Эпиграф к уроку: «Всё что делаем мы сами – называем чудесами!»
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- создание условий для знакомства с жанром натюрморта, с ролью композиции;
- формирование художественных ЗУН в составлении натюрморта в технике аппликации, его построении, умений выразить разные эмоциональные состояния и приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, умения применять их на практике.
- развитие эстетического вкуса;
- использование возможностей цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита;
- развитие зрительной памяти в передаче впечатлений;
- пробуждение фантазии, умения комбинировать детали.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение, диалог, ИТК, самостоятельная работа учащихся.
Инструменты и материалы: ножницы, клей, картон, кусочки ткани, шаблоны, карандаш, мел.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
1) Приветствие
Учитель технологии: Здравствуйте!
Учитель ИЗО: Добрый день! Сегодня у нас урок необычный, на уроке у нас много гостей и как видите 2 учителя.
Учитель технологии:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Дневничок, альбом, булавки.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
2) Проверка явки учащихся;
3) Доведение до учащихся плана и целей урока.
Учитель ИЗО: О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы догодаетесь сами, если внимательно послушаете стихотворение:
Презентация (Слайд 1)
Солнцем апельсин горит, он
Фруктов чествует парад.
Мутной зеленью нефритов
Отливает виноград.
Ломтик дыни с ароматом,
Как сечёная луна,
Половинка от граната
Вся рубинами полна.
(Натюрморт)
– Правильно! Молодцы! И вы угадали нашу сегодняшнюю тему урока. А тема урока у нас сказочная, а ну-ка, прочитайте пожалуйста. (Слайд 2)
Дети: «Путешествие волшебного лоскутка в страну Натюрмортию»
Учитель технологии: Спасибо! И вот сегодня он у нас в гостях и приглашает нас вместе с ним отправиться в путешествие в страну Натюрмортию,
Учитель ИЗО: Для того, чтобы познакомимся с жанром натюрморта, с его композицией, цветовым решением,
Учитель технологии: С правилами выполнения клеевой аппликации, вспомнить приемы безопасной работы с инструментами и выполнить творческую работу в технике аппликации …
Учитель ИЗО: … в которой вы выразите свое отношение к натюрморту, продемонстрируете свой эстетический вкус и композиционное чутье.
2. Изложение нового материала
Учитель ИЗО: А для того, чтобы отправиться в это путешествие, волшебному лоскутку необходимы ваши знания. Итак, первое задание: что здесь лишнее?
(Слайд 3)
– Молодцы! Итак мы попали в страну Натюрмортию.
(Слайд 4)
– А что такое натюрморт? Натюрморт (Stilleben) – в переводе с немецкого тихая жизнь, а с французского – мертвая натура. В каких видах ИЗО можно увидеть натюрморт?
(Слайд 5)
Искусство натюрморта, как жанр, появилось в Голландии в начале 17 века, а до этого натюрморт не был самостоятельным жанром, он был включен в бытовой и исторический жанр. А наш лоскуток продолжает путешествовать, и на его пути опять возникают вопросы:
(Слайд 6)
– Что можно видеть в натюрморте?
– О чем может рассказать натюрморт?
Ответы детей.
– Молодцы!
(Слайд 7)
Художники изображали самые обычные вещи, но
показывали их красоту и поэтичность, одни любили
натюрморты скромные, с небольшим количеством
предметов, другие писали на холстах много дичи,
рыбы, фруктов, цветов и многое др.
Лепные орнаментальные украшения в виде
геометрических фигур, предметов быта, фруктов,
плодов были найдены во многих памятниках старины
и существуют в современных сооружениях.
Каменные рельефы из плодов и листьев появились
еще в творчестве древнерусских мастеров.
(Слайд 8)
В жанре натюрморт не только показывает мир вещей, но вместе с тем мир человека, его чувства. Каждый художник находит для решения этой задачи свои выразительные средства, которые позволяют ему выявить такие качества и свойства предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть знакомые привычные вещи, и оценить их красоту.
– А как вы думаете, в натюрморте присутствует сам человек?
