Тип урока: обобщающий.
Цели урокаСлайд 1
Образовательные цели урока:
- закрепить навык устного счета;
- повторить и закрепить учебный материал (действия с натуральными рациональными числами);
- отработать навык самостоятельного решения задач с дальнейшей проверкой.
Воспитательные цели урока:
- формировать способность рефлексии собственной деятельности;
- воспитывать учебную самостоятельность.
Развивающие цели урока:
- установить межпредметные связи (математика + литература + ботаника);
- расширить кругозор.
Оборудование и материалы: компьютер и проектор, маршрутный лист для каждого учащегося Приложение.
Структура урока: с использованием презентации PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный этап.
(Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному процессу, проверка подготовленности классного помещения к занятию, организациявнимания учащихся).
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения! Сегодня мы отправляемся в путешествие, получите маршрутные листы. (раздаются листы для индивидуальной работы, поясняется работа по их заполнению, за каждое правильно выполненное задание учащийся получает запланированное количество пунктов, в конце урока подводится итог, и пункты конвертируются в оценку).
II.Устный счет. Подготовка учащихся к основному этапу урока.
Слайд 2.
(Урок начинается с устного счета. Девять предложенных примеров можно решать устно, записывая только ответы. Если учащиеся испытывают затруднения в записи решения цепочкой, то для закрепления этого навыка можно выполнять примеры письменно (в этом случае надо не только сверить ответы, но и организовать проверку правильности записей.)
1. Найди значение выражений, записав решение с промежуточными действиями.
П | 62 +75:3= |
У | (72:8)2 – 27= |
А | -81:(-9∙9) + 81= |
Л | 40 – (8-5)3 = |
Р | 4∙(-5)2 = |
Н | (64:8)2 – 32= |
Ц | (-8:2+ 3)21 ∙(-23)= |
Е | (2∙7∙2):4+7= |
Ь | 63:7 – 9= |
2.* Расположи ответы в порядке убывания. Каждому ответу поставь в соответствии букву. (Это задание не обязательно для выполнения всеми учащимися. Его выполняют те, у кого хорошо развиты навыки счета, и они справляются быстрее. Буквы должны появиться тогда, когда первый учащийся оповестит Вас о завершении этой работы.)
100 | 82 | 61 | 54 | 32 | 23 | 14 | 13 | 0 |
Р | А | П | У | Н | Ц | Е | Л | Ь |
3. Что означает полученное слово? (учащимся рпедлагается подчеркнуть подходящий вариант) Слайд 4
Рапунцель – это …
- город в Германии
- фамилия художника
- растение семейства колокольчиковых
- вид черепахи
- имя сказочного персонажа
- разновидность салата
(Организуется обсуждение и озвучиваются верные ответы)
Рапунцель – это растение семейства колокольчиковых.
Чаще всего колокольчик – рапунцель, или колокольчик репчатый – двулетник, большей частью с реповидно утолщённым корнем; цветки беловатые, в длинной кисти.
Растет в Европе и Предкавказье на опушках, лугах, полях, у дорог. Корни его используют в пищу подобно редису, молодые листья – в качестве салата.
Рапунцель – это имя сказочного персонажа. Слайд 5
Кто может жить в башне без дверей в самой чаще леса? А живет там красавица Рапунцель, которую десять лет назад украла у бедных родителей и сделала своей ученицей старая ведьма, фрау Готтель. Влюбленный принц Эгмонд решил освободить избранницу, но …
Предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам этой сказки
III. Решение задач. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Задача 1 Слайд 6 (Решая задачу 1, можно попросить учащегося пересказать условие задачи, но при этом передавая только ее математическую модель, отбрасывая ненужные повествования. После обсуждения в паре, учащиеся решают ее самостоятельно, с дальнейшей проверкой.)
Колдунья заперла Рапунцель в башню, что находилась в лесу. В той башне не было ни дверей, ни лестницы, только на самом её верху было маленькое оконце. Помещение внутри башни, где находилась девушка, было квадратной формы со стороной 4 м. Изобрази план комнаты в масштабе 1:80.
(ответ: квадрат со стороной 5 см)
Задача 2 Слайд 7
В башне было очень холодно. Рапунцель решила связать себе теплый шарфик. За 5 минут работы ей удавалось связать 10 см. Какой длины получится шарфик, если Рапунцель будет работать 1 ч 30 минут?
(ответ: 1 м 80 см)
Задача 3 Слайд 8 (Задачу 3 первоначально предлагается решать самостоятельно. Не надо опережать события и самим расшифровывать незнакомые для детей понятия. Надо дождаться, чтобы учащиеся сами задали вопрос. При необходимости дается справка об используемых в задаче единицах длины.)
Были у Рапунцель длинные прекрасные волосы, тонкие, словно из пряжи золотой, длиной примерно 20 аршин. Косу какой длины отрезала колдунья, если оставшаяся часть составляет 1 м 60 см?
(ответ: 12 м 60 см)
Задача 4 Слайд 9 (Задача 4 не содержит чисел. Ученики должны сами догадаться, где взять недостающие данные.)
Найдите отношение длины отрезанных волос к длине оставшихся волос. (ответ: 63:8≈8:1 )
Слайд 10… и случилось королевскому сыну проезжать на коне через лес, где стояла башня. Вдруг он услышал пение, а было оно такое приятное, что он остановился и стал прислушиваться. Это пела Рапунцель своим чудесным голосом песню, …
Задача 5 Слайд 10
Колдунья спряталась в замке, распустила косу, которую отрезала у Рапунцель.
Через какое время принц доберётся до окна замка, если за 1 секунду он поднимается на 60 см и находится уже на высоте 1 м 20 см от земли?
(ответ: 19 сек)
Учитель: Итак, наше путешествие по сказке подошло к концу.
IV. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
Слайд 11
- Что вы нового узнали на уроке?
- Что из изученного ранее вам помогло сегодня на уроке справиться с предложенными задачами?
- Удалось ли вам самостоятельно решить предложенные задачи?
- Сможешь ли ты самостоятельно выполнить задания на масштаб и задачи на производительность?
- Заинтересовал ли тебя сюжет сказки? Прочитаешь ли ты ее, чтобы узнать чем она закончилась?
Тест для рефлексии. (учащиеся заполняют самостоятельно) Приложение
V. Этап информации о домашнем задании.
Домашнее задание (на усмотрение учителя) Слайд 12
Используемая литература
- ru.wikipedia.org
- urok.1sept.ru
- Братья Гримм «Рапунцель».