста:
– Почему девочка оказалась в роще?
– Что она там делала?
– Какое у неё было настроение?
Дети выбирают плакат «Веселое настроение» (рисунок улыбающегося детского лица).
Проведём исследование.
– Какое впечатление произвела на вас Нина?
Заполнение кластера. слайд
Чтение 2 фрагмента (3-4 абзацы до слов «… я заблудился»). Выбор настроения Нины – «сердитая».
Слайд. Иллюстрация встреча Нины с малышом.
Исследование.
– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
Работа с карандашом: (Дети выделяют отрывки в тексте и читают)
– Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?
– Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). Выбор настроения – «серьезное».
– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.
Заполнение кластера.
Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа). Переносное значение выражения: «Грызла беспощадная совесть»
– Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу?
Слайд. Встреча Нины с малышом.
Выбор плаката «Грустное настроение. Слёзы.»
Физминутка под музыку «Перемена».
Работа в группах:
Исследование:
– Сейчас мы поработаем в группах.
– Какие правила работы в группе нужно соблюдать?
– Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и четко высказать его.
Задания группам:
Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?
Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?
Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:
А) неисправима;
Б) надеется, что девочка исправится;
В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.
Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?
Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.
– Что чувствовала Нина, когда осталась одна?
Заполнение кластера.
– Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»
Творческие задания.
– Представьте, что вы писатели…
– Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?
– Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?
– Придумайте окончание рассказа.
Стадия рефлексии
Вопросы:
– Какое настроение было у Нины в начале рассказа?
– А в конце? Антонимы: веселый – грустный.
– Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?
– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?
– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.
– Что может подсказать СОВЕСТЬ?
Индивидуальные задания.
Чтение предложений.
Слайд.
Поступай по совести
Совесть – это голос твоего сердца
Совесть – голос тайного судьи.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
– Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).
Слайд. Наши добрые дела
– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делаем с вами. Эти фотографии я взяла из нашего классного альбома.
Домашнее задание: – Какое задание вы предложили бы выполнить дома?
На доске: стр. 94 – 95 прочитать и пересказать, вопрос №5. Эпизод разговора Нины с малышом – по ролям.
– Что нового мы узнали на уроке?
Заполнение бортового журнала
Знаем | Новое |
В. Осеева «Волшебное слово» – вежливость – уважение |
А.П. Гайдар «Совесть» – Зов совести |
В.Ю. Драгунский «Друг детства» – преданность – жалость |
|
Л.Н. Толстой «Косточка» – ложь – правда |
– Кто захотел, прочитать другие рассказы А.П. Гайдара?
– Куда вы обратитесь, чтобы взять книги А.П. Гайдара? (В библиотеку)
Видеозапись «Заочная экскурсия в сельскую детскую библиотеку». (Обзор произведений А.П. Гайдара. Выступление заведующей сельской детской библиотеки Толстиковой Натальи Анатольевны).
Вручение детям буклетов «Поучительные рассказы А.П. Гайдара».
V. Итог урока.
Чтение плаката:
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
- Зеленые «зайчики» – я всегда поступаю по совести.
- Розовые «зайчики» – после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.
- Коричневые «зайчики» – мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.
– Спасибо за урок!