– Хорошо! Человек незримо присутствует всегда на картине и кажется, что он только вышел и может вернуться в любой момент. Через изображение предметов художник дает зримо понять и увидеть жизнь человека, его роль, эпоху в которой он живет, особенности быта, взгляды, и свое отношение к миру вещей.
– Молодцы! Вы показали хорошие знания и тем самым помогли лоскутку продолжить путешествие по стране Натюрмортия.
(Слайд 9)
– И как видите, наш волшебный лоскуток попал в
гости к художнику, какому?
Дети. Владимиру Федоровичу Стожарову.
– Который приглашает в гости, по своей картинной галереи. И первая его картина «У самовара» приглашает попить чаю в простой крестьянской семье
(Слайды 10-16)
(Слайд 17)
– О чем же художник хотел нам рассказать в этой картине?
Ответы детей.
– Да, о крестьянской жизни. В крестьянской деревянной избе на столе стоят: бутыль, оплетенная берестой, березовый туесок и маленький бочонок, в них зреет, бродит квас. На переднем плане – деревянная чаша наполненная квасом и кувшин – квасник. А на дальнем плане картины мы видим белое полотенце, гроздья рябины на стене и деревянные расписные ложки. Как красив и уютен этот уголок простого деревенского быта.
Учитель технологии: Девочки, а что вы видите справа и слева от квасника?
Дети: Справа от квасника на столе лежат испеченные в русской печи караваи черного хлеба, между ними - деревянная ложка и нож. Слева от чаши – луковицы в блестящей светло-коричневой кожуре.
– Не было ничего вкуснее для русского крестьянина в жаркий полдень, чем глоток холодного кваса. А тюря из размоченного в квасе черного хлеба с луком была самой привычной крестьянской едой.
(Слайд 18)
Учитель ИЗО: Полюбуйтесь этим
натюрмортом. Обратите внимание из каких
необычных предметов он составлен. Кто знает, что
это за предметы?
Посмотрим на деревянный стол. Что, прежде всего,
привлекло ваше внимание? Что здесь самое яркое,
нарядное? (Художник показал нам небольшой
уголок крестьянского деревянного дома. Видите,
все предметы здесь связаны между собой, все нужны
в хозяйстве. Посмотрите, каким теплом пронизаны
стены дома, резная деревянная полочка для
полотенца, веретено, деревянный ковш, прялка.
Художник использовал красно-коричневые тона,
которые создают ощущение тепла, уюта в доме. А
зеленый и белые цвета вносят в картину
праздничное настроение, делают ее наряднее.)
– Что вы можете рассказать о творчестве этого художника?
(Слайд 19)
Сообщение уч-ся:
СТОЖАРОВ Владимир Федорович 1926-1974 российский
художник. Он верен был народным традициям.
Натюрморт привлекал художника на протяжении
всей творческой жизни, а после поездок на Север
буквально захватил его. Его натюрморты
характеризует определенная монументальность.
Большое значение имеют материальность,
обьемность, фактура предметов. Автор –
немногословен и убедителен, каждая деталь
помогает создать образ домашнего уюта и тепла.
Понятия, бесконечно дорогие каждому
человеку – земля, солнце, хлеб, – стали
главным мотивом его творчества. По земле он
расставлял крепкие деревянные дома и освещал их
теплым солнцем. Хлеб лежал рядом с солью. И все,
что становилось темой его искусства, приобретало
вес и запах. Терпкими ароматами весны и осени,
сырости и снега, земли и ветра наполнены его
холсты.
(Слайд 20)
Учитель технологии: Давайте вернемся к натюрморту Стожарова, что ж здесь главное?
Дети: Лен, лежащий на полотенце.
– Зеленовато-желтый пучок стеблей лежит в
центре – он главный на картине.
Именно из волокон льна выткано и это красивое
полотенце. Много трудился человек, чтобы сначала
вырастить лен, затем собрать его , обмолотить,
стебли вымочить, высушить, расчесать волокна, а
эти волокна спрясть в длинную, прочную нить.
Изделия, выполненные своими руками, всегда
ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по
сравнению с серийными промышленными изделиями,
так как ручные работы – это источник
эмоциональной духовности.
А наш лоскуток продолжает путешествовать и на
своем пути снова встречает натюрморты.
