Рабочая программа по предмету "Русский язык" в 4-м классе (УМК "Школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана для обучения в 4-м классе ГОУ «Корочанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  для детей с нарушениями речи» в соответствии с программой «Русский язык» – «Начальная школа XXI века» на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).

Программа рассчитана на 175 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Иванов, С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И., Петленко, Л.В., Романова, В.Ю. Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.: ил.
  2. Кузнецова, М.И. Пишем грамотно: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009 – 64 с.: ил.
  3. Кузнецова, М.И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с.: ил.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

В авторскую программу изменения не внесены.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями
  • науки о языке;
  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебнике «Русский язык»  4 класса.

В связи со спецификой школы Рабочая программа обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведёт к единой цели – ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития детей и создать у них готовность к овладению школьными умениями и навыками.

Отдельным блоком Рабочей программы вводится «Коррекционная работа на уроке». Он призван восполнять пробелы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представления учащихся об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Содержание программы

4  класс (175 ч)

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)

Фонетика (1 ч) Повторение изученного на основе фонетического анализа слова (1 ч).
Состав слова (1 ч.) Повторение изученного на основе словообразовательного анализа и разбора слова по составу (1 ч).
Синтаксис(16 ч.) Синтаксический анализ простого предложения (4 ч.)  Словосочетание (7 ч.)    Сложное предложение (5 ч.)
Морфология (36 ч.) Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч.)                                                                                Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. (22 ч) Наречие как часть речи (5 ч.)  Имя числительное: общее значение (3 ч.)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных в 2-4 классах.

«Развитие речи» (29 ч)

Совершенствование речевых умений.  Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные. Выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, выразительностью и богатством письменной речи.

Резервные уроки (40 ч)

Повторение по темам блока «Как устроен наш язык»  (16 ч.)
Повторение по темам блока «Правописание» (24 ч.)

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны: 

 называть: 

изученные части речи;
значимые части слова; 

различать, сравнивать:

– буквы и звуки, гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
– имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
– предлог и приставку;
– корень, приставку, суффикс, окончание;
– главные и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры: 

– простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать: 

– виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

– выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены; 
– пользоваться словарями;
– использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

 решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

– писать под диктовку разборчиво 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;   – звонкие и глухие согласные в корнях;
– непроизносимые согласные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
– удвоенные согласные;
– безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова);
– безударные гласные, не проверяемые ударением;
– разделительный мягкий и твердый знаки;
– мягкий знак после шипящих на конце имен существительных,
– мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;
– безударные падежные окончания имен существительных;
– безударные падежные окончания имен прилагательных;
– правописание безударных личных окончаний глаголов;
– словарные слова, определенные программой;
– знаки препинания в конце предложения; запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

– отвечать на вопросы к тексту;
– делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

Нормы, критерии оценки и виды контроля по предметам

Русский язык

Диктант

"5" ("отлично") – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок.
"4" ("хорошо") – уровень выполнения требований выше удовлетворительного.Наличие не более 2 ошибок;
"3" ("удовлетворительно") – достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5ошибок;
"2" ("плохо") – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более.

Списывание

Объём текстов для списывания  в 1 классе – 18-20 слов; во 2 классе – 20-40 слов, 3 классе – 40-60 слов, 4 классе 60-80 слов.
Оценивание списывания:
«5» ставится за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу,  в которой 1-2 исправления или одна ошибка; 
«3» – за работу, в которой 2-3 ошибки;
«2», за работу, в которой 4 ошибки и более.

Словарные диктанты

В словарные и терминологические диктанты включаются слова  на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить.
Объём словарного диктанта во 2 классе – 8-10 слов; в 3 классе – 10-12 слов; в 4 классе – 12-15 слов.
Нормы оценки за словарные  диктанты:
«4» ставится за диктант с 1 ошибкой;
«3» ставится за диктант с 2 ошибками;
отметка «2» ставится за диктант с  3 и более ошибками.

Тестирование

«5» – если ученик набрал 13 – 14 баллов;
«4» – если ученик набрал 10 – 12 баллов;
«3» – если ученик набрал 7 – 9 баллов;
«2» – если ученик набрал менее 7 баллов;

Изложение

Отметка «5»:

  • правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского  текста;
  • нет фактических ошибок;
  • правильно построены предложения и употреблены
    слова (допускается не более одной речевой неточности)

Отметка «4»:

  • содержание передано правильно и достаточно точно
  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

Отметка «3»:

  • допущено существенное отклонение от авторского текста;
  • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
  • есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Отметка «2»:

  • допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть)
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
  • допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Тематическое планирование