Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Человек проникает в тайны природы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить с прогрессом науки и техники.
  • Формировать представление о современных технологиях, используемых человеком.

Задачи урока:

  • Познакомить с историей развития вычислительной техники, некоторыми открытиями человечества.
  • Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;
  • Развивать умение лаконично и чётко излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения;
  • Показать возможности использования компьютера как инструмента практической, учебной и поисковой деятельности человека;
  • Показать влияние современной техники на здоровье человека и рассмотреть способы защиты от её вредного воздействия.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: проблемно-поисковый.

Возраст учащихся: 4 класс.

Программное обеспечение: Вахрушев А.А. Учебник-тетрадь для 4 класса: Человек и природа. 2 часть.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, компьютерная презентация (Презентация), образцы предметов природы (гнездо осы, семена репейника, кремний).

Форма организации учебной деятельности:

  1. фронтальная работа,
  2. межпредметная творческая работа,
  3. работа в группах,
  4. индивидуальная работа
  5. самоконтроль,
  6. взаимоконтроль.

Межпредметные связи: информатика + окружающий мир + технология.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемы.
  4. Совместное открытие знаний.
  5. Физминутка.
  6. Самостоятельное применение знаний.
  7. Рефлексия.
  8. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что уже знаете.

– Что такое природа?

(слайд 3)

Посмотри на слайд и приведи примеры объектов живой и неживой природы

– Что мы называем искусственными объектами? (вещи сделанные человеком)

– Из чего изготавливает человек вещи? (из объектов природы)

Путь всех вещей созданных человеком начинается в природе.

– Откуда люди берут энергию для изготовления вещей? (источником энергии является: уголь, древесина, нефть. Используют энергию воды, ветра, солнца.)

– Откуда берёт человек новые знания, идеи, изобретения? (использует накопленный опыт, знания, а самые способные люди не только пользуются чужими знаниями, но и умеют открывать новые знания, изобретения).

III. Постановка проблемы.

Работа с книгой-тетрадью.

– Прочитайте диалог Лены и Миши.

– Всё ли известно всему человечеству?

– Определите тему сегодняшнего урока. (слайд 4)

Поставьте учебную задачу.

Сегодня мы будем знакомиться с разнообразными достижениями современного человека, узнаем, как были сделаны некоторые открытия, проследим этапы развития определённых предметов. А в конце урока вы оцените свою работу.

IV. Совместное открытие знаний.

У меня в руках предметы, которые дали подсказку или явились причиной некоторых открытий. Я предлагаю определить, что это за предмет и какое изобретение было сделано с его помощью. (репей, осиное гнездо)(слайд 5)

Но задолго до этого открытия бумагу изобрели в другой стране. Вам было дано задание подготовить сообщение об открытии бумаги. (слайды 6-12)

Выполните задание 1 (Приложение) (слайд 13)

V. Физминутка.

(слайд 14)

VI. Совместное открытие знаний.

(слайд 15)

Посмотрите на экран и скажите, что объединяет все эти предметы?

– Подумайте и скажите, в каком порядке появились на свет эти предметы?

Тогда мы вместе с вами пройдём путь развития вычислительной техники.

Одновременно вы будите заполнять таблицу №2. Вам необходимо определить порядок появления предметов вычислительной техники.

Презентация. История развития вычислительной техники.

(слайды 16-23)

Слайд 16 Нетрудно догадаться. Что первым счётным средством для человека были его пальцы. Этот инструмент всегда под рукой. Кто из вас пользовался им? Вот как описывает пальцевой счёт туземцев знаменитый русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай.

«…Папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например: «бе, бе, бе…». Досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бе, бе…», пока не дойдет до «ибон али» (две руки). Затем он идет дальше, приговаривая «бе, бе, …», пока не дойдет до «самба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого… »Для более сложных вычислений стали использовать, камешки, ракушки, палочки. Обратимся к вашей таблице. Под №1 будет что?...

Слайд 17 К 5 веку до н.э., когда в мире активно начала развиваться торговля в Греции появилось первое механическое вычислительное устройство – абак. Это камешки размещённые на разрядных линейках-желобках. Внизу помещались камешки для счёта до пяти, а в верхней части отделения для камешка, соответствующего пятёрке. Изготовлялся из бронзы, камня, слоновой кости, цветного стекла. После изобретения абака в мире настала полоса спокойствия. За это время появились тысячи разновидностей: японский соробон, китайский суан-пан в России – счёты, которые появились в XVвеке и состоят на особом месте. Почему? Используют десятичную систему счисления, а не пятеричную, как остальные абаки.

Слайд 18 Очередной прорыв начался в XVII веке. На смену абакам пришли арифмометры- первые механические считывающие устройства на основе зубчатых колёс. Первый арифмометр изобрёл Блез Паскаль в 1642 году. Эта машина могла суммировать числа. А в 1673году немецкий математик Готфрид Лейбниц создал арифмометр, который мог выполнять все 4 арифметических действия. Арифмометр был предшественником современного калькулятора. Учёные продолжают работать над созданием новых машин более совершенных.

Слайд 19 в XIX веке появляется первый вычислительный автомат – Аналитическая машина английского математика Чарльза Бэббиджа, которая производит расчёты по заранее составленной программе т.е. предшественником электронно-вычислительных машин. ЭВМ.

Слайды 20–22 40-е годы XX века считаются годами научных открытий и изобретений. В эти годы появляются первые ЭВМ. Эти машины могут не только считать, но и хранить данные и программы. Первые компьютеры считали в тысячу раз быстрее механических счётных машин, но они были очень большими. Они с трудом поместились бы даже в школьных спортзалах. Дело в том, что в этих компьютерах было несколько десятков тысяч электронных ламп, а каждая лампа была с небольшой огурец. Использовали их для научных расчётов. Развитие ЭВМ в России связано с именем академика С.А. Лебедева. Появляются новые поколения компьютеров, уменьшаются размеры, потребление энергии, стоимость. Использует более широкий круг специалистов.

Слайд 23 В 80-x годах благодаря огромной работе учёных были созданы компьютеры 4 поколения, наиболее ярким представителем является ПК.

Без которых нельзя обойтись. Учёные не перестают думать, что они придумают дальше? Этого никто не знает. Вероятно, вы будете тем поколением, которое изобретёт новые приборы и машины.

Слайд 24 Обратимся к таблице под номером 2. (Приложение). Назовите первое вычислительное устройство?... (проверка)

– Поднимите руки у кого дома есть компьютер?

– Где сейчас используются компьютеры?

Слайд 25

Уже никого не удивляют компьютеры, ни сотовые телефоны. Но коль мы пользуемся плодами технических новшеств, то давайте поговорим о пользе и вреде умной машины.

Обратимся к таблице 3. (Приложение). Работаем в парах. Вам нужно распределить по группам данные слова. Даю минуту на шум.

Слайд 26 Проверка. Пользу или вред приносит компьютер?

Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки)

Давайте обезвредим недостатки компьютера.

Соблюдение правил работы на ПК позволит сохранить ваше здоровье. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой.

VII. Рефлексия. Итог урока.

(Слайд 27)

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне было трудно…

Д/з Рассказать об одном изобретении или открытии.