(Слайд 21)
– А чем же эти натюрморты отличаются от
натюрмортов Владимира Федоровича Стожарова?
Ответы детей.
– Итак, во время путешествия наш сказочный герой
попал куда? (В лоскутный мир)
(Слайд 22)
– Среди многообразия видов
декоративно-прикладного творчества (вышивание,
плетение, вязание, роспись и т. п.) особое внимание
заслуживает лоскутная техника.
Аппликация – от латинского слова –
прикладывание, заключается в вырезании,
наложении различных форм и закреплении их на
другом материале (фоне)
(Слайд 24)
– А что вы узнали из истории развития техники
появления аппликации, из домашней поисковой
работы? Помогите нашему лоскутку продвинуться
дальше?
Сообщение ребенка: (Слайды 25, 26) «Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация или нашивание различных лоскутов тканей, а также наклеивание всевозможных материалов пришла к нам с Востока и из Византии. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить им жизнь»
Учитель технологии: Спасибо, молодец!
Лоскутная техника широко развивается в наши дни,
а также в нашей Белгородской области
Маргарита Кудрявцева – постоянный участник
международных, всероссийских, региональных
художественных выставок, лауреат Всероссийского
фестиваля «Лоскутная мозаика» является , членом
Союза художников России
Аппликации могут быть как простыми, так и
сложными, состоящими из нескольких или множества
элементов. Но в любом случае элементы аппликаций
должны быть стилизованными, без лишних деталей, с
четким правильным контуром.
Одно из важнейших выразительных средств в
аппликации – цвет, создающий гармонию красок. С
помощью цвета можно подчеркнуть красоту форм и
линий, сделать необходимые акценты.
А тем временем наш герой попал в мир цвета.
Давайте поможем ему разобраться в цветовой
гамме. (Слайд 28)
Учитель ИЗО: С этим заданием вы легко справитесь, если вспомните темы уроков нашей четверти.
Ответы детей:
– Цвета первого порядка (основные цвета) –
красный, синий, желтый – это цвета, из которых
могут быть получены все остальные.
Цвета второго порядка – оранжевый, зеленый,
фиолетовый – получаются из смеси двух основных
цветов (красный + синий = фиолетовый, желтый +
красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый).
Дополнительные цвета – цвета, находящиеся друг
напротив друга в цветовом круге, они составляют
наибольший контраст. Например: красный –
зеленый, желтый – фиолетовый, и т.д. Каждый цвет
имеет только один дополнительный к нему цвет.
Учитель ИЗО: (Слайд 29)
Можно также подобрать набор цвета с помощью
квадрата, равнобедренного треугольника или
прямоугольника.
Эти цвета дополняют друг друга, образуют палитру
насыщенных цветов и оттенков.
(Слайд 30)
Если необходимо создать произведение в строгом
ключе – схема со смежными цветами самая
подходящая.
(Слайд 31) Здесь применены цветовые тона
равной насыщенности и светлоты. Многоцветная
гамма, но скорее пестрая, чем выразительная.
Изменили одновременно две характеристики – тон
и насыщенность. Гамма "облагородилась",
появилось ощущение сложного цвета, увеличилась
контрастность и выразительность.
Получается очень невыразительная, скучная,
монотонная гамма. Композиция очень плохо
читается из-за отсутствия контраста
Сочетая изменение светлоты и тона, мы сохраняем
контрастность и получаем сдержанно-цветную
выразительную композицию
Учитель технологии: Девочки Молодцы! На протяжении всего путешествия вы активно помогали лоскутку, и теперь настал его черед и он хочет поделиться с вами своими секретами.
Секреты мастерства
Для выполнения аппликации вам потребуется
ткань для фона и лоскуты.
Материалами для тканевой аппликации могут
служить всевозможные ткани разной фактуры —
гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также
кожа, мех, войлок, фетр.
Для того чтобы при вырезании аппликации и ее
приклеивании края ткани не осыпались, лоскут
крахмалят или дублируют.
Аппликации выкраиваются по выкройкам или
шаблонам.
Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в
нужных местах эскиза, уточняют форму,
совместимость фона и цвета фигур, после чего
приступают к закреплению аппликации на основе.
Если детали картины или панно не пристрачиваются
на машинке, а приклеиваются или пришиваются
вручную, то намного быстрее и удобнее работать с
подрамником, набив к нему маленькими гвоздиками
холст — основу будущего изделия. Это очень
напоминает работу в пяльцах. Закончив картину,
подбирают подходящую по размеру рамочку
Учитель ИЗО: Набор предметов должен
быть неслучайным, их должно что-то объединить,
роднить, в них должна быть заложена определенная
идея, тема.
Чтобы натюрморт был по-настоящему интересным он
должен быть хорошо составлен и правильно
поставлен, а это начало вашего творчества. Здесь
вы проявите свой вкус и композиционное чутье.
Помните, первое о выборе формата, затем сама
постановка. Если рассматривать предметы слишком
далеко друг от друга, в композицию может войти
пустота; если слишком сблизить – натюрморт может
получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким.
Одинаковые предметы, расположенные по одной
линии, создадут впечатление скучного
однообразия. Для создания равновесия в
композиции рекомендуется использовать
чередование светлых и темных предметов, тяжелых
и более изящных по форме, вертикальных и
горизонтальных по своим основным пропорциям.
Этим будет усиливаться выразительность
натюрморта, предметы будут как бы помогать
выявлять характерные качества друг друга. Есть
еще одно правило группировки предметов: тяжелые,
крупные предметы должны находиться сзади; более
легкие – перед ними, а самый первый должен быть
совсем свободным, открытым, здесь может
находиться драпировка или маленькие предметы.
Учитель технологии: Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем. (Слайд 33)
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Работайте хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
2. Ножницы кладите кольцами к себе и передавайте
кольцами вперед.
3. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
4. Не играйте ножницами и не подносите их к лицу.
5. Следите за движением и положением лезвий во
время работы.
6. Используйте ножницы только по назначению.
(Слайд 34)
Техника безопасности при работе с клеем:
- Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой.
- Не следует сильно давить на тюбик, т.к. клей может попасть на окружающих.
- Излишки клея с работы следует удалить мягкой тряпочкой.
- По окончании работы тщательно вымойте руки с мылом.
– А теперь представьте, что вы художники, и мы надеемся, у вас получится “ написать” картину в технике аппликация.
3. Практическая работа
Вводный инструктаж:
(Слайд 35)
1 Выбор сюжета.
2 Выполнение эскиза.
3 Подбор материалов для работы.
4 Изготовление шаблонов.
5 Прикрепление выкройки к фону.
6 Приклеивание аппликации к изделию.
7 Окончательное оформление работы.
Групповая работа учащихся.
Текущий инструктаж.
Заключительный инструктаж.
4. Физкультминутка
Учитель технологии:
На носочки поднялись,
Ручки опустили,
А теперь присели.
Коленки обхватили.
Снова встали — ноги вместе
И уже сидим на месте
5. Закрепление изученного материала.
Учитель ИЗО: Давайте вспомним о чем мы сегодня с вами говорили, что мы узнали нового, какие фамилии художников прозвучали и чем мы сегодня с вами занимались , а для этого отгадаем кроссворд наоборот.
(Слайд 36)
Кроссворд наоборот (Приложение 1)
6. Подведение итогов урока
Выставка и анализ творческих работ.
Учитель технологии: Давайте продемонстрируем наши работы, проведем анализ, как называется ваш натюрморт.
Ответы детей: «Осенний натюрморт». в стиле народных традиций. – «Натюрморт с хлебом», «Классический натюрморт».
– Молодцы! Недаром девиз нашего урока звучит так: «Все что делаем мы сами – называем чудесами!»
Учитель ИЗО:
(Слайд 37)
Вот волшебный лоскуток посмотрел и наш урок,
Там увидел он себя,
Побывал он на картине у Алены и у Иры,
У Кристины и Марины.
И воскликнул неспроста:
«Натюрмортия страна – это просто красота!»
7. Рефлексия (Приложение 2)
(Слайд 38)
Учитель технологии: Девочки, а чтобы вы сказали в ответ, какое настроение у вашей группы, выразите свое эмоциональное состояние от урока, от проделанной вами работы, как бы вы оценили наш урок-путешествие?
(Слайд 